UA / RU
Поддержать ZN.ua

Национальная идея и украинская экономика

Карл Маркс в одной из своих философских работ отметил, что идея, овладев массами людей, становится серьезной материальной силой...

Автор: Константин Палывода

Карл Маркс в одной из своих философских работ отметил, что идея, овладев массами людей, становится серьезной материальной силой.

Понятно, что не идеи выбирают людей, а люди выбирают идеи. Иначе говоря, то, какие именно идеи овладевают людьми, определяется тем, что собой представляют эти люди. Поэтому если мы хотим создать такой интеллектуальный продукт, который будет воспринят большинством населения страны в качестве национальной идеи, то предварительно должны выяснить, какое содержание вкладывают наши соотечественники в понятие «хорошая жизнь», каким, по их мнению, должно быть «хорошее общество» и чем они готовы пожертвовать для достижения желанных целей.

Какая идея у нас способна стать национальной

Наверное, самый редкий тип людей, встречающийся в наше время, — это добровольные аскеты. Православный аскет отказывается от использования большого числа вещей для преодоления своего эгоизма и привязанности к материальным благам, обуздания своего влечения к телесным наслаждениям и удовольствиям, для очищения своей души и подготовки ее к вечной жизни. Абсолютное большинство населения нашей страны придерживается других убеждений: мы безразличны к спасению своей души, следуем концепции приоритета хорошей жизни на этом свете и поэтому нам чужды идеи аскетизма. Обычный наш соотечественник согласен с тем, что жизнь коротка, из чего он делает вывод, что надо успеть испытать как можно больше разных удовольствий. Я тело и только тело — провозглашает наш современник, повторяя слова Ницше.

Бертран де Жувенель — оригинальный европейский мыслитель, родившийся в начале ХХ века и умерший в его конце, называл современное западное общество ассоциацией содействия потреблению. Жизнь в понимании потребителя — это только непрерывный процесс потребления. Смысл жизни в понимании потребителя заключается в стремлении получать как можно больше самых разнообразных наслаждений и удовольствий. Но когда жизнь бьет потребителя по голове, то он, обнаружив несоответствие такой формулировки смысла жизни реальному положению вещей, приходит к выводу о невозможности смысла в жизни в принципе.

Жизнь — это сказка, рассказанная идиотом, полная ничего не значащего шума и ярости, — мрачно изрек король Макбет, находясь в подобной ситуации. Но поскольку потребитель не очень-то и любит утруждать себя рассуждениями на подобные темы, то он тут же постарается выкинуть все это из головы. В качестве способа избавления от неприятных мыслей потребитель использует разного рода одурманивающие средства. Примет потребитель немного такого дурмана, и его уже не волнует: есть смысл у такой жизни или его нет. Принять вызов судьбы — это не для потребителя. Он предпочтет сбежать от своих проблем куда-нибудь туда, где можно будет расслабиться, насладиться и отдохнуть.

Понятно, что все это не имеет ничего общего с любовью к труду в поте лица. Поэтому ежедневная работа на своем рабочем месте радости потребителю не приносит. Свою работу он воспринимает как тяжкую и мучительную повинность. Современные потребители в подавляющем своем большинстве согласны трудиться на своем рабочем месте, но только в том случае, если у них отсутствуют иные варианты получения денег. Трудом не менее важным, чем зарабатывание денег, и более приятным, чем пребывание на работе, многие современные потребители считают посещение заведений торговли. Наверное, это одно из самых приятных и интересных занятий в жизни современного потребителя, иначе не понятны причины того удовольствия, с каким мы тратим на шопинг свои деньги и время. Как заметил де Жувенель, «хорошая жизнь» в понимании современных людей — это нечто вроде покупательского ажиотажа, а «хорошее общество» — соответствующая очередь покупателей.

Потребитель стремится к тому, чтобы привычный процесс наслаждений никогда не прерывался. В случае нехватки денег потребитель сужает свои потребности, и то, что ранее казалось неприемлемым, теперь становится вполне сносным и терпимым. Главное, чтобы оставалась возможность испытывать ощущения удовольствия. А если это так, то вполне можно согласиться с упрощением средств и процедур, с помощью которых вызываются эти удовольствия. Например, отказаться от Hennessy в пользу какого-нибудь более дешевого пойла. В результате почтенные представители среднего класса деградируют и становятся презренными люмпенами. Таким людям какую зарплату ни плати — они все равно не будут работать так как надо. Для этих людей приемлемого вида труда не существует вообще. В их лице мы имеем типичных представителей сообщества законченных потребителей.

