Дело было, значица, на третьем году независимости Украины, а может, чуток раньше?.. Приходил, сказывают, в высокий премьерский кабинет чиновник среднего ранга и вещал Сидящему в Кресле — так, мол, и так, уважаемый, в будущем году оптовые цены в промышленности вырастут в 6,8 раза. «Идите и думайте!» — грозно ответствовал Сидящий… Утро вечера мудренее. Приходит чиновник на другой день и приносит бумажечку с новой цифрой — к примеру, 5,6 раза. «Думайте еще!» — хмурит брови Сидящий. И лишь на третье утро, увидев цифру 4,4, благосклонно кивнул: одобряю, дескать. Ну а сколько получилось на самом деле, даже самые старые кабминовские старожилы не упомнят. Потому как никому не интересно.
Брешут злые языки или правду глаголят, но эта байка вспоминается мне всякий раз, когда на календаре — начало сентября и наш служивый люд торопится со внесением в Верховную Раду очередного проекта государственного бюджета. Раз бюджет — должны быть макропоказатели, дополненные и исправленные. Раз макропоказатели, то начинают наши замечательные аналитики изучать отчеты, итоги, тенденции, советоваться в рабочих группах, прогнозировать — кто больше, выше и лучше для страны. И выходит у Минэкономики одно, в Национальном банке — второе, в совете Национального банка — третье, у независимых экспертов — четвертое, ну а в бюджетный проект закладывается и вовсе сборная солянка. Что получится — как и в середине 90-х, никому не интересно. Потому что макропрогнозы уже который год оказываются несовместимыми с действительностью.
2002-й в этом плане и вовсе особый. Страна наша разлюбезная, от новорожденных до глубоких старцев, взяла да и просаботировала задание по экономическому росту на 6%. Пока осилили лишь 4,4%. Инфляция еще весной сделала Украине ручкой, невиданные доселе обороты приобрела дефляция, которая, как отметил на последней пресс-конференции председатель совета НБУ, один из самых маститых макроэкономистов страны Анатолий Гальчинский, «является ненормальной, и никто не знает, чем она порождена». Правда, прогнозируют по-прежнему инфляцию — кто 3,0— 3,5, кто 2—2,5% к концу года, и это немало на оставшееся до 1 января время, если потребительские цены за восемь месяцев года снизились, согласно Госкомстату, на 3,5%.
На чем зиждутся новые прогнозы? Ну, во-первых, на том, что оптовые цены в промышленности за те же восемь месяцев повысились на 5% и в конце концов этот рост будет перенесен на потребительский рынок. А если не будет? Судя по всему, ни у одного из очень авторитетных и независимых прогнозистов полной уверенности нет. Все это так, на уровне предположений…
Во-вторых, может, конечно, и исполнительная власть подсуетиться, сделав что-то из еще весной обещанного по части поддержания цен на зерновом и молочном рынках страны. Но спрашивать об этом — будут наконец работать или нет — у правительства без толку. Точно так же, как спрашивать, к примеру, о Налоговом кодексе. Или о комплексном решении проблемы НДС, которое еще прежний министр финансов клятвенно обещал явить стране аккурат ко второму чтению бюджета-02 (кто не верит, может поднять стенограммы прошлогодних бюджетных бдений в Верховной Раде). Нынче этот человек принимает поздравления: посол в Великобритании — эвон как звучит! Ну а проблема НДС для Украины вечная…
Между тем, этот не возмещенный в 2001—2002 годах налог уже, считайте, «съел» не менее 10% налоговых поступлений будущего года — долги ведь отдавать все равно придется! Следовательно, страна из месяца в месяц все больше залазит в и без того скромный ресурс госбюджета-03. А ежели правительство и дальше будет упорствовать в нежелании секвестрировать госбюджет нынешнего года, Украина встретит 2003-й с пятью-семью миллиардами гривен новосозданных бюджетных долгов, которые в придачу к эндээсным тоже придется возмещать.
Будут ли это долги по зарплате, оплате комуслуг, энергоносителей или по финансированию отдельных отраслей — сказать пока крайне сложно. Скажется ли бюджетная задолженность на состоянии финансовой системы страны? Однозначно. По-любому, все мы от мала и до велика уже начинаем платить дорогую цену за популистское решение парламента в декабре прошлого года и за подпись Президента, поставленную под заведомо нереальным бюджетным законом.
«Экономика диктует, чтобы секвестрирование уже было проведено», — заявил на нынешней неделе Анатолий Гальчинский, и с ним согласны многие. Естественно, из числа тех, кто не работает в правительстве. Ведь при таком исходе Кабинет Кинаха пожнет лавры доведшего страну до бюджетного секвестра, и на мировой финансовый кризис, в отличие от 1998-го, теперь не спишешь. Что и говорить, неприятно под занавес так вот запачкать «послужной список». Да куда денешься, если заслужили…
А вот чего нам ждать в 2003 году, по-прежнему неизвестно. Дефляции, инфляции, курса гривни в 5,46 или 5,57, роста экономики на 4,5—4,8% или приезда Майкла Джексона? Но какая, собственно, разница, если плавать на бумажной лодочке в пластмассовом тазике украинской экономики, заботливо огражденном от всеобщих мировых закономерностей. Штормы и цунами здесь — дело рукотворное...