UA / RU
Поддержать ZN.ua

Охота на инвестора. Сезон закрыт

Сейчас уровень инвестиций в экономику - не более 10% от ВВП, в то время как нормальной считается доля инвестиций в ВВП на уровне 20–25%. Весомой причиной такого низкого уровня, по мнению правительства, являются различные ограничения, мешающие бизнесу развиваться, и определенные точечные проблемы (например невозмещение НДС экспортерам), отпугивающие инвесторов. Отчасти так и есть, но только ли это сдерживает инвестора?

Автор: Юлия Самаева

Правительство анонсировало создание офиса по привлечению инвестиций и системы сопровождения инвесторов, которая минимизирует зависимость бизнеса от бюрократических процедур.

Причем создаваться и функционировать офис будет на средства доноров, по крайней мере, так это видит Кабмин. Что любопытно, по мнению премьера, одним из главных инвесторов должен стать отечественный бизнес, а не иностранный. Это, в сущности, уже происходит - собственные средства предприятий в прошлом году составили 67,4% всех инвестиций в экономику (Госстат). Да и по объемам прямых иностранных инвестиций неизменным лидером остается Кипр (27,7% от общего объема за девять месяцев 2015-го), любимая гавань нашего же, украинского, бизнеса. Сейчас уровень инвестиций в экономику - не более 10% от ВВП, в то время как нормальной считается доля инвестиций в ВВП на уровне 20–25%. Весомой причиной такого низкого уровня, по мнению правительства, являются различные ограничения, мешающие бизнесу развиваться, и определенные точечные проблемы (например невозмещение НДС экспортерам), отпугивающие инвесторов. Отчасти так и есть, но только ли это сдерживает инвестора?

Just Doing Business

1 июня - рубеж для стран, оцениваемых в рейтинге Doing Business. Изменения, внесенные в законодательство до этой даты, повлияют на оценку Всемирного банка в очередном рейтинге. Эксперты уже пророчат Украине попадание в топ-50, чиновники более сдержанны и располагают нас между 65-м и 69-м местами. Но даже их осторожный оптимизм будет почти прорывом, если учесть, что сейчас мы занимаем 83-ю строку рейтинга, между Саудовской Аравией и Брунеем, и нас обогнали Ботсвана, Бутан и Руанда.

Впрочем, в прошлом году наши успехи были едва ли выдающимися - повысив позиции Украины по одним индикаторам, эксперты Всемирного банка зафиксировали снижение рейтингов по другим, отметив сложности при получении разрешений на строительство и ухудшение ситуации с соблюдением договоров. Украина оказалась в числе стран, реализовавших за год только одну реформу, упростив предварительную регистрацию бизнеса, внедрив онлайн-процедуры и отменив регистрационные сборы. Мы все еще имеем очень низкий рейтинг по четырем из десяти измеряемых категорий: процедуре подключения к электросетям у предпринимателей (137-е место), получению разрешений на строительство (140-е место), ведению трансграничной торговли (109-е место) и разрешению неплатежеспособности (141-е). К сожалению, многие инициативы, которые отразились бы на этих показателях, так и не были приняты Верховной Радой до 1 июня с.г. Только треть правительственных инициатив смогла преодолеть парламент.

"Упрощением только разрешительных процедур для повышения рейтинга обойтись невозможно, нужны изменения во многих сферах. К сожалению, в рейтинге Doing Business-2017 мы не намного поднимем свои позиции, ведь большое количество законопроектов, внесенных в ВРУ, не были приняты, а некоторые все еще находятся в стадии разработки.

Например, принятие законопроектов №4194, 4195 улучшило бы позицию по индикатору регистрации предприятия, № 4187, 3610 - получения разрешений на строительство, №4310-1 - подключения к системе электроснабжения", - рассказала ZN.UA эксперт по вопросам регуляторной политики Института общественно-экономических исследований Олеся Помаз.

