UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВОГОДНЕЕ

Каждый вечер по утрам Я с ужасом думаю о том о сем. …Вслед за десятым годом с неизбежностью горного обвала следует год одиннадцатый...

Автор: Светлана Рябошапка

Каждый вечер по утрам

Я с ужасом думаю о том о сем.

…Вслед за десятым годом с неизбежностью горного обвала следует год одиннадцатый. И с этим мало что можно поделать, хотя — как приятно бы: раз — и сразу, скажем, двадцать пятый год независимости. А мы все еще такие молодые и уж такие неопытные… Впрочем, «имеем то, что имеем» — по бессмертной дефиниции первого Президента. А уж что имеем, то и празднуем по мере сил и финансовых возможностей.

Панове-господа-товарищи, а также абреки и кунаки! Выпьем, кто чего с собою взял, поскольку нашу полурыночную (причем обе половины не лучшие) экономику настиг праздник урожая. Мировые житницы вроде Америки и Канады с ужасом смотрят на миллионы (36,5) тонн собранного украинского зерна. Передовики уборочной страды рапортуют, что больше всего собрали на Одесщине, Днепропетровщине и во все успевающей пожать Донецкой области. Осталось экспериментально проверить, как им всем удастся вывезти из своих областей зерно на продажу. Над проблемами же экспорта хлебушка из Украины как таковой сейчас тяжело и напряженно размышляют в аграрном руководстве, привинчивая в качестве стабилизатора «сложной ситуации на зерновом рынке страны» незаменимый и легендарный Госрезерв. А сколько еще собрали вольные наши фермеры! (Сколько — неизвестно). В общем, без всякого Земельного кодекса ясно, зерна в этом году — ну просто завались.

Собственно, на этом праздничное причитание можно считать законченным, поскольку со всем остальным у нас тоже намечается завал. Тут на днях Президент наш подсчитал и сказал, что по сравнению с 80-и «мы стали втрое беднее». Не то чтобы все, не то чтобы втрое и даже не то чтобы беднее, но в принципе — чего еще ждать от десятилетнего переходного периода. Зато наличие у правительства почти законченной программы борьбы с бедностью позволяет надеяться. Надеяться можно, этого нам никто не в силах запретить.

А какой «золотой стык» заварили давеча на нефтепроводе Одесса—Броды! Этот нефтепровод преследует нас, как призрак отца Гамлета — нерадивого сына, уже много лет. Все, дотянули-таки. Осталось, правда, запустить еще терминал «Южный», через который, собственно, и предполагалось гнать нефть... «Не стоит надеяться, — предупредил после всего этого наш Гарант, — что Украина, самостоятельно построив этот нефтепровод, сможет сама обеспечить его наполнение». А зря, между прочим. Поскольку, например, товарищи из «ЛУКойла», по-видимому, нуждаются в сырой нефти для своего Одесского НПЗ. Это в порядке черного юмора вокруг черного золота, а вот Леонид Данилович уже без всяких шуток полагает, что Украина радоваться должна, поскольку (по данным того же источника) простая российская компания «ЛУКойл» поселилась на наших НПЗ и прочих нефтяных кусочках «надолго, если не навсегда».

Впрочем, кроме нефтепереработки, традиционным источником ликования для любителей попраздновать независимость являются электроэнергетика и, естественно, газ. Тут просто именины сердца случились, когда премьер наш Кинах «запараллелил» энергосистемы Украины и России. Причем именины сердца праздновали, в частности, господа Чубайс и Черномырдин. РАО «ЕЭС» России довершило трудное дело — «замкнуло на себя» энергетику практически всего бывшего СССР. Отсюда — прямая и откровенная дорога к транзиту через Украину российской электроэнергии в третьи страны, не говоря уже о том, чтобы навсегда отучить отечественных «электриков» от странной привычки вырабатывать и продавать собственную энергию на внутреннем рынке.

За такую братскую услугу Украине реструктурируют 1,342 млрд. долларов газового долга. Точнее, не Украине как государству, а НАК «Нефтегаз Украины» как корпорации. Тут тоже не без именин сердца, поскольку расплачиваться, рано или поздно, нужно будет либо деньгами, либо активами корпорации. Внимание, сейчас будет тонко: в качестве активов имеет место быть газотранспортная система Украины (уже как государства). Вот они, обещанные именины для «Газпрома», «Транснефти» etc.

Правда, наши газо- и нефтепроводы — в списке стратегических предприятий, не подлежащих приватизации, но лиха беда начало. Долго ли (умеючи) их из этого списка «вычеркнуть»? Опыт показывает, что недолго. Ибо без этого упражнения корпоративные бумаги НАК «Нефтегаз Украины» потеряют львиную долю своей привлекательности для россиян. А именно этими корпоративными бумагами предполагается погашать долг. Причем бумаги корпорации (выплаты по ним) гарантируются государством. А уж в случае, если ни выплат по бумагам, ни выплат по госгарантиям, РФ попросту снизит объемы газа, поставляемого в Украину в счет оплаты транзита. Поздравим же родные (ну родные же они чьи-нибудь) власти: все три соглашения, которыми предусматривается описанное выше, абсолютно соответствуют государственным интересам. Российской Федерации.

К слову — с реструктуризацией, во имя которой вроде бы все жертвы, ясно далеко не все. Точнее, мало что ясно. Кинах говорит об 1,342 млрд. долл., русские — о 2 млрд. С украинской стороны предполагают, что своими уступками «заслужили» реструктуризацию на 12 лет, РФ оценивает свои «именины сердца» только в десятилетний срок реструктуризации. Как бы то ни было, московские переговорщики (Кинах—Касьянов) готовят славный подарок к 24 августа. Именно в этот знаменательный день, кроме Владимира Путина на Крещатике, в Киеве ожидается еще и подписание меморандума по погашению долга… Президент Путин примет парад (весь), а уж его сподвижники примут (на себя) остальное. Совсем бы праздник по такому случаю независимости случился, но слегка подпортила картину единения, роста и суверенитета украинская диаспора.

Она, диаспора наша, живет в диких и холодных цивилизованных странах, в которых неизвестны такие простые идеологические штучки, как «братство народов». Поэтому диаспора, собравшись на Третий всемирный форум украинцев, поглядела-поглядела на свою горемычную историческую Родину, (уставленную вдоль и поперек монументами независимости вперемешку с газовыми трубами) и выдала резолюцию. На счет прав человека и обязанностей власти. Права человека, мол, нарушать — нельзя, изничтожать журналистов и прочих людей по профессиональным или политическим мотивам — нельзя, свободу слова зажимать — и то нельзя.

Куда тут властям податься? Диаспора им советует начать защищать государственные, а уж заодно и национальные интересы. Нет, они там, в америках, совсем потеряли правильные ориентиры — ведь мы уже битую статью рассказываем, как хорошо защищены национальные интересы государства Украина. С новым годом независимости, господа.