UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пути к новой индустриализации

Новая индустриализация также будет содействовать росту экономических свобод и частной инициативы.

Автор: Алексей Коваль

Украина превращается в аграрное государство с преобладанием сырьевого экспорта. В экспорте страны на сырьевые товары приходится более 50%. Доля промышленности в структуре ВВП уже уступает сельскому хозяйству - 12% против 14. Украинские высокотехнологичные товары из-за конкуренции теряют позиции даже на тех рынках, где традиционно считались востребованными.

Экспортоориентированные отрасли, АПК и металлургия, не создают возможностей для страны выйти из порочного круга, когда на каждом новом витке кризиса (как это было после 2008-го и 2014 г.) экономика уже не в состоянии компенсировать потери и выйти на докризисные уровни. Ситуацию не исправит и ожидаемый рост ВВП в 2–3% - при таких темпах развития экономики Украина все больше отстает от конкурентов.

В экспертном сообществе существуют разные рецепты, как изменить ситуацию. Однако доминирующее мнение - Украине необходима новая индустриализация, о чем на страницах ZN.UA отмечалось неоднократно в последние годы.

О новых шансах для индустриализации и путях ее проведения речь шла на конференции "Новая индустриализация: вызовы, возможности и перспективы", приуроченной к 45-летию Торгово-промышленной палаты Украины. В ней приняли участие представители правительства и парламента, дипломаты ряда стран, эксперты и предприниматели. Организатором форума также выступила "Китайская торговая ассоциация", объединяющая крупных китайских инвесторов в экономику Украины, что позволило взглянуть на проблему в ракурсе использования китайского опыта индустриализации.

В нынешнем году от правительства Украины ожидают стратегию развития промышленности. Чиновники вместе с представителями экспертного сообщества, предпринимателями, иностранными советниками работали над ней больше года. Стратегия должна стать рабочим документом для реализации программы индустриализации, под которую должны быть подверстаны принимаемые парламентом законы и практические решения Кабмина. В противном случае это будет очередной мертворожденный документ бюрократической машины, коих уже немало было в истории, предупреждает президент Экономического дискуссионного клуба Анатолий Максюта.

В канун нового 2018 г. премьер Владимир Гройсман назвал программы поддержки промышленности точкой роста экономики. Среди приоритетов - модернизация производств и обновление основных фондов предприятий. В прошедшем году правительство сделало несколько важных шагов в поддержку отечественного производителя. Одна из них - программа субсидирования фермеров, покупающих сельхозмашины отечественного производства (она будет продолжена и в будущем году), а также решение о рассрочке на два года по оплате НДС при импорте технологического оборудования. В текущем году не исключена замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал, что улучшит условия для реинвестирования полученной прибыли в развитие бизнеса.

Со стороны парламента готовятся решения о развитии технопарков и о бесплатном подключении предприятий к инженерным сетям, что поможет привлечь иностранных инвесторов. Принят в первом чтении наделавший много шума закон "Покупай украинское! Плати украинцам!", который на конференции в ТПП представил один из его авторов - глава парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.

По словам советника главы украинского правительства Валерия Пятницкого, выступившего модератором одной из панелей конференции в ТПП, под новой индустриализацией понимается, естественно, не восстановление былых объемов выпуска металлургической продукции или производства химической отрасли. "Это сочетание тех преимуществ, которые имеют сельское хозяйство, сфера услуг, развитие науки и технологий и т.д., с теми возможностями, которые открывает промышленное развитие в современном мире. Когда вы уже не можете все производить сами, а должны вписываться в цепочки производства, создаваемые промышленными странами, высокоразвитыми странами, там, где существует и высокий спрос на различную продукцию - и сельскохозяйственную, и промышленную, и на услуги", - подчеркнул он.

Валерий Пятницкий назвал иллюзией возможность идти по пути импортозамещения. Для Украины такой сценарий невозможен в принципе. В этих условиях не может быть такого, чтобы "каждая отрасль играла сама за себя", когда даже на уровне Кабмина министры отстаивают интересы своих отраслей, когда нет синергии.

Эту ситуацию должно исправить наличие стратегического документа. Директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк, обращаясь к участникам конференции, оценил потребности Украины на новую индустриализацию в 150–200 млрд долл. США. По его словам, стратегии индустриализации должны быть подчинены все практики (поддержки экспортеров) и политики (финансовая, фискальная и монетарная) властей. Он считает, что очень быстрый эффект может дать создание перерабатывающих производств, ведь, поставляя на экспорт сырье, всю добавленную стоимость Украина отдает иностранному производителю. На сегодняшний день ни сектор высоких технологий, ни туризм, ни даже сельское хозяйство не могут обеспечить такой эффект.