Причиной деградации населения страны является то, что подавляющему большинству наших соотечественников хронически не хватает денег для приобретения нужных им материальных благ. Материальное благосостояние, понимаемое как свободный и немедленный доступ к самому широкому кругу товаров, вот та цель, ради которой покупатель-потребитель готов пойти на жертвы — заставить себя ходить на работу. Этот момент может представлять для экономики некоторый интерес.

Идея, которая способна стать национальной

Самым недоступным для покупателей товаром и в то же время одним из самых желанных предметов потребления в нашей стране является жилье. Жилье — это особая часть пространства, которая одновременно и оболочка, непроницаемая для постороннего воздействия, и специфическая среда, обеспечивающая материальную подоснову чего-то скорее духовного, чем материального, а именно всего того, что человек называет своим домом. Дом — это место, которое заключает в себя тот особый мир, в котором человек живет в полном смысле этого слова. Каждый из нас глубоко в душе мечтает вернуться в некогда потерянный им рай. Этот самый потерянный рай люди и пытаются воссоздать у себя в жилище. Именно это — некоторое подобие рая — они и называют своим домом.

У себя дома человек живет своей личной жизнью, иначе говоря, как писал на этот счет известный православный богослов ХХ века о. Александр (Шмеман), дома человек живет жизнью своей личности, а не работой или какими-нибудь другими посторонними для его личной жизни делами.

Личная жизнь дома, жизнь дома с близкими людьми, жизнь в кругу семьи у домашнего очага — это, пожалуй, то последнее специфически человеческое, что еще удерживает от распада и деградации личность покупателя-потребителя, не верящего Тому, кто одновременно и Бог, и Человек. Но если у вас нет дома, то, в конечном итоге, у вас нет и полноценной личной жизни, следовательно, как личность вы, скорее всего, неполноценны.

Наши предки в далеком XVII веке (во времена становления украинской нации) страдали от войн, голода, эпидемий и т.д. и т.п., но в те времена никто не слышал о пресловутом «квартирном вопросе». Приобретение жилья было личным делом каждого, и, что интересно, с решением этой задачи люди как-то справлялись. В большинстве случаев наши предки строили свое жилье сами, сами же в большинстве случаев изготавливали необходимые для этого строительные материалы. Помогали им в этом родственники и соседи.

Ситуация изменилась с наступлением индустриальной эпохи, которая принесла с собой небывалый прирост численности горожан и стремительное уплотнение городского населения. В связи с этим изменились требования к жилью и жилищному строительству. Появился новый тип жилья — многоэтажные здания с большим числом жителей. Жить в таких домах можно, только если они оснащены специальным оборудованием и это оборудование подсоединено к специально построенным инженерным коммуникациям, которые, в свою очередь, подключены к специализированным промышленным предприятиям — поставщикам коммунальных услуг. В результате всего этого жилье стало индустриальным товаром. И теперь чтобы стать обитателем жилья, его надо либо купить, либо взять в аренду. Даже те, кто строит себе жилье сам, покупают произведенные индустриальным способом строительные материалы и не обходятся без платных услуг профессиональных строителей, оснащенных специальной техникой.

Современному человеку практически невозможно иметь дом, не купив или не арендовав соответствующее жилье. На улице или в проходном дворе дом не создашь. Не имея возможности приобрести жилье или взять его в аренду, наш отечественный покупатель-потребитель все больше и больше рискует необратимо деградировать до состояния люмпена. В Рио-де-Жанейро мне как-то показали один из районов города, населенный бездомными. То скопление строительного мусора, в котором обитают эти люди, назвать жильем может только тот, кто твердо уверен, что он так жить никогда не будет. Как утверждали сопровождавшие меня бразильцы, население этого района составляет около 800 тысяч человек — это примерно соответствует численности населения Оболони в Киеве. Район трущоб контролируют местные бандиты, и патрули военизированной полиции рискуют там появляться не иначе, как при поддержке армейских вертолетов и бронетехники. Однако это не мешает полицейским вести систематический отстрел отдельных обитателей трущоб. Впрочем, как говорили мои спутники, точно так же полицейские относятся к бездомным собакам и котам.

