UA / RU
Поддержать ZN.ua

Омерзительная восьмерка. Нереализованные инвестпроекты 2021-го

Действительно нужные Украине инициативы, на которые у власти не нашлось времени и вдохновения

Автор: Юлия Самаева

Умела занимать, но не умела тратить — это об Украине. Единственное, что по-настоящему хорошо умеют делать в нашем правительстве, — это писать проекты для привлечения льготного финансирования от международных организаций. Но как доходит до работы, то активность сразу падает до нуля. Нашему портфелю проектов с международными финансовыми организациями могли бы позавидовать многие страны, пока не увидели бы реальные результаты этого сотрудничества. Мы крайне вяло осваиваем выделенные средства, а иногда и вообще только платим комиссионные за их резервирование. Что хуже, чаще всего все эти проекты нам действительно нужны, а заложенные под них средства могли бы стать теми самыми инвестициями, которые мы ищем годами.

И вот что мы могли бы улучшить в 2021-м, но не сложилось.

  1. Основной кредит для аграрной отрасли

Исполнитель — Министерство финансов, кредитор — ЕИБ

Проект продолжается с 2016 года до конца 2023-го

Сумма займа — 400 млн евро

Сумма использованных средств — 18 млн евро (4,5%)

Использовано в 2021 году — 0 евро

Кредитные средства предоставлены Украине на развитие агросектора: улучшение цепочек создания добавленной стоимости для зерновых культур, масличных культур, рыбного хозяйства и аквакультуры. Чтобы Украина перестала производить и экспортировать исключительно сырье, начав наконец переработку, создающую добавленную стоимость, повышающую рентабельность и ускоряющую рост ВВП.

Что должны были профинансировать:

  1. Повышение безопасности автомобильных дорог

Исполнитель — Министерство инфраструктуры, кредитор — ЕИБ

Проект начался в 2020 году и продлится до 2025-го

Сумма займа — 75 млн евро

Сумма использованных средств — 0 евро

Проект состоит из многих малых субпроектов, предусматривающих инфраструктурные улучшения систем общественного транспорта, ликвидацию самых опасных мест концентрации ДТП, улучшение перекрестков, ремонты улиц, безопасные велосипедные и пешеходные сети и т.п. На этот год, в частности, планировали провести аудит безопасности дорог в Киеве, Одессе, Львове, Днепре и Харькове и начать внедрять интеллектуальные транспортные системы в этих городах. Но не сложилось.

  1. Проект модернизации украинской железной дороги

Исполнитель — Министерство инфраструктуры, кредитор — ЕИБ

Проект начался в 2018 году и заканчивается в 2023-м

Сумма займа — 150 млн евро

Сумма использованных средств — 0 евро

Цель проекта простая — увеличение пропускной способности направления Долинская—Николаев—Колосовка и повышение скорости движения поездов на этом участке. Для этого средства займа должны были потратить на электрификацию участка, модернизацию систем сигнализации и связи на станциях и перегонах, в целом обустроив 253 км железнодорожных путей. С 2018 года не использована ни одна копейка из предоставленных средств, несмотря на постоянные жалобы «Укрзалізниці» на нехватку инвестиций.

  1. Высшее образование Украины

Исполнитель — Министерство образования и науки Украины, кредитор — ЕИБ

Проект продолжается с 2016 года и заканчивается в 2022-м

Сумма займа — 120 млн евро

Сумма использованных средств — 0 евро

Средства выделены для проведения энергомодернизации в украинских университетах (энергоэффективные инвестиции в термозащитные конструкции, системы кондиционирования и тепловентиляции, электромонтажные работы и модернизацию систем теплоснабжения).

Список университетов, которые могли бы, но не получили это финансирование:

  1. Реабилитация гидроэлектростанций

Исполнитель — Министерство энергетики, кредитор — ЕИБ

Проект продолжается с 2014 года и должен был закончиться в 2020-м

Сумма займа — 200 млн евро

Сумма использованных средств — 67 млн евро (33,5%)

Использовано в 2021 году — 6 млн евро

Проект предусматривает модернизацию и реконструкцию оборудования Киевской, Каневской, Кременчугской, Днепродзержинской и Днепровской ГЭС. Обновление турбин, генераторов и другого оборудования станций, а также повышение безопасности плотин. 

  1. Строительство воздушной линии 750 кВ Запорожская АЭС—Каховская

В этом пункте речь шла о строительстве воздушной линии 750 кВ в Запорожской АЭС—Каховской. При его подготовке, как и при подготовке всего текста, мы использовали официальную отчетность правительства о выполнении проектов. К сожалению, она не соответствовала действительности (см. рис.), на самом деле, проект был успешно завершен еще в 2020 году. Редакция просит прощения у читателей за приведенную некорректную информацию.

Но чтобы восьмерка оставалась восьмеркой, мы вспомним проект развития системы водоснабжения и водоотвода в Николаеве стоимостью более 30 млн евро, который стартовал еще в 2010 году. К этому моменту на реконструкцию системы водоснабжения города из упомянутой суммы было использовано всего 5 млн евро, поэтому проект, который должен был завершиться еще в 2020-м, будет продолжаться вплоть до 2030 года.

  1. Повышение энергоэффективности в секторе централизованного теплоснабжения

Исполнитель — Минрегион, кредитор — МБРР

Проект начался в 2014 году и должен был завершиться в 2020-м

Сумма займа — 332 млн евро

Сумма использованных средств — 115,5 млн евро

Использовано в 2021 году — 14 млн евро

Суть проекта в предоставлении помощи коммунальным предприятиям с целью повышения их экономической и энергетической эффективности, минимизации расходов топливно-энергетических ресурсов и повышения надежности функционирования систем теплоснабжения за счет реконструкции систем централизованного теплоснабжения.

  1. Модернизация системы социальной поддержки населения

Исполнитель — Министерство социальной политики, кредитор — МБРР

Проект начался в 2014 году и продлится до 2024-го

Сумма займа — 300 млн евро

Сумма использованных средств — 194 млн евро

Использовано в 2021 году — 19,5 млн евро

Проект состоит из трех частей: усовершенствование предоставления социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения; укрепление институциональной способности администрирования социальной помощи и социальных услуг; поддержка развития семейных форм опеки для обеспечения поддержки детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей-инвалидов и социально уязвимых семей в четырех областях.

Его реализация с 2014-го хромает на обе ноги, и хотя по суммам выглядит таким образом, что мы почти на финишной прямой, это совсем не так. Основной целью проекта является создание электронных реестров и информационно-аналитической системы соцзащиты. Эта цель перекочевала в этот проект из предыдущего «Усовершенствование системы социальной помощи», который, на секундочку, продолжался с 2006-го по 2013 год. Не реализована она до сих пор, в 2021-м. Просто задумайтесь, нам дают деньги на создание реестра соцвыплат, и мы не можем этого сделать в течение 15 лет! При этом почти 200 млн евро все же куда-то спустили.

***

В следующий раз, когда вы услышите об огромных инвестиционных потребностях Украины, об изношенности оборудования в энергетике и очередных глобальных проблемах «Укрзалізниці», когда вузы будут жаловаться, что им не хватает средств на оплату отопления, а аграрии захотят очередную поддержку от государства, — вспомните эти проекты, эти объемы инвестиций в сотни миллионов евро, которые у нас есть, и те крохи, которые из этого финансирования смогли освоить наши крепкие хозяйственники.

Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке.