UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непослушные цены и принципиальные намерения

Опубликованный в понедельник, 6 ноября, октябрьский индекс инфляции стал достаточно неприятным сюрпризом для отмечающего первые сто дней своей работы правительства...

Автор: Юрий Сколотяный

Опубликованный в понедельник, 6 ноября, октябрьский индекс инфляции стал достаточно неприятным сюрпризом для отмечающего первые сто дней своей работы правительства. Месячный показатель в 2,6% в стране не наблюдался уже более шести лет. Это не только дало повод для увесистой порции критики со стороны оппонентов нынешнего Кабмина, но и делает весьма сомнительным заявление премьера о том, что «главное, что удалось сделать новому составу Кабинета министров за первые сто дней своей работы, — это стабилизировать экономическую ситуацию в стране». Ведь со стабилизацией экономической ситуации нынешние весьма нестабильные цены ну никак не стыкуются.

Борьба с инфляцией уже вернулась к числу приоритетных направлений, по которым «началась активная работа». Но, с учетом «тяжести» премьерской руки, это обстоятельство не добавляет поводов для оптимизма.

Итак, нынешняя октябрьская инфляция превзошла даже свой аналог приснопамятного октября 2004-го (2,2%). Который, напомним, был зарегистрирован после предпринятого правительством все того же г-на Януковича единоразового повышения пенсий перед президентскими выборами. Только за сентябрь и октябрь 2004 года рост цен (4,6%) превысил итог предыдущих восьми месяцев с начала года (3,8%).

В последний раз столь высокий инфляционный показатель в 2,6% был зарегистрирован в сентябре 2000-го, когда в целом за год цены потребительского рынка выросли на 25,8%. Припомнить столь же инфляционный октябрь еще сложнее: в последний раз в течение десятого месяца цены подскакивали в большей степени лишь в кризисном 1998-м.

Главная причина — увеличение тарифов на административно регулируемые услуги, темпы роста которых в годовом измерении увеличились до 41%. Если бы тарифы не изменились, потребительские цены в октябре выросли бы всего на 1,7%.

Общая потребительская инфляция за десять месяцев достигла 8,7%, в аккурат сравнявшись с ориентиром, который в бюджете-2006 был запланирован на весь год. Поэтому большинство экспертов сходятся во мнении, что в этом году официальные госкомстатовские показатели роста потребительских цен практически неизбежно выйдут за рамки одноразрядных параметров (до 10%). Причем могут выйти и достаточно далеко, стращают некоторые из них.

А ведь какую умилительную картину они рисовали прежде! Всего 3,8% инфляции за две трети года на фоне значительного ускорения темпов роста ВВП (в январе—сентябре он вырос на 6,2%, тогда как в 2005-м — на 2,6%). Убаюканные этой «красотой» минфиновские чиновники в конце сентября даже понизили свой инфляционный прогноз. «10% не будет (такая цифра была объявлена Минфином ранее. — Ю.С.), в этом году будет в пределах 8,9—9,2%», — излучал оптимизм и уверенность первый замминистра финансов Вадим Копылов.

И даже после первого сигнала тревоги, которым стало опубликование данных о сентябрьской инфляции (2%), правительственные чиновники беспокоились не особо. «До конца года будем оставаться в том коридоре, который был определен, — до 10%», — успокаивал общественность месяц назад министр экономики В.Макуха, заявляя, что «экономика полностью удерживается в рамках прогнозных показателей».

Не внял Кабмин и публичному предостережению А.Гальчинского — одного из наиболее авторитетных в стране экспертов по вопросам макроэкономики (кстати, с недавних пор — советника г-на Януковича), который еще после выхода в свет показателей сентябрьской инфляции (2%) указал на наличие опасной тенденции ее ускорения. И порекомендовал правительству и Национальному банку «принять меры, которые предупредили бы угрозу мультипликации этой тенденции». Среди прочего, эксперт пожурил правительство за такую «новацию» представленной на рассмотрение парламента Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2007 год, как отсутствие главы о макроэкономической политике, в которой следовало определить в том числе и меры антиинфляционной политики.

Откуда такая беспечность в то время, как страну накрыла гигантская волна оттягивавшегося более пяти лет повышения тарифов? Не вняли? Недосмотрели? Профукали? Или правительственным чиновникам было выгодно не бороться с инфляцией, которая хоть и обесценивает доходы родного населения, но и одновременно помогает выполнять бюджет, о плачевном состоянии которого так много говорится?