Самым верным признаком того, что процесс формирования сообщества бездомных в нашей стране принял необратимый характер, будет появление где-нибудь на окраинах Киева значительного района трущоб, наспех собранных из того, что подвернулось под руку их обитателям — бездомным гражданам Украины.

Однако пока это не случилось, ситуация небезнадежна. Мы должны понимать — жилищная проблема не относится к числу технически не разрешимых. С этой проблемой неоднократно сталкивались практически все развитые страны мира и все они, каждая в свое время, нашли ей свое решение.

Чем может быть интересна украинской экономике такая национальная идея?

Многие слышали известное высказывание одного американского топ-менеджера прежних времен «Что хорошо для «Дженерал моторс», то хорошо для Америки». Кто те люди, которые в данном случае давали ответ на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? Ответ очевиден — все решал топ-менеджмент таких корпораций, как «Дженерал моторс».

Экономика общества — это прежде всего человеческая деятельность. Деятельность людей, работающих на заводах, в банках, торговых организациях и т.д. Как любая другая человеческая деятельность, деятельность множества людей в области экономики имеет своих субъектов, т.е. тех, кто реально руководит фабриками, заводами, газетами и т.д., тех, кто решает, что и как делать на их предприятиях, тех, кто эти свои решения осуществляет на практике. И если считать, что у экономики могут быть какие-то свои предпочтения и интересы, то, вне всякого сомнения, это интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Каким образом программа, призванная решить жилищную проблему, может заинтересовать украинских предпринимателей? Казалось бы, ответ очевиден: большая часть населения прилежно работает на предпринимателей, предприниматели с прибылью для себя строят много жилья, при этом платят своим работникам хорошую зарплату, работники берут в банках ипотечные кредиты, покупают жилье и часть полученной зарплаты направляют на своевременное погашение кредитов; т.е. в выигрыше все: предприниматели получают прибыль, работники — жилье. Все, наверное, так бы и было, если бы такие показатели, как уровень заработной платы, запросы населения и уровень цен в нашей стране, соответствовали один другому.

Но, к сожалению, чтобы жить в Украине так, как того хотят наши граждане, той зарплаты, которую они получают, явно не хватает. Если наши цены энергично приближаются к мировым, если стандарты жизни, к которым стремятся наши граждане, соответствуют предпочтениям населения стран Запада, то производительность труда украинского работника совершенно не соответствует тому, что является нормой не только в развитых странах мира, но и во многих развивающихся национальных экономиках. Производительность труда гражданина нашей страны ниже производительности труда, например, гражданина США в девять раз. Соответственно, и получает украинский работник в 13 раз меньше американского труженика. В результате низкий уровень заработной платы делает недоступным для большей части населения страны целый ряд товаров, составляющих обязательный минимум среднего американца и необходимых для нормального воспроизводства его способности работать. Первое место в списке таких товаров занимает жилье.

Нет смысла начинать какую-либо программу, рассчитанную на то, что украинские граждане смогут сами зарабатывать себе на покупку жилья, если ничего не делать для увеличения производительности труда этих самых граждан. Повысить производительность труда в нашей стране можно, во-первых, уменьшив количество тех, кто не участвует в материальном производстве, а только потребляет то, что производят другие (в первую очередь это касается огромной армии бюрократов), и, во-вторых, осуществив техническое перевооружение предприятий сферы материального производства. Несомненно, мероприятия по увеличению производительности труда на производстве потребуют значительных инвестиций. Но от этих инвестиций будет мало толку, если предприниматели не будут заинтересованы повышать производительность труда на своих предприятиях.

А с этой заинтересованностью не все так просто. Теоретически в нашей стране предпринимателем может стать любой гражданин, но на практике каждый новоиспеченный бизнесмен, не входящий ни в одну из лидирующих групп предпринимателей, сталкивается с непомерно большим комплексом разного рода проблем. Большая часть этих проблем обусловлена отсутствием в стране полноценного института частной собственности, предполагающего как неприкосновенность частной собственности, так и гарантии выполнения обязательств, собственностью же и обеспеченных. Несмотря на отсутствие этого института в Украине, определенный круг лиц в нашей стране обладает такими правами, которые в совокупности дают эффект, очень похожий на те преимущества, которыми обладают владельцы настоящей частной собственности. Круг этих лиц составляют в основном субъекты предпринимательства, ранее установившие свой контроль над теми или иными сегментами экономики страны. Такое исключительное положение этих предпринимателей основано на их эксклюзивных отношениях с государством, а точнее, с политиками и чиновниками разных рангов. Прелесть эксклюзива в том и заключается, что воспользоваться им могут лишь избранные. А все остальные, т.е. подавляющее число предпринимателей, — не могут. Исключение составляют крупные западные и российские компании, которые, как правило, особых проблем не имеют ни с вхождением в нашу страну, ни с ведением в ней бизнеса.