Важно, чтобы политика индустриализации была стабильной на протяжении длительного срока и опиралась на индикативные прогнозные планы, которые правительство должно разрабатывать на 3–5 лет. Это позволит координировать деятельность экономических агентов - от крупных корпораций до домохозяйств, местных органов власти.

Если говорить о китайском опыте, то там даже при наличии плановой экономики для новой индустриализации и модернизации понадобилось два десятка лет. На начальном этапе Китай привлекал в страну инвестиции и стимулировал размещение у себя производств. На следующем этапе было освоение западных технологий, передача ноу-хау при размещении иностранных производств, переход к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью. Китайские компании в своей практической деятельности осваивали мировой опыт, учились конкурировать с иностранными компаниями на глобальном рынке.

"На ближайшие годы Пекин наметил переход национальной промышленности на инновационную модель развития с преобладанием передовых высокотехнологичных производств", - заявил советник по экономическим вопросам при посольстве КНР в Украине Лю Цзюнь. Согласно недавно намеченным планам Китай завершит этот новый период модернизации к 2035 г., когда страна выйдет на уровень высокоразвитых в технологическом плане держав и, вероятно, станет крупнейшей экономикой мира.

По словам известного украинского дипломата, президента консалтинговой компании "Грант Торнтон Украина" Александра Чалого, сегодня китайский опыт интересен для Украины именно тем, что стране, уже 40 лет идущей по пути реформ, удалось совместить индустриализацию с модернизацией.

Одной из важных задач в рамках реализации промышленной стратегии будет определение отраслей, в которых у Украины есть конкурентные преимущества (их может быть 5–6), а также выработка перечня отечественных товаров, обладающих высоким спросом на мировом рынке. Очевидно, что именно эти отрасли и связанные с ними научно-исследовательские центры должны получать от государства поддержку, стать основной целью мероприятий государственной промышленной стратегии.

Китайцы, к слову, хорошо осведомлены об этих конкурентных преимуществах Украины. В ходе состоявшегося в Киеве 5 декабря
2017 г. 3-го заседания украино-китайской межправительственной комиссии по сотрудничеству принят План действий по реализации строительства "Экономического пояса шелкового пути" и "Морского шелкового пути ХХI столетия". В "Плане действий…" представители украинского и китайского правительств договорились об инвестиционном сотрудничестве в авиастроении, транспортном, энергетическом и тяжелом машиностроении, пищевой, химической и электротехнической отраслях. О содействии созданию цепочек добавленной стоимости в добывающих отраслях, о совместных проектах в ядерной энергетике, включая проектирование, строительство и эксплуатацию атомных станций, а также разработку урановых месторождений в Украине. Стороны также актуализировали программу сотрудничества в космической сфере на 2016–2020 гг.

Этот перечень отраслей и проектов вполне может быть ориентиром при разработке правительством стратегических планов индустриализации. Председатель "Китайской торговой ассоциации" Руслан Осипенко в своем выступлении отметил, что в Украине структура экономики остается ориентированной на импорт, что ведет к потере валюты, заработанной на продаже сельхозпродукции. Доминирующее положение на рынке занимают десяток монополий, которые не заинтересованы в появлении конкурентной среды, да и в целом в изменении структуры украинской экономики. Отечественные предприниматели по этой причине переносят свои производства за рубеж.

Украинское государство сегодня не в состоянии предоставлять гарантии под крупные межгосударственные проекты (китайские инвесторы, как правило, требуют таких гарантий). Не стоит забывать, что в страну, которая де-факто находится в состоянии войны, инвесторы не стоят в очереди, а значит, условия для них должны быть максимально благоприятными. Представитель китайского правительства, в свою очередь, заявил о готовности Пекина выделить 7 млрд долл. на реализацию совместных проектов в Украине. По его словам, Китай готов поддерживать нашу страну в реализации ее стратегических планов.

Директор представительства ЕБРР в Украине Шевки Аджунер, обращаясь к представителям отечественного бизнес-сообщества, призвал не отдавать в руки правительства разработку и реализацию всех аспектов стратегии индустриализации. Выполнение стратегических замыслов на практике все равно ляжет на плечи бизнеса.

Он посоветовал обратить внимание на турецкий опыт публично-частного партнерства, позволивший привлечь инвестиции под стратегию индустриального развития, принятую турецким правительством в 2011 г. Она позволила аграрной стране превратиться в промышленно-аграрную, существенно увеличился экспорт промышленной продукции, расширилась география промышленных центров страны.