Да и само принятие законопроекта еще не говорит о реальных изменениях для бизнеса. Например, в конце марта правительство подало законопроект об упрощении порядка присоединения к электросетям. Да, его принятие парламентом повлияет на нашу позицию в рейтинге - еще одна галочка будет поставлена напротив Ukraine в рейтинге Всемирного банка. Но на практике проблема с электросетями снята не будет. Законопроект правительства упрощает порядок, не меняет суть вопроса - процесс ценообразования в сфере остается непрозрачным, сохраняя "договорную" систему при определении стоимости подключения к сетям. Увы, это не единичный пример.

Несмотря на то, что рейтинг Doing Business - это вещь в себе, он все же отражает то, как государство относится к бизнесу, и пока смотрит на это отношение более оптимистично, чем сам бизнес.

"К сожалению, власть очень часто говорит о планах и стратегиях, но не об их практической реализации. Ощущения бизнеса отличаются от оценок Всемирного банка, - делится заместитель директора Европейской бизнес-ассоциации Светлана Михайловская. - Наш собственный рейтинг пока фиксирует негативное восприятие инвестиционного климата. Давление фискальных органов - проверки, аресты счетов, конфликты на таможне. Есть общее ощущение, что в этой сфере ничего не изменилось. Да, мы отмечаем, что выход наших компаний на внешние рынки ускорился. Но и этому в большей степени способствовала необходимость поиска новых рынков сбыта украинскими производителями".

По словам эксперта, до сих пор не решен и вопрос реализации транзитного потенциала Украины. И барьеры тут исключительно регуляторные. Компании, заинтересованные в создании на территории Украины логистических хабов, были, и немало. Но внутренние барьеры, связанные в том числе с валютным контролем, не дали им этого сделать. По большому счету, начиная этот бизнес сейчас, они должны проводить экспортные и импортные операции вместо транзита, тратить на это месяцы, изводить тонны бумаги. Заинтересованные инвесторы, осознав, что это элементарно невыгодно, от идеи отказались. Один из них уже реализовал эту бизнес-модель в Венгрии.

Упрощение регистрации и дерегуляция разрешительных процедур относятся лишь к отдельным моментам в жизни компании, они не облегчают операционную деятельность предприятия. Ведь большая часть проблем возникает именно в процессе деятельности компании.

"После того, как инвестиции зашли в страну, возникает насущный вопрос их защиты. И вот тут-то Украина не особенно продвинулась вперед за многие годы реформ. Основные гаранты неприкосновенности частной собственности - судебная и правоохранительная системы остаются нереформированными и пропитанными коррупцией. Вопросы упрощения в сфере администрирования налогов также остаются нерешенными. Поэтому, упрощая лишь разрешительную систему, но не решая других насущных проблем в комплексе, мы не получаем должного эффекта в виде притока инвестиций", - отмечает адвокат ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Александр Денисенко.

Мы целенаправленно улучшаем показатели, но не бизнес-среду. Серьезный инвестор хочет чего-то большего, чем зарегистрировать компанию за 24 часа. Тем более что реальная практика показывает, что обещанные 24 часа растягиваются на 24 дня с момента подачи онлайн-заявки до момента внесения в реестр. Впрочем, Минюст обещает процедуру оптимизировать. Более того, сделать регистрацию предприятия и регистрацию налогоплательщика единой процедурой. Технически это возможно давно, но до сих пор эти процессы не связаны между собой. Что и понятно - рейтинги того не требуют.

Кстати, по статистике, один пункт повышения в рейтинге Doing Business в среднем дает стране до 300 млн долл. дополнительных инвестиций. Но где они? По данным Госстата, в 2015-м предприятиями за счет всех источников финансирования освоено 251,2 млрд грн капитальных инвестиций, что в сопоставимых ценах на 1,7% меньше объема капитальных инвестиций в 2014-м. Причем главным источником инвестиций остаются собственные средства предприятий. Доля привлеченных кредитов - 7,3%, а средств иностранных инвесторов - 3,1%.