Предпринимателям, составляющим привилегированную часть бизнес-сообщества, которые де-факто монополизировали право заниматься предпринимательской деятельностью в Украине, нет смысла инвестировать свои деньги в мероприятия, ведущие к повышению производительности труда, т.к. эти бизнесмены обеспечивают рост прибыльности своего капитала другими методами. Что касается остальных украинских бизнесменов, то, не имея гарантий того, что проинвестированный ими основной капитал не будет элементарно отобран, они предпочитают не делать серьезных капиталовложений в мероприятия по повышению производительности труда на своих предприятиях.

Проблема осложняется еще и тем, что, как правило, наши предприниматели вообще не любят ежедневный напряженный кропотливый умственный труд на регулярной основе. Дело в том, что функции предпринимателей в нашей стране в подавляющем большинстве случаев выполняют представители все того же сообщества покупателей-потребителей, для большей части которых в тягость любой труд, в т.ч. по выполнению функций субъекта предпринимательства. Их интересы сфокусированы в основном в сфере накопления активов, приносящих стабильный доход и не требующих, чтобы их владельцы каждый день ходили на работу. Также достаточно много времени и сил забирают поиск и последующее использование разнообразных предметов роскоши и средств обеспечения повышенного комфорта.

Если что-то и может активизировать покупателя-потребителя, выполняющего функции предпринимателя, так это реальные перспективы резкого увеличения прибыльности его капитала в сочетании с угрозой отдать свою долю рынка более эффективным конкурентам. Помешать этой активизации может только то, что в списке регулярных интеллектуальных упражнений этих людей такой пункт, как размышления о своих общественных интересах (интересах субъекта предпринимательства), чаще всего отсутствует.

Национальная идея, имеющая наибольшие шансы на успех

Любая программа действий нуждается в людях, которые будут заниматься ее реализацией. Чтобы эти люди могли успешно справиться со своей задачей, они должны быть наделены необходимыми полномочиями, обладать достаточной профессиональной подготовкой, а главное — испытывать огромное желание выполнить стоящую перед ними задачу. Одним словом, для реализации национальной идеи нужен соответствующий субъект.

Но если идея доступного для всех жилья и способна вдохновить большую часть населения страны, то гипотеза о наличии у наших политиков и чиновников способностей выполнить свою часть работы по реализации этой идеи вряд ли найдет много сторонников.

Так получилось, что еще с советских времен все сколько-нибудь важные вопросы жизни общества в нашей стране решали исключительно чиновники. Мы к этому давно уже привыкли и против этого можно было бы и не возражать, если бы чиновники выдавали те результаты, на которые рассчитывает большая часть общества. Но этого не было в советские времена, нет этого и сейчас. При этом надо заметить, нынешнее украинское чиновничество по своим профессиональным навыкам на порядок слабее прежних советских бюрократов. Не улучшает ситуацию и техническая помощь, которую время от времени оказывают украинским чиновникам международные организации. Примером тому может быть печальная судьба пенсионной реформы, нормативная база которой в нашей стране разрабатывалась под прямым патронатом иностранных экспертов.

Сейчас в недрах госаппарата интенсивно разрабатывается программа доступного жилья. И то, что на сегодняшний день наработано чиновниками, дает основания утверждать, что результаты реализации этой программы будут такими же впечатляющими, как и результаты программы молодежного кредитования: чиновники будут рапортовать об успешно проделанной работе, а жилищный кризис в это время будет продолжать обостряться. Очевидно, что украинские чиновники не справятся с ролью единоличного субъекта выполнения программы обеспечения населения жильем. Кому-то из них не хватает специальных знаний, кому-то — указаний сверху, а кому-то это просто неинтересно.

