UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осеннее обострение

Сравнение кризиса с болезнью вполне естественно. Обострение многих болезней осенью также не подлежит сомнению...

Автор: Зореслав Самчук

Сравнение кризиса с болезнью вполне естественно. Обострение многих болезней осенью также не подлежит сомнению. Поэтому факт, что пик мирового финансово-экономического кризиса пришелся на осень, никого особо не удивил.

К сожалению, на глобальном фоне Украина отличается одной крайне негативной особенностью: опасная экономическая симптоматика у нас многократно усугубляется политической безответственностью, порой граничащей с национальной изменой. Как говорил в таких случаях Тарас Шевченко, «не так тії вороги, як «добрії люди»…

Ситуация трагикомическая: с одной стороны, по динамике экономического развития с начала текущего года Украина занимает самые высокие ступеньки в Европе, с другой — аналитики ведущих рейтинговых агентств и консалтинговых компаний, как сговорившись, понижают индексы доверия к нашей экономике. Пространные аналитические материалы в Economist и Washington Post изложили суть дела довольно исчерпывающе: успешно справиться с последствиями глобальных проблем имеют возможность экономики только тех стран, в которых политико-управленческая элита консолидировала свои усилия в направлении преодоления кризиса. Если же ключевые политические силы делают преодоление кризисных явлений заложником взаимоуничтожения, то экономические перспективы такой страны оцениваются в диапазоне от «мрачно» до «фатально».

В этом контексте идея Ющенко о досрочных парламентских выборах может показаться на первый взгляд вполне резонной, ведь она якобы призвана разблокировать патовую политическую ситуацию вокруг формирования большинства в Верховной Раде. Но почему же тогда только 10—15% экспертной среды верят, что такое средство окажется эффективным для достижения анонсированной цели?

Опасения экспертов небезосновательны. Вероятность того, что по результатам досрочных парламентских выборов появится возможность для формализации нового парламентско-правительственного большинства, близка к нулю. Неужели президент этого не понимает?

Более того, согласно всем социологическим опросам, в парламенте нового созыва Ющенко если и сможет рассчитывать на подконтрольную фракцию, то по количеству «штыков» она будет уступать «НУ—НС» в 2,5—3 раза. Возникает закономерный вопрос: не фиаско ли это? И нужны ли после такого «результата» какие-либо разговоры об импичменте, если президент таким образом сам себе его организует?

Тут одно из двух: или осеннее обострение столь пагубно сказалось на наших политиках, или президент предлагает Украине чрезвычайно сомнительный путь, в результате чего у нас продолжительное время не будет легитимного высшего законодательного органа, а Банковая получит монопольную возможность торговать всем, как цыган солнцем.

Если бы «под шумок» еще и удалось сместить неуступчивую Тимошенко, то появились бы вообще идеальные возможности для тотального переформатирования информационного пространства под Ющенко. А то, что он со своими 5% поддержки может рассчитывать на победу в президентской гонке только в результате беспрецедентного информационного доминирования, не вызывает сомнения даже у сантехников с Банковой.

В конце концов, существует еще одна версия мотивации президентских действий — так сказать, геростратовская. Как тот античный охотник за славой, достигший своей цели путем поджога величайшего храма, наш президент по многим признакам также сознательно загоняет политическую и финансово-экономическую ситуацию в тупик, действуя по принципу: так не доставайся же ты никому!..

Сколь бы невероятным ни казался этот вариант, он имеет огромное количество прямых и косвенных подтверждений. Например, в адрес правительства Банковая постоянно предъявляет диаметрально противоположные обвинения: то требует введения режима жесткой экономии, то предрекает, что предусмотренное правительственной антикризисной программой ограничение льгот приведет едва ли не к обнищанию народа.

При таких обстоятельствах самой большой ошибкой было бы стараться угодить президенту в его прихотях. Пойти этим путем — то же самое, что дать согласие на противоречивые решения, которые со временем невозможно будет ни объяснить, ни оправдать.

Например, некоторые ангажированные Банковой экономисты пришли к тому, что поставили под вопрос целесообразность для социально-экономической ситуации в Украине беспрецедентного прироста поступлений в бюджет от таможни, который в этом году вдвое превысил прошлогодние показатели. По мнению этих «интерпретаторов», изъятые на таможне средства контрабандисты обязательно «отобьют» за счет повышения цен на ввезенные товары, а это, мол, поднимет инфляционную волну еще выше.

Если следовать такой извращенной логике, то, будучи свидетелем изнасилования, ни в коем случае не вмешивайтесь, ведь уличенный насильник со злости еще кого-то зарежет... Между прочим, по свидетельству летописцев, Содом и Гоморра возникли не на пустом месте — необходимую почву для них подготовили как раз извращенная логика и «аналитики», за умеренную плату выражавшие готовность оправдать любое безобразие.

Единственное, что со временем претерпевает изменения, — это предмет «анализа». Если в доисторические времена нанятые «толкователи» ломали голову над отбеливанием реноме разврата, то сегодня они стараются эффективно утопить политического конкурента — не важно, что при этом тонет вся экономика страны.

Я имею в виду те манипуляции с курсом гривни, которые Нацбанк осуществлял в течение предыдущего месяца. Каждый специалист в финансовой сфере подтвердит: у Украины есть такие объемы золотовалютных резервов, которые позволяют сбить любой ажиотажный спрос на валюту. Возникает вопрос: почему Нацбанк вмешался в ситуацию только тогда, когда спрос разогрелся аж до семи гривен за доллар?

