UA / RU
Поддержать ZN.ua

Неравная «игра»: как изменилась ситуация на рынке труда

Работодателям фактически развязали руки

Автор: Александр Китраль

В условиях войны ситуация с занятостью в стране резко ухудшилась. По данным Международной организации труда ООН, более пяти миллионов украинцев лишились работы, при этом заработная плата, по оценкам Национального банка Украины, сократилась на 25–50%. Что касается экономики, то «она сегодня в коме», о чемсообщил президент Владимир Зеленский, выступая на днях перед студентами австралийских вузов.

Само собой, соблюдать трудовое законодательство в создавшихся условиях непросто. Но настораживает тот факт, что государство в этом вопросе встало всецело на сторону работодателей, фактически развязав им руки. Речь идет о законе №2136-IX «Об организации трудовых отношений во время военного положения», принятом еще 15 марта и упрощающем процесс увольнения и изменения условий труда. В то же время другие законодательные инициативы указывают на то, что ситуация для наемных работников не улучшится и после завершения войны.

Уволить во время больничного и 60-часовая рабочая неделя

Многие украинцы, пытающиеся сегодня трудоустроиться, могли столкнуться с жесткими требованиями к условиям работы, которые предъявляют им потенциальные наниматели. И дело не только в высокой конкуренции среди соискателей, но и в законодательстве, расширяющем права работодателей в период военного положения. Кандидат юридических наук, глава совета ОО «Социальное движение» Виталий Дудин, много лет занимающийся защитой трудовых прав, считает, что закон №2136 противоречит статьям Конституции.

«Закон разрешил ограничивать права граждан значительно шире, нежели ограничения, определенные указом президента о введении военного положения в Украине. В указе речь шла о статье 43 Конституции, гарантирующей право на труд. Однако принятый закон нарушает право, гарантированное статьей 48, — о достаточном уровне жизни для всех наемных работников. Также была нарушена статья 46, дающая право на социальную защиту, которая гарантируется системой страхования», — рассказал он ZN.UA.

Приведем лишь некоторые нормы закона №2136, призванного регулировать трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций в Украине независимо от формы собственности. Итак, работодатель имеет право:

— перевести сотрудника на другую должность, не обусловленную трудовым контрактом (ст. 3);

— уволить во время пребывания на больничном и в отпуске (ст. 5);

— длительность рабочего времени может быть увеличена до 60 часов в неделю для работников, занятых на объектах критической инфраструктуры (ст. 6);

— отказать работнику в предоставлении какого-либо вида отпуска, если такой работник привлечен к выполнению работ на объектах критической инфраструктуры (ст. 12);

— приостановить действие трудового договора (ст. 13). Также закон освобождает работодателя от ответственности за несвоевременную оплату труда (ст. 10) и т.д.

Виталий Дудин считает, что принятые меры непропорциональны целям, которые ставились законодателями (экономия средств работодателей), поскольку закон разрешил ограничивать трудовые права работников на всей территории Украины независимо от того, ведутся там боевые действия или нет.

Экономист и финансовый аналитик Алексей Кущ отмечает, что у многих возникла ошибочная иллюзия, будто в условиях кризиса нужно максимально усилить права работодателя, тогда как права наемного работника не имеют никакого значения.

«Это абсолютно неправильная позиция, потому как дискриминационные нормы в сторону работника дают определенный эффект на рынке труда лишь при очень коротком интервале времени. Работодатель в итоге получает дополнительные инструменты по отчуждению добавочного труда, то есть наемных работников. Соответственно, он становится источником их добавочной прибыли. Но даже в среднесрочной перспективе ситуация потом переворачивается. Опыт показывает, что самым токсичным, что может быть на рынке труда, является формат трудового рабства. Это полностью демотивирует труд, в том числе и продуктивный», — рассказал он нашему изданию.

Впрочем, есть и другая точка зрения. Экономист, экс-замглавы НБУ Александр Савченко отмечает, что почти половина работодателей в Украине из-за войны перестали работать, а многие из оставшихся работают на 20–30%, причем зачастую в минус.

«Чем либеральнее в итоге трудовое законодательство, тем выше темпы роста страны. Это прямая корреляция. Меры, которые приняло правительство, были необходимы. У нас действовало еще советское законодательство, которое тормозило развитие и способствовало теневому рынку рабочей силы, поэтому трудовые отношения многие легально не оформляли, так как тяжело было впоследствии уволить. Лучше все делать легально, но либерально», — рассказал он ZN.UA. Эксперт также считает, что очень много норм придется унифицировать, но это уже будет после войны, так как из-за высокого уровня неопределенности ситуации каждый шаг может быть ошибочным.

Будущее не балует перспективами

Виталий Дудин считает, что даже если закон №2136 потеряет силу после отмены военного положения, срок действия которого постоянно продлевается, система трудового законодательства все равно не будет на стороне работников.

«На подписании у президента сегодня находятся два законопроекта. Один из них — №5161, о так называемых нулевых часовых контрактах. Это введение трудовых договоров с нефиксированным рабочим временем, которые снимут с работодателя обязанность предоставлять работу на постоянной основе. Другой законопроект — №5371,об упрощении регулирования трудовых отношений. Предлагается упразднить необходимость приводить законноеоснование к увольнению для определенных категорий работодателей. Если на предприятии до 250 работников, то можно составить упрощенный трудовой договор, который можно затем расторгнуть без какого-либо основания с выплатой мизерной компенсации», — рассказал он.

Эксперт уверен, что трудовое законодательство Украины движется в сторону сужения гарантий, и наверняка в будущем будут приняты другие конфликтные законопроекты. В противном случае за время военных действий мы бы уже видели какие-нибудь положительные инициативы.