Судя по всему, к процессу преодоления жилищного кризиса должны быть привлечены те, кого это интересует по-настоящему. Прежде всего — предприниматели. Экономическая программа такого рода предполагает задачу строительства жилья для большей части населения страны. Грандиозные масштабы строительства, в свою очередь, предполагают грандиозно большие суммы денег. Предприниматели заинтересованы эти деньги освоить. При этом все понимают, что работа может быть у всех. Поставками своей продукции жилищное строительство обеспечивают: индустрия строительных материалов, черная металлургия, металлообработка, деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, химическая и электротехническая отрасли, активно в жилищном строительстве используются услуги транспорта, связи и т.д.

Таким образом, жилищное строительство способно обеспечить заказами практически все отрасли экономики страны. Предприниматели весьма заинтересованы в том, чтобы программа преодоления жилищного кризиса и, соответственно, процесс освоения денег, выделенных под это дело, не захлебнулись в самом начале. Понятно, что для этого и сама программа обеспечения населения жильем, и механизмы ее реализации должны быть очень хорошо продуманы.

Возьму на себя смелость заявить, что предприниматели могут это сделать лучше чиновников. Вероятность быть реализованной для любой более-менее значимой экономической программы растет по мере того, как она становится выгодной все большему и большему числу субъектов предпринимательской деятельности. Решать за предпринимателей, что им выгодно, а что нет, — пустая затея. Суперприбыль от участия в программе преодоления жилищного кризиса может быть той наградой, ради которой привилегированные группы предпринимателей могли бы смириться с появлением в стране полноценного института частной собственности, доступного в равной степени для всех.

Вместе с тем, свой собственный жилищный вопрос большая часть предпринимателей в основном уже решила, поэтому нельзя не согласиться с тем, что у бизнесменов несколько односторонний взгляд на жилищный кризис. В бизнесе может быть только одна цель — прибыль и еще большая прибыль. Поэтому первое, что стремится сделать предприниматель, — это купить подешевле и продать подороже. Конкуренция и баланс спроса и предложения ограничивают возможности бизнесменов увеличивать отпускные цены на свои товары, поэтому предприниматели стремятся экономить на затратах, связанных с покупкой производственных факторов. Например, за счет массового импорта дешевых строительных материалов и рабочей силы из стран Азии.

В результате страна будет иметь много жилья, которое мало кто сможет купить в силу того, что деньги, выделенные на преодоление жилищного кризиса, не превратятся в дополнительную заработную плату наших тружеников, т.к. услуги основной массы украинских специалистов и рабочих окажутся не востребованы. Наличие денег, необходимых для покрытия расходов на изготовление какого-либо товара (например, жилья), само по себе еще не обеспечивает спрос на рабочую силу — на это указывал еще Джон Стюарт Миль. Предприниматели очень хорошо умеют грести под себя, но им очень тяжело даются действия, результаты которых в равной мере выгодны всем, поэтому на роль единоличного субъекта программы доступного жилья предприниматели тоже не годятся.

Это значит, что в создании программы преодоления жилищного кризиса и обеспечения населения жильем должны принять участие и представители наиболее массового слоя населения страны, а именно — представители работников наемного труда. Никто, кроме самих украинских работников, не заинтересован в сохранении их рабочих мест и повышении их заработной платы. При этом вряд ли нашим трудящимся существенно помогут такие меры, как попытки государства путем административного давления заставить предпринимателей увеличивать заработную плату своим работникам, запрет на импорт рабочей силы, а также облавы и погромы в местах компактного расселения иностранных рабочих.

Помочь делу может только повышение конкурентоспособности национальной рабочей силы. Это единственное действенное средство укрепления позиций украинских работников на национальном рынке труда. В силу этого украинские работники заинтересованы в повышении своей квалификации и, как следствие, производительности своего труда намного больше, чем субъекты предпринимательства. Это потребует от профсоюзов уделять профтехобразованию трудящихся намного больше внимания, чем таким вопросам, как размеры тарифных ставок, продолжительность рабочего времени и количество дней отпусков. Однако история международного профсоюзного движения, к сожалению, не дает веских оснований полагать, что на это стоит серьезно рассчитывать.

Было бы неверным утверждать, что наши предприниматели удовлетворены качеством и ценой имеющейся в стране рабочей силы, а также той степенью добросовестности, с которой наши труженики относятся к своей работе. Отсюда появление в стране турецких, китайских и вьетнамских рабочих. Также неверным было бы утверждение, что местные трудящиеся считают работу, предлагаемую им украинскими предпринимателями в сочетании с условиями ее оплаты, самым подходящим для себя занятием. Поэтому очень многие украинские труженики предпочитают работать за границей с пользой для иностранных предпринимателей.