Ответ до обидного прост: Нацбанк — одно из немногих учреждений, находящихся под полнейшим контролем президента. Чисто гипотетически парламент может поставить вопрос о соответствии руководства Нацбанка занимаемым должностям, но новое руководство все равно будет назначаться по представлению президента.

Следует отметить, что бездеятельность главного финансового учреждения страны пришлась на время, когда Верховная Рада находилась в подвешенном состоянии. И только когда депутаты выразили необходимость заслушать Стельмаха, тот смахнул летаргический сон и понемногу взялся за дело. Сегодня остается только догадываться, на какой отметке падения гривни Нацбанк бы начал ее спасать, если бы парламент был недееспособным и не мог назначать свидания Стельмаху.

Вы поинтересуетесь, зачем эти курсовые «игры» Нацбанку? А что если вдохновителем и организатором подобной аферы был вовсе не Нацбанк и даже не одиозное руководство секретариата президента, а лично Ющенко? Подтверждением этой версии служит несанкционированное интервью одного из заместителей главы секретариата президента, который по-детски искренне сожалел, что в действиях Нацбанка очевиден состав преступления, что валюта по неадекватно низкому курсу продавалась нескольким «приближенным» коммерческим учреждениям и что курс в шесть гривен за доллар может повлечь за собой повышение цены на любой импортный товар в полтора раза.

Такой аналитический демарш был задушен в зародыше: ньюсмейкеру объяснили некоторые прописные истины, а именно — чем более нервная ситуация на финансово-экономическом рынке, тем больше недоверие к властям в общем и к исполнительной власти в лице правительства в частности и в первую очередь. Кроме того, повышенные цены на импорт повлекут за собой новый виток инфляции, ответственность за которую можно будет переложить на Кабинет министров. Так что, как выразился один остроумный человек, «пожар идет по плану».

В подобной, с разрешения сказать, «политике» больше всего поражает даже не скверный результат для страны в целом, а та византийщина и махровая подлость, с которой все это делается. Совсем как в песне: «Этот город затиснут во лжи, как «Челюскин» во льдах».

Поскольку бизнес в Украине — органическое продолжение и дополнение политики, то не стоит удивляться, что в этой сфере с моралью тоже большие проблемы. Нужны примеры? Пожалуйста: когда в 2000—2004 годах Тимошенко била во все колокола по поводу присвоения олигархами за символическую цену десятков предприятий государственной формы собственности, то подконтрольные денежным мешкам СМИ объясняли такое поведение завистью; когда в 2005 году она требовала доплаты и национализации, то ее обвиняли в экстремизме и попытках незаконных действий, поскольку в Украине нет закона о национализации; когда в 2006—2007 годах она била в набат по поводу того, что собственники по-варварски эксплуатируют основные фонды, не вкладывая необходимых средств в обновление производства, ее старались просто не слышать.

И вот настал момент истины — осень 2008 года. Выяснилось, что продукция ключевых металлургических предприятий не выдерживает конкуренции на мировом рынке, поэтому олигархи с трагическим выражением лица прибежали под Кабмин, вымаливая для себя преференции и государственный заказ.

Заметьте: дед, у которого сдохла корова, не пришел под здание правительства сетовать на свою горькую судьбину, а вот миллиардеры решили не комплексовать — стройными рядами отправились к зданию на Грушевского, 12. Между прочим, еще полгода назад собственники этих предприятий под различными предлогами избегали разговоров о госзаказе, поскольку цены на внешних рынках росли и выгоднее было гнать весь металл за рубеж. А вот теперь все вдруг «прозрели»: у некоторых гражданская ответственность достигла таких высот, что они даже предложили национализировать их предприятия.

Поистине, на что только отечественный олигарх не пойдет, дабы минимизировать свои потери от неэффективного управления производством. Если обновление предприятий не провели, если продукция не выдерживает ценовой конкуренции, а инвестиционные обязательства запрещают увольнять работников и требуют определенного уровня зарплат, то почему бы не избавиться от нерентабельных активов в пользу государства, переложив на него всю ответственность, предусмотренную договором приватизации. Кое-кто из олигархов пошел в своих «творческих намерениях» еще дальше, стремясь «втюхать» государству свои предприятия за сумму, очевидно превышающую нынешний уровень капитализации.

К сожалению, проведение исчерпывающего анализа не всегда предполагает соответствующий уровень предложений и рекомендаций. Действительно, выборы — дорога в никуда. Однако сохранение нынешнего невыносимого статус-кво тоже нежелательно. Видимо, нам в который раз придется выбирать из двух зол меньшее — стиснув зубы и используя весь аргументационный ресурс, требовать от парламента принятия решений, необходимых для борьбы с мировым финансово-экономическим кризисом, который хоть и косвенно, но обязательно будет бросать нам едва ли не каждую неделю новые вызовы. Дать адекватный ответ на них можно лишь своевременными законодательными актами. Поэтому Украине просто не остается иного выбора, как ввести мораторий на досрочные парламентские выборы хотя бы на три-четыре месяцы — пока не уляжется глобальное финансово-экономическое цунами.

Если бы политические силы в дополнение еще и заключили пакт о ненападении, сосредоточив бурную энергию не на взаимоуничтожение, а на государственное благо, то оптимистичное восприятие будущего не вызывало бы сомнений. Но подкрепленная опытом интуиция подсказывает: не с нашим счастьем. Поэтому предлагаю признать вполне приемлемой программу-минимум — мораторий на досрочные парламентские выборы, поскольку в случае проведения они вполне могут стать эпитафией для украинской государственности.