UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАКАНУНЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ СПЯЧКИ

Я взглянул на жизнь и рассмеялся. С. Кьеркегор Перед зимней спячкой любая умная зверушка (медве...

Автор: Светлана Рябошапка

Я взглянул на жизнь
и рассмеялся.

С. Кьеркегор

Перед зимней спячкой любая умная зверушка (медведь, например) принимается усиленно питаться — ест все, до чего может дотянуться, — безошибочно предчувствуя, что жировые запасы очень пригодятся и во сне, и наяву. Политики наши в этом плане тоже не промах. И хотя официальный период спячки у них приходится на лето, это чистая условность — особенно перед парламентскими выборами. Всякого рода ресурсы и запасы сослужат службу их владельцам и до и после выборов, поэтому ресурс добывают кто во что горазд.

Так, на отчетной неделе заметно оживились профсоюзы угольщиков, поскольку на подходе рассмотрение Кабмином некоей программы «Уголь Украины». Требования начальников от угля просты и обычны: увеличить дотации отрасли (миллиарда на два), погасить долги (миллиарда полтора), никакой приватизации шахт не устраивать, оставить все как есть. Еще бы — ведь угольная отрасль должна намертво (причем не всегда это «намертво» в переносном смысле) остаться в госсобственности, то есть — шахты должны остаться в полном управлении упомянутого антрацитового начальства. В общем, кому рубить уголек, а кому — капусту. А чтобы над начальством не капало — восстановить над ним добротную крышу Минуглепрома. Вот те раз, а мы еще и соскучиться по нему, почившему, не успели…

Во всяком случае Минпромполитики уже возрождено и чувствует себя удовлетворительно. Министр (даже — дважды министр) Василий Гуреев заявил давеча, что его ведомство готово к двум вещам: во-первых, к поглощению наших средств на подъем своей промышленности, во-вторых — к недопущению и полному искоренению попыток приватизировать стратегические объекты. А уж если добавить к бодрому Минпромполитики не менее жизнеспособный Минуглепром, страна получит дивную парочку активных зомби, правда, лишившись при этом кое-каких средств и ресурсов.

Но довольно о грустном. Власти ведь далеко не во всем движутся назад к Совмину. Вот прилетел из Москвы первый вице-премьер наш, Олег Дубина, весточку от российского премьера Касьянова принес. Весточка такая: долги за российский газ предлагается погашать при помощи ценных украинских госбумаг, обеспечением бумаг должно стать госимущество, по-простому — особо интересующие россиян украинские предприятия. Эх, жаль, нет среди этих интересных предприятий наших родных, дотационных, официально убыточных, угольных шахт! Неплохо бы: и за газ расплатились бы, и Минуглепром пришлось бы восстанавливать уже россиянам. Увы — убыточными шахтами соседи почему-то не интересуются. Кстати, премьер наш, Анатолий Кинах, вроде как против схемы «долги в обмен на акции». Зато Касьянов — за…

А если кто сомневается в весомости и зримости российской нефти и угля, тот может углубиться в прелести экспортного и импортного НДС. Все слышали, что с 1 июля Россия взимает НДС с украинского импорта. Но этого, видимо, мало показалось, поскольку РФ обложила НДС еще и собственный экспорт энергоносителей (нефть, газ, газовый конденсат) — то есть именно те статьи, которые в Украине не зря называют критическим импортом. Скупой платит дважды. А вот сколько платит… нет, не то что бы глупый, а просто тот, кто десять лет подряд игнорировал интересы собственной страны? Во всяком случае на просьбу отменить НДС на экспорт энергоносителей РФ не реагирует. Теперь нам сообщают, что «Кабмин намерен ежемесячно напоминать России о важности решения этого вопроса и намерен увязать отмену РФ НДС на экспорт с урегулированием украинского долга за газ». Что ж, увязать, так увязать. С концами. Впрочем, Президент Кучма не склонен считать «последнее ужесточение торгового режима между Украиной и Россией… началом торговой войны» (Интерфакс-Украина). И в самом деле — какое там начало войны? Всего лишь продолжение политики.

Помимо угольной отрасли, «Нефтегаза Украины» и Минпромполитики есть в стране еще один Клондайк. Нефтепровод Одесса — Броды — Гданьск называется. На неделе этот Клондайк усиленно раскапывал Совет по национальной безопасности и обороне. Думали-гадали: где найти инвесторов для почти построенного нефтепровода? Тем более что крупных собственников нефти, согласных гнать свое черное золото по нашим трубам, тоже не видно… В связи со сказанным можно задать властям только один вопрос: а на какой, извините, предмет, надо было так строить?!

И — на десерт — сладкое, как положено. Золотовалютные резервы Национального банка превысили 2 млрд. долларов, причем из них ликвидные активы составили почти 1,9 млрд. Таких приятных цифр старожилы не помнят с 1998 года. Что особенно отрадно — резервы НБУ больше, чем сумма его обязательств. По-моему, в новейшей истории такое явление наблюдается впервые.

Так что в стране резервы есть разные. И есть кому ими распорядиться.