"Позиция в рейтинге - не самоцель. Да, это индикатор, но он не отражает суть того, как живется бизнесу в Украине. Мы проводили опрос, какие изменения ощутил бизнес. Список вопросов к власти у предпринимателей обширен. Наиболее болезненны: зарегулированность, налоговая и таможенная реформа, поддержка отечественного производителя и экспортера. Бизнес считает наше налоговое законодательство не способствующим развитию предпринимательства. Да, успехи есть. Снижение ЕСВ - успешный опыт, но в остальном либерализация не происходит, ситуация на таможне, например, не изменилась", - объясняет член Союза украинских предпринимателей Вячеслав Климов.

По его словам, сейчас мы наблюдаем уникальную ситуацию - себестоимость нашего производства ниже китайского. И мы должны этим пользоваться, пока эта возможность существует. Но для этого только сокращения разрешительных процедур недостаточно. Государство, проводя реформы, должно осознать, что бизнес - очень рациональная среда, и бизнес всегда руководствуется выгодой. Если инвестор этой выгоды не увидит, он не станет работать в стране.

Прогноз непогоды

"Потенциал для роста Украины огромен. Через два-три года Украина может достичь роста экономики в 7% в год и в скором времени догнать развитые страны. Быстрый прогресс реален, но для этого нужно продолжать реформы. Опыт Словакии это подтверждает, в свое время она обогнала Венгрию, Чехию, Польшу, стала одной из немногих стран, проведших структурные макроэкономические реформы, обеспечив рост в 10% ВВП, - убежден глава Стратегической группы советников по вопросам реформ при Кабинете министров Иван Миклош. - Но без инвестиций переориентировать и развивать экономику невозможно. Когда мы в Словакии начинали реформы, у нас был один инвестор - "Фольксваген". Сейчас у нас работают все ведущие автопроизводители, мы в лидерах по производству авто на душу населения. Улучшение инвестиционного климата - сигнал для инвестора. Украина сейчас очень привлекательна с точки зрения инвестиций, так как уровень зарплат в стране относительно низкий, а дешевая рабочая сила - это весомое конкурентное преимущество. Перспективы для роста есть. Для этого нужно улучшить бизнес-климат и, конечно, процесс бюджетирования".

Экономика не может развиваться без инвестиций, а инвестиции невозможны, если инвестор не может спрогнозировать прибыльность предприятия. И тут, действительно, определяющую роль играет уже не бизнес-климат и не дерегуляция, а искажение бюджетных процессов. По сути, премьер предлагает точечные изменения, устранение лишь нескольких симптомов. С чем, кстати, уже успешно справляются консультанты из частного сектора.

"Создание государственного офиса по привлечению инвестиций как "единого окна", сопровождения инвестпроектов на предпроектной и послепроектной стадиях, поддержка их реализации, возможно, и улучшат инвестиционный климат. Однако на сегодняшний день сопровождением инвесторов уже занимается частный сектор, в основном юридические компании. Они занимаются государственной регистрацией юридического лица, прав собственности на приобретенные объекты, оформлением необходимой разрешительной документации, налогообложением и бухгалтерским учетом, защитой прав и интересов инвесторов", - объясняет Олеся Помаз.

Многочисленные административные и юридические барьеры бизнес хоть и с переменным успехом, но преодолевает. Но непреодолимым препятствием для него остается невозможность планирования результатов деятельности в Украине.