Во всяком случае, именно на «толстое» обстоятельство удивительной беспечности «тонко намекнул» первый замглавы президентского секретариата Арсений Яценюк, выступая в понедельник, 6 ноября, в эфире телеканала «1+1».

Напомнив, что президент еще в сентябре говорил о необходимости обратить внимание правительства на инфляционные процессы, он заявил, что, «к сожалению, случилось именно так, как прогнозировал президент и секретариат президента», и что «мы уже точно не будем иметь однозначную инфляцию».

И добавил, что от этого будут страдать в первую очередь макроэкономическая стабильность государства и бюджет. «В случае, если инфляция будет около 11%, а мы сегодня так прогнозируем на конец текущего года», соответственно, в следующем году уже не может быть и речи о 7,5% инфляции (цифра, заложенная в бюджете на 2007 год). Следовательно, необходимо увеличивать доходы населения, компенсируя инфляционный фактор, — такой, прямо скажем, довольно спорный рецепт озвучил г-н Яценюк.

Позднее появилось заявление главы государства о том, что «рост индекса потребительских цен в сентябре должен стать предметом усиленного внимания Кабинета министров и Национального банка к развитию инфляционных процессов на конец текущего года».

Президент считает, говорится в сообщении, что есть все предпосылки для того, чтобы удержать годовую инфляцию на уровне не выше 10%. Для этого необходимо задействовать весь арсенал инструментов правительства, но при этом административное влияние на ценообразование недопустимо и ни в коем случае не должно применяться.

Масла в огонь подлил и экс-министр финансов Виктор Пинзеник: в распространенном от его имени пресс-релизе говорится, что «такой высокий уровень роста цен демонстрирует несостоятельность правительства проводить адекватную экономическую политику, в частности относительно сдерживания инфляции». А в среду г-н Пинзеник даже провел специальную пресс-конференцию, в ходе которой среди прочей критики в адрес Кабмина отметил, что рост инфляции за три месяца работы Кабмина под руководством Януковича является одним из десяти шагов правительства, которые «отбрасывают Украину назад в экономическом и социальном развитии». Также экс-министр озвучил прогноз, что до конца года инфляция составит 14%.

Справедливости ради следует отметить, что все подобные высказывания имеют изрядную пиаровскую составляющую. Публичная «работа над ошибками» своих оппонентов — один из главных инструментов политической борьбы, а «дополнительная эмоциональная нагрузка» — ее неотъемлемый элемент, причем один из наиболее безобидных.

Пока суд да дело, 7 ноября на сайте Минэкономики появился «Анализ ценовой ситуации на потребительском рынке в октябре 2006 года», подготовленный отделом макроэкономического прогнозирования этого ведомства. Среди прочего, в нем содержится прогноз, что «до конца текущего года наиболее вероятным является развитие сценария, по которому инфляция ожидается на уровне 10—11% (декабрь к декабрю)».

Признав продолжившееся ускорение темпов инфляции в октябре, в Минэкономики его объяснили ростом цен на энергоносители и стремлением местных властей соответственно увеличить цены на жилищно-коммунальные услуги. «В отличие от прошлых лет, основное влияние на инфляцию оказывает административное повышение цен (тарифов) на услуги», — сказано в сообщении.

Однако не только эти факторы будут влиять на инфляционные процессы до конца года. Специалисты Минэкономики называют еще и ускоренный рост цен в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, «снижение средств на счетах правительства в конце года» (читай — ускоренное расходование бюджетных средств), а также возможный рост инфляционных ожиданий граждан из-за значительного роста тарифов ЖКХ.

Любопытно, что уже на следующий день агентство «Интерфакс» распространило заявление министра экономики о том, что его ведомство пока не будет пересматривать прогноз инфляции на 2006 год, поскольку ожидает замедления темпов роста цен в последние месяцы года под влиянием снижения цен на топливо. «Пока не будем (пересматривать)… Уже сейчас пойдет некоторое снижение цен. Поэтому не могу сказать, что цены сейчас будут расти — они будут снижаться, потому что падают цены на бензин и на другие горюче-смазочные материалы. В результате цены на транспорт, товары народного потребления будут снижаться до определенной степени», — сказал г-н Макуха.