Несоответствие требований, которые предъявляют друг к другу украинские предприниматели и работники, свидетельствует о том, что в экономике страны что-то происходит не так, как должно было бы происходить. И немалая заслуга в этом принадлежит экономической политике, которую от имени государства проводят украинские чиновники.

Программа обеспечения населения жильем и преодоления жилищного кризиса может помочь субъектам предпринимательства и трудящимся найти взаимовыгодное решение их проблем. И у тех, и у других здесь есть свой интерес. И те, и другие горят желанием как можно быстрее приступить к решению задачи по обеспечению населения страны жильем. И это вселяет некоторые надежды.

Судя по всему, доверять нашим политикам и чиновникам реализацию такой важной экономической программы, как решение жилищной проблемы, не обеспечив участия в этом деле предпринимателей и профсоюзов, —затея крайне рискованная. Даже если бы наша страна имела идеально эффективный и абсолютно некоррумпированный государственный аппарат, его все равно нельзя было бы оставлять вне сферы контроля со стороны общества. Проблема в том, что госаппарат у нас абсолютно неидеальный, да и устоявшихся форм общественного контроля у нас нет, зато есть негативный опыт Тендерной палаты и «общественных слушаний» в строительстве.

Но такой опыт — это тоже опыт и он тоже может быть полезен. Этот негативный опыт показывает, что функции между обществом и государством должны быть четко разделены: общественные организации, представляющие наиболее многочисленные и экономически активные группы населения, должны оказывать определяющее влияние на разработку концепций и механизмов решения жилищной проблемы; чиновники — заниматься реализацией принятой жилищной программы, неся за это административную и уголовную ответственность. Обеспечить эффективность такого разделения функций может только высшее политическое руководство страны. Если захочет.

Предположим, случится невероятное: предприниматели совместно с профсоюзами, преодолев свой собственный эгоизм и узость взглядов, разработают замечательную программу преодоления жилищного кризиса (заодно и подъема экономики страны). Предположим, что парламент возведет ее в ранг закона. Предположим, что президент этот закон подпишет… И что дальше? Можем ли мы тогда быть уверены в успехе? Конечно, нет. Программы, законы и нормативные акты работают только тогда, когда люди их признают, сами стремятся их выполнять и требуют этого от других. Готовы ли мы к этому? Скорее всего, нет. Как писала на этот счет Маргарет Тэтчер, конституции должны писаться в сердцах, а не на бумаге.

Думаю, все многообразие реально возможных вариантов развития событий в нашей стране заключено в промежутке между двумя крайними точками. Одна точка на линии возможных состояний предполагает ситуацию, когда часть наших соотечественников, забрав с собой свои высокие жизненные стандарты, навсегда покинет страну, в то время как большая часть оставшегося населения, резко снизив уровень своих материальных потребностей, потеряет способность к интенсивному труду, освободив свои рабочие места неприхотливым и работящим представителям народов Азии, которые будут массово завезены в Украину. Ситуация, противоположная первой, предполагает появление в стране реального и деятельного коллективного субъекта реализации программы доступного жилья. Первый вариант представляется более вероятным. Во-первых, потребитель уверен, что бегство с поля боя — это самый эффективный и универсальный способ решения многих его проблем, во-вторых, тенденция к реализации этого варианта обнаружила себя еще в первые годы независимости страны и неустанно продолжает укрепляться. Реализация второго варианта тоже возможна, но в значительно меньшей степени.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить: любая идея, а тем более идея, претендующая на звание национальной, только тогда заслуживает серьезного отношения к себе, когда шансы на ее реализацию существенно превышают 50%. Можно найти рецепты преодоления жилищного кризиса, можно разработать дельную программу подъема экономики страны, повышения производительности труда и заработной платы, но реализация всех этих планов потребует таких усилий и жертв со стороны представителей всех слоев общества, которые им, простым покупателям-потребителям, будут явно не под силу.

Программа доступного жилья способна стать скорее национальной мечтой, чем идеей, к которой относятся, как к личной программе действий. Если мы трезво посмотрим на себя, на то, чем мы занимаемся каждый день, то, думаю, наиболее удачной формулировкой украинской национальной идеи будет призыв — спасайся кто может! По крайней мере, именно эта идея уже много лет владеет умами значительного числа украинских предпринимателей, и вряд ли кто-то сможет предложить им что-то получше.