К сожалению, в стране до сих пор определение ключевых макропоказателей не точнее, чем прогнозы погоды, а их удержание - вообще недостижимая цель. Бюджет прошлого года был построен на прогнозе инфляции в 26,7%, а в реальной жизни она перевалила за 40%, ВВП же вместо обещанных 5,5% упал на 9%. Да, стремительный рост потребительских цен подарил нам иллюзорный профицит госбюджета, но лишний раз подтвердил нашу неспособность планировать свою прибыль и расходы. По сути, мы не даем на сегодняшний день инвесторам сигналов стабильности, хотя твердим о макростабилизации. Бюджет текущего года ориентируется на инфляцию в 12%, но согласно последнему инфляционному отчету НБУ к концу года она составит 9,1%. То есть уже можно говорить о потенциальном невыполнении доходной части бюджета и, соответственно, о росте бюджетного дефицита, который необходимо будет чем-то покрывать. Рост бюджетного дефицита - это риск грядущих курсовых скачков, так как источников его покрытия у Украины немного, и до сего времени главным была эмиссия. За 2015 г. прирост облигаций внутреннего госзайма в портфеле НБУ составил 71,8 млрд грн. Это не что иное, как монетизация дефицита госбюджета, которая де-юре не является эмиссией, но де-факто создает на обменный курс не меньшее давление.

До тех пор, пока инвесторы не увидят слаженной и грамотной работы Министерства финансов и Национального банка, разговоры о привлечении инвестиций так и останутся разговорами. Коррупция и слабая защита собственности не возникли в Украине вчера и лишь отчасти влияли на приток средств в страну ранее. С 2005-го по 2013 г. прирост иностранных инвестиций в Украину был стабильным, в районе 4,5 млрд долл. в год, доходя до 7,8 млрд в 2005-м и 2007-м. Были ли тогда регуляторные барьеры, коррупция в налоговой и на таможне, сложности с администрированием? Конечно, но инвестиций это не останавливало, потому что стабильные макроэкономические показатели позволяли инвесторам рассчитывать возможную прибыль. Сейчас же сделать это если не невозможно, то очень сложно.

"Чаще всего сдерживают инвестиции не только коррупция или слабая защита прав собственности, но и макроэкономическая нестабильность и ограничения на движение капиталов. На инвестиционный климат в Украине в значительной мере повлияли курсовые колебания и валютные ограничения. На данный момент это не только и не столько политика собственно НБУ, сколько требования МВФ. Частично они правы. Но политика НБУ была панической в 2014 г., и ограничения (часто слишком жесткие или бессмысленные, потому что "те, кому надо", их легко обходили и обходят) оказались слишком продолжительными. Это подорвало доверие к регулятору. А девальвация, в свою очередь, подорвала доверие к гривне. Уже сейчас резкое снятие ограничений может привести к обвалу на рынке, чего и боится регулятор. Но на самом деле масштабы этого обвала преувеличены, ведь НБУ перекрыл лишь официальные каналы, которыми пользовались только иностранные публичные компании. Все остальные уже давно обходят официальные ограничения", - пояснил ZN.UA экономист "CASE Украина" Владимир Дубровский.

Неудивительно, что крупный инвестор работать в Украине не хочет и не может. В условиях жесткого валютного регулирования и вероятных курсовых скачков прогнозировать свою деятельность даже на месяцы сложно, не говоря уж о годах.

Министерство финансов, достигнув в прошлом году определенных успехов с сокращением госдолга, считает в этом году своим приоритетом среднесрочное бюджетное планирование. Увы, и здесь слова расходятся с делами. Бюджетной резолюции еще нет (напомним, в прошлом году она так и не была принята). Так что надежды на то, что госбюджет будет подан в парламент вовремя и принципиально будет отличаться от предыдущих документов, пока остаются только надеждами. Соответственно, вопросы возможного дефицита госбюджета и возможных курсовых скачков в 2016-м остаются открытыми. Насколько достоверным будет среднесрочный прогноз, если даже краткосрочные нужно корректировать в течение года? В таких условиях инвестор предпочтет семь раз подумать, прежде чем один раз вложиться в Украину, независимо от ее позиции в рейтинге Всемирного банка и наличия офиса по сопровождению инвесторов.