Кроме того, он считает, что снижение цен на энергоносители позволит остановить рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

«Кто вам сказал, что они будут расти? Опять же цена на газ снижается, цены на горюче-смазочные материалы снижаются. Так за счет чего будут расти тарифы?» — вопрошал Владимир Алексеевич.

Видимо, г-н министр запамятовал, что в предновогодние месяцы инфляция традиционно ускоряется, в том числе и из-за подорожания продуктов питания. И что на ноябрь-декабрь планируется увеличение жилищно-коммунальных тарифов в Киеве, Донецке, Симферополе и других городах. А ведь только киевское повышение в 3—3,5 раза, как свидетельствуют результаты проведенного в НБУ анализа, прибавит к общенациональному индексу инфляции еще 0,7—0,8%.

Возможно, оптимизм министра связан с появившимся днем ранее на правительственном портале сообщением, в котором Кабмин не только в очередной раз похвалил себя за то, что «вследствие системной работы, проведенной правительством, удалось понизить цены на нефтепродукты». Но и уведомил общественность, что в связи с этим (снижением цен на нефтепродукты) правительство изучает возможность соответствующего снижения уровня цен на продовольственные и непродовольственные товары, транспортные и другие виды услуг, то есть там, где нефтепродукты занимают значительный удельный вес в себестоимости.

С учетом этого в ближайшее время планируется разработать механизмы снижения тарифов на услуги городского, пригородного и междугородного автомобильного сообщения, пассажирских железнодорожных и авиационных перевозок, уменьшения цены на сжиженный газ, уголь и дрова, на содержание жилья. Рассматривается также возможность снижения не менее чем на 2,5% уровня предельной надбавки к оптовой цене производителя на социально значимые продукты питания: муку, макаронные изделия, крупы, сахар, мясо, сыры, животное и растительное масло

А в среду на брифинге сам премьер заявил, что прогнозирует снижение цен на транспортные услуги. «Мы уже обратились к автоперевозчикам. У них сегодня эти вопросы находятся в работе, и в этом вопросе обязательно будет позитив, то есть будет снижение цен», — подчеркнул Янукович. И добавил: «Оно будет небольшим, но это принципиально для нас».

Вот такие намерения. Интересно, учтет ли правительство при разработке всех этих мероприятий неудачный опыт своих предшественников по регулированию цен административными методами? Впрочем, и у самого Виктора Януковича такой опыт имеется, и довольно богатый. Поэтому хотелось бы надеяться, что в этот раз Кабмин не поведет себя, как слон в посудной лавке, и мы не получим эффект, обратный желаемому.

Хочется также надеяться, что не более чем уткой является информация, «неосторожно» сообщенная «осведомленным чиновником Минфина» одному из деловых печатных изданий. Речь идет о том, что как вариант снижения инфляции в Кабмине рассматривают попытку заставить Нацбанк пойти на некоторую девальвацию гривни. Ее якобы можно мотивировать необходимостью выйти на заложенный в бюджете официальный курс 5,1 грн./долл. В результате возрастет курс наличного доллара до уровня 5,15—5,2 грн./долл., после чего население неизбежно ринется скупать валюту, избавляясь от гривни. А значит, произойдет антиинфляционная стерилизация наличной денежной массы.

Осведомленный источник в Нацбанке заверил корреспондента «ЗН», что такой вариант хода событий крайне маловероятен. Во-первых, сейчас для девальвации нет никаких фундаментальных предпосылок, о чем свидетельствует в том числе и стабильно положительное сальдо покупок валюты НБУ на межбанковском рынке в последние месяцы. А во-вторых, по опыту осени 2004-го в Нацбанке очень хорошо помнят, какой ценой приходится гасить неосторожно спровоцированную валютную панику среди населения. И уж если НБУ не дрогнул перед парламентскими выборами, пожертвовав на удержание курса более двух миллиардов долларов из резервов, то сейчас этого не случится и подавно.

Заодно собеседник «ЗН» попросил напомнить соотечественникам, что не стоит поддаваться возможным всплескам ажиотажа. Поскольку на них обычно наживаются умело провоцирующие и подогревающие их спекулянты. А для запаниковавших граждан скупка валюты обычно оборачивается лишь необдуманными потерями денег.

