UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отказ от реформы — это не выход

Шестого апреля депутаты 300 голосами рекомендовали правительству забрать нашумевший «пенсионный» законопроект на доработку.

Автор: Наталия Яценко

Рано утром во вторник мне позвонил герой одной из «пенсионных» публикаций семилетней давности. А вы знаете, с металлом в голосе спрашивал он, сколько в стране судебных исков по поводу перерасчета пенсий? И что вся миллионная махина исков свалилась на апелляционные судебные инстанции, где теперь очередь на многие годы.

Не возымели действия никакие аргументы о том, что в Пенсионном фонде банально не хватает денег (как и в бюджете в целом, поскольку нынче каждая пятая гривня госфинансов идет на пенсионные нужды). Слово за слово - и от гневных заявлений о пренебрежении к интересам миллионов пенсионеров разговор перешел на личности, а потом и вовсе в скользкую плоскость - «брать вилы и выходить на улицу».

Увы, в системе координат современной Украины проблема справедливого перерасчета пенсий не имеет решения, которое бы удовлетворило и «низы», и «хранителей бюджета». «Отнять силой» как последний аргумент в «диалоге» с властью, к сожалению, перестал быть экзотикой.

И если даже 1,5 млн. состоящих в «судебных» отношениях с Пенсионным фондом граждан, скорее всего, не выйдут на улицы по причине своего преклонного возраста и, как ни больно это сознавать, тенденции к «физическому убытию», то это не значит, что на смену им не придут более молодые когорты соотечественников, не желающие терпеть ни нищенские зарплаты в образовании и закрытие школ, ни развал в медицине.

Какая связь между образованием и пенсиями? Очень простая. Согласно Государственному бюджету на 2011 год, почти 60 млрд. грн. бюджетных средств будут израсходованы на пенсионные цели, в том числе на покрытие дефицита Пенсионного фонда - 17 млрд. грн. Но это, как неоднократно подчеркивал вице-премьер-министр социальной политики Сергей Тигипко, - только при условии запуска пенсионной реформы, который ожидался в первом квартале.

Пенсионная реформа в первом квартале не запущена, и перспективы на год не ясны. Возможно, благодаря введению единого социального взноса с единоналожников, ликвидации льгот по уплате взноса предприятиями угольной отрасли дефицит ПФ до конца года все-таки не выскочит за запланированные 17 млрд. Однако уже сейчас понятно, что, не проведя через ВР до 1 апреля пенсионный закон, Киев нарушил одно из важнейших обязательств перед Международным валютным фондом, так что кредитование по этой линии будет остановлено.

Конечно, фактический отказ от кредитов МВФ не бьет напрямую по бюджету и бюджетникам (направлять очередные транши на покрытие его дефицита не планировалось), но финансовую ситуацию в целом серьезно ухудшит. В том числе и условия, на которых Украине придется брать заимствования на финансовых рынках, возвращать долги и платить по процентам. А ведь суммы набежали немаленькие: по оценкам НБУ, в 2011-м обслуживание и погашение только государственного долга обойдется в 53 млрд. грн., долгов коммерческих структур - в 40 млрд. долл.

Так что «лишних денег» - то ли на медицину, то ли на повышение зарплат учителям, то ли на назревшие-перезревшие реформы в жилкоммунхозе - в казне не предвидится. Здесь хоть бы соблюсти приличия и выделить (не слишком урезать) предусмотренное бюджетным законом финансирование.

Конечно, после одобрения ВР рекомендаций парламентских слушаний по пенсионной реформе, одним из важнейших пунктов которого является отправка на доработку в Кабмин в пух и прах раскритикованного законопроекта №7455, многие тысячи граждан вздохнут с облегчением. И в первую очередь - женщины 1956 года рождения, которым вот-вот выходить на пенсию. До последнего момента были терзания: увеличат/не увеличат пенсионный возраст; изменят порядок начисления пенсий; повысят нормативный стаж?

Теперь с большей или меньшей уверенностью можно сказать: женщинам 1956 года рождения повезло. Но это ни в коей мере не значит, что страна может себе позволить полностью отказаться от идеи повышения пенсионного возраста для женщин и от других болезненных мер. И чем больше мы будем откладывать их «лечение», тем болезненней будет «операция». По сообщениям российских СМИ, в РФ сейчас рассматриваются предложения о повышении пенсионного возраста и для мужчин, и для женщин до 63 лет...

«Реформа не сделает всех сразу богаче, но отказ от нее сделает всех гарантированно беднее», - говорит директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины, академик НАН Украины Элла Либанова.

Можно, конечно, попытаться искать окольные пути, не прибегая к обычным для пенсионных реформ методам. Один из профсоюзных лидеров в ходе дискуссии по пенсионным проблемам договорился до того, что в стране всего-то и нужно, что создать 10 млн. рабочих мест. Тогда, дескать, и проблема наполнения Пенсионного фонда разрешится, и люди из тени будут выведены.

Профсоюзный деятель скромно умолчал о том, сколько стоит в Украине создание одного рабочего места. А стоит оно, по самым скромным прикидкам, не менее 5-7 тыс. долл. Создание в прошлом году рабочих мест за счет средств соцстраха обходилось в среднем в 128 тыс. грн. (около 16 тыс. долл.) за штуку. Но даже если брать нижнюю планку, то 10 млн. рабочих мест потянут на 50 млрд. долл.

А кто будет на них работать? Китайцев, что ли, будем приглашать?

Я веду к тому, что любая компенсаторная мера легко декларируется, да трудно выполняется. Что уже демонстрирует начавшаяся на этой неделе акция по легализации рабочих мест.

Цель, конечно, благая и правильная. Но чтобы она стала достижимой, чтобы работодатель не потерял интереса к бизнесу, помимо административных мер, потребуется самая «малость» - снизить уровень неофициальных налогов. Читай - преодолеть коррупцию…

«Думаю, что те, кто сегодня осуществляет внешне благородную идею легализации труда и заработных плат, не учитывают три возможных последствия, - говорит президент Центра экономического развития А.Пасхавер. - Сначала предприниматели попытаются адаптироваться (в том числе и путем обхода ограничений), если не получится - уйдут в тень. Если и это не удастся, третьим шагом станет уход из бизнеса».

Причем для малого бизнеса третий вариант более вероятен - по причине более скромных его возможностей, чем у крупного, на которого «заточен» целый ряд последних законодательных решений, включая Налоговый кодекс.

Все в экономике тесно увязано. Так, может быть, прежде чем реформировать, семь раз все в комплексе обдумаем и просчитаем?