«Однако сегодня нет никаких новых гарантий, например, для работников оборонной промышленности. Я не вижу повышения социальной защиты для медиков, которые играют большую роль в сохранении жизни и здоровья украинцев. Не вижу преодоления теневой занятости в сфере строительства, которое на 50% состоит из зарплат в конвертах, при этом данная сфера является важной в восстановлении наших послевоенных городов... В целом считаю, что сегодня законодатели продвигают новые неолиберальные инициативы, которые абсолютизируют гибкость в трудовых отношениях и увеличивают уязвимость работников», — рассказал Виталий Дудин.

Добавим, что подобные инициативы имели место в Украине и до войны. Ранее уже предпринимались попытки упразднить Кодекс законов о труде, а когда это не получилось, попытались урезать его по частям. Пример — законопроект №5388, поданный по инициативе премьер-министра Дениса Шмыгаля в прошлом году. В документе предлагалось фактически нивелировать роль профсоюзов, а также сократить список категорий граждан, которым работодатель не должен устанавливать испытательный срок.

Пути выхода

Социальный аспект. Виталий Дудин считает, что обеспечить рост занятости можно путем усиления государственного контроля над соблюдением трудового законодательства, а также создания рабочих мест в государственном секторе либо дотаций на создание рабочих мест в частном секторе. Социальный аспект эксперт при этом считает крайне важным, потому как получение работниками выплат — это и налоги, и пожертвования на армию. Любопытное сравнение приводит Международный валютный фонд, где рост доходов беднейших слоев населения хотя бы на 1% увеличивает ВВП страны на 0,3%, в то время как увеличение доходов на 1% богатейших слоев населения, наоборот, ведет к снижению ВВП.

Дудин также уверен, что главным для Украины сегодня является сбережение человеческого потенциала, дабы в будущем можно было предотвратить дальнейшую эмиграцию населения.

«Сейчас за рубеж и так выехало много женщин и детей. Если не будет социальных стандартов, то после отмены военного положения из страны выедет множество мужчин», — подчеркнул он.

Национализация. По мнению нашего собеседника, наибольший эффект в вопросе занятости может оказать государственное управление, потому как бизнес далеко не всегда придерживается социального аспекта.

«В стране останавливаются крупнейшие предприятия. Частные собственники не знают, что с этим делать, и нередко получается, что частная собственность не несет ответственности перед обществом. Хотя государство и пошло при этом на большие уступки бизнесу, тот по разным причинам останавливает производство», — резюмировал В.Дудин.

Трудовые коллективы. Алексей Кущ считает, что в условиях кризиса необходимо дать больше прав наемным работникам и прежде всего по части их самоорганизации, сделав акцент на заключении коллективных соглашений с работодателем.

«Поскольку у нас фактически отсутствуют профсоюзы, то есть де-юре они есть, но де-факто их влияние практически не чувствуется, трудовые коллективы могли бы играть существенную роль. Особенно сейчас, когда многие работодатели бросают свои предприятия, даже те, которые могли бы работать, закрывая их, условно, на амбарный замок. В Аргентине была схожая ситуация в начале нулевых, когда работодатели оставили свои заводы и выехали из страны. Тогда трудовые коллективы объединялись и просто запускали производство. И там до сих пор есть некоторые специалисты, продолжающие эффективно работать в этом формате», — рассказал он.

Экономист подчеркивает, что в условиях войны абсолютно наивно опираться исключительно на работодателей, потому как их мотивация по части производства стремится к нулю, за исключением некоторых видов производств, таких как медикаменты, продукты питания, топливо.

Экономическое возрождение. Алексей Кущ считает, что в этом вопросе есть только один путь — кардинальное уменьшение налогообложения на труд.

«У нас есть три налоговых сбора: подоходный налог, единый социальный взнос и военный сбор. Суммарная нагрузка на фонд оплаты труда — 41,5%. Я считаю, что необходимо объединять все три налоговых сбора, как я называю, — кумулятивный налог на труд», — подчеркивает эксперт. Налогообложение, по его мнению, должно при этом составлять 10% для работающих предприятий, до 5% — тем, кто находится в частичном простое, и нулевая ставка — тем, кто не работает, но продолжает платить зарплату хотя бы на уровне минимальной. Таким образом, считает Алексей Кущ, через налоговое датирование удастся сохранить рабочие места и тем самым поднять рынок труда.

«Сегодня работодатель, прежде чем выплатить зарплату, должен отдать государству 41,5% от суммы, которую планирует выплатить. В итоге ему проще выплачивать деньги наличными, что еще больше дискриминирует права наемных работников. Соответственно, датирование сохранения рабочих мест через налоговый стимул в данном случае может спасти ситуацию», — считает экономист. Он также подчеркивает, что определяющим фактором в государстве должен стать не сбор налогов, а то, как с помощью налогообложения стимулировать экономическую активность. Однако в головах чиновников, отмечает экономист, эта мысль не находит поддержки.

Напоследок хочется указать, что в своих экономических проблемах Украина сегодня не одинока. Развитые страны кто в большей, кто в меньшей степени также испытывают приблизительно одни и те же финансовые и экономические трудности, что говорит о нарастающем кризисе в современном мире. Это явно свидетельствует о потребности в совершенно иных общественно-экономических подходах. И вклад в человека как основной ресурс любого государства является важнейшим этапом в развитии. Но для этого нужно создавать надлежащие условия, а начинать необходимо хотя бы с улучшения возможностей людям зарабатывать себе на жизнь.