Комментарий эксперта

Андрей РЕВЕНКО,
доктор экономических наук,
Институт экономики и прогнозирования НАН Украины:

— Судя по последним заявлениям, в Минэкономики считают, что правительство сможет ограничить рост индекса потребительских цен в ноябре и декабре, благодаря чему удастся уложиться в первоначальный годовой прогноз. Более вероятный, на мой взгляд, сценарий состоит в том, что в этом месяце инфляция вырастет еще где-то на 1,3—1,5%, в результате чего аккумулированное значение индекса превысит 10% уже по результатам 11 месяцев.

Само по себе снижение цен на горюче-смазочные материалы мало повлияет на показатель потребительской инфляции, поскольку удельный вес горючего в индексе составляет всего 0,7%, что более чем в два раза ниже доли, например, яиц, подорожавших только за октябрь более чем на 22%.

Вызывает сомнение и возможность снижения уровня цен на продовольственные товары, транспортные и другие виды услуг, в которых нефтепродукты имеют значительный удельный вес в себестоимости. Для этого необходим очень тонко продуманный и отработанный инструментарий, а им Кабмин сегодня вряд ли обладает. К тому же доля расходов на те виды транспорта, на тарифы которых может влиять правительство, в общей структуре потребительской корзины тоже незначительна. Поэтому их возможное снижение перекроется, например, уже объявленным увеличением с 1 ноября абонентской платы за пользование услугами фиксированной связи.

Цены на плодоовощную продукцию (картофель, свежие овощи, фрукты), пик потребления которой приходится на летние месяцы и удельный вес которой в стандартной потребительской корзине довольно высок, к зиме традиционно значительно повышаются. К примеру, огурцы и помидоры уже выросли в цене где-то в полтора раза и к Новому году наверняка подорожают еще больше. Рыночные цены в этом случае в большей степени определяются спросом, удовлетворяя который, индивидуальные, розничные, да и оптовые торговцы всегда находят массу способов обойти всевозможные предельные надбавки. Не такой уж давний пример — не слишком удачная попытка кабинета Тимошенко сдержать рост цен на мясо.

Можно рассчитывать отчасти на удержание цен лишь на отдельные виды продовольственных товаров, которые в какой-то мере поддаются регулированию административными методами, например, на сахар. Но в большинстве случаев благие намерения будет очень сложно осуществить технически.

Официальная позиция НБУ

За комментариями об инфляционных прогнозах и возможных мерах по борьбе
с инфляцией «ЗН» обратилось
к Национальному банку Украины.
Приводим выдержки из ответа,
полученного нами от пресс-службы НБУ.

«Предыдущие оценки НБУ относительно инфляции в текущем году основывались на более оптимистических предположениях о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, поскольку в базовом сценарии правительственного прогноза закладывалось их повышение примерно на 50%. Фактическое увеличение за 10 месяцев 2006 года уже составило 65%. Но за исключением этих тарифов, динамика инфляции — как общей, так и базовой (которая в большей степени находится в сфере влияния монетарной политики) — в целом находится в рамках оценок НБУ.

Однако в настоящее время очевидно, что общий индекс потребительских цен вырастет более чем на 10%. Так, по итогам десяти месяцев с начала года инфляция уже достигла 8,7%, а за два месяца, оставшиеся до конца года, с учетом сезонного роста цен и объявленного дальнейшего повышения тарифов на услуги, которые регулируются административно, индекс потребительских цен прибавит никак не меньше 1,3%, а скорее всего, значительно больше.

Практически же удержание инфляции в пределах однозначного числа возможно лишь при условии моратория на повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги до конца года.

НБУ постоянно анализирует динамику инфляционного развития и обеспокоен значительным ускорением инфляции. Кроме того, показатель базовой инфляции, который является сигналом роста инфляционного давления со стороны спроса и на который монетарные меры имеют достаточно значительное влияние, в октябре тоже начал расти. Это, в частности, связано с ухудшением инфляционных ожиданий населения в результате резкого увеличения тарифов на услуги.

Национальный банк будет прилагать усилия для сдерживания инфляционного давления путем использования собственных инструментов денежно-кредитной и валютной политики, в частности, повышая роль процентной политики. Однако эффективное противодействие развитию инфляционных процессов в нынешней ситуации в большей мере зависит от структурной и регуляторной политики, особенно в части ценообразования услуг, которые регулируются административно».