Турция в своей стратегии индустриализации поставила достаточно амбициозную задачу - с 16-го места в мировом рейтинге к
2023 г. войти в десятку крупнейших экономик мира. Возможность достижения этой цели некоторые мировые эксперты оценивают скептически из-за роста экономик других развивающихся стран, но комплексные меры по реализации стратегии в Турции уже дают очевидные результаты и также могут служить ориентиром для Киева.

Господин Аджунер признал, что ЕБРР в Украине финансирует и проекты в агросекторе, но в последние годы банк выделяет все больше средств на поддержку малых и средних предприятий. По его мнению, наряду с поддержкой крупных предприятий поддержка развития малого и среднего бизнеса также важна, поскольку позволит быстрее создавать новые рабочие места.

Он обратил особое внимание на проблему оттока рабочей силы и необходимость уделить в стратегии особое внимание мерам по созданию рабочих мест. По его данным, только за 2016 г. из Украины в качестве трудовых мигрантов выехали 5 млн человек (это 20% трудоспособного населения).

Также важнейшей проблемой для Украины, по мнению директора представительства ЕБРР, являются низкие эффективность производства и производительность труда в Украине. Последний показатель в среднем по Евросоюзу в четыре раза превышает украинский, в Польше он выше в два раза, в Российской Федерации - почти в два. В Китае занятые в промышленности сотрудники зарабатывают больше, чем в Украине. И достигается это в немалой степени за счет новых технологий, обновления оборудования, повышения эффективности производств.

В рамках китайской инициативы "Один пояс и один путь" в Пекине было заявлено о переносе промышленных предприятий из КНР в другие страны. Это необычное решение было принято в связи с избытком производственных мощностей, созданных в период бурного экономического роста, когда экономика росла двузначными цифрами. Теперь же Китай закрывает угольные шахты, металлургические и цементные заводы. Развивающиеся страны - партнеры Китая, заинтересованные в индустриализации, готовы разворачивать эти мощности у себя. Регионами, куда Пекин активно переносит свои производства, являются Юго-Восточная Азия и Африка. Однако индустриализация за счет китайских технологий добралась уже и до Европы - в прошлом году Китай модернизировал металлургический завод в Сербии. Предприятия, основанные на китайских технологиях, создаются также в странах СНГ.

Украина на государственном уровне пока прохладно относится к идее индустриализации за счет переноса целых производств из Китая, хотя китайское промышленное оборудование закупается активно.

В ходе форума мне удалось пообщаться с уроженцем Киева Максимом Трясуновым, который уже больше десяти лет живет и работает в Китае. С 2006 г. он стал инвестором и учредителем ряда китайских компаний в сфере обработки камня и пищевой промышленности. Сегодня он вернулся в Украину, чтобы изучить возможности перевода украинских предприятий камнеобработки на китайские технологии. По его словам, китайское оборудование сегодня мало в чем уступает западным аналогам по производительности, зато оно значительно дешевле. Это может позволить предприятиям Украины без лишних затрат увеличить в десятки раз объем выпуска продукции, повысить эффективность производства и, как следствие, свои доходы. В пакете своих идей по индустриализации Украины Максим Трясунов также предлагает отечественным предприятиям воспользоваться каналами реализации продукции в Китае и на рынках других стран. Такая схема будет взаимовыгодной - китайский инвестор зарабатывает на поставках оборудования, а украинское предприятие получает возможность модернизации производства и решает проблему сбыта. Впрочем, опыт взаимодействия с украинскими партнерами также показал, что порой очень сложно преодолевать сопротивление новациям, убеждать украинских руководителей в том, что китайские промышленные технологии эффективны, а китайские рабочие уже зарабатывают больше украинских.

Китайский предприниматель Хэ Шенгень, руководитель компании Eco-Vtor из Фастова, инвестировавший 11 млн долл. в производство полиэфирного волокна из использованных пластиковых бутылок, заявил, что в его стране рассматривают Украину как страну с хорошим потенциалом для локализации здесь производств товаров с высокой добавочной стоимостью с прицелом на европейские рынки. Продукция созданного им в Украине предприятия поставляется в страны ЕС. Так сокращаются логистические затраты, кроме того, "украинская" прописка китайских компаний в условиях действия зоны свободной торговли между Украиной и ЕС позволяет китайским производителям сэкономить на тарифах и избежать торговых ограничений, применяемых на рынке ЕС в отношении продукции из Китая.

Отношение к такому варианту индустриализации в Украине неоднозначное, а Евросоюз, очевидно, может препятствовать этому процессу. Хотя по итогам прошлого года можно отметить, что часть появившихся в Украине предприятий с использованием иностранного капитала и технологий (японских и европейских, в частности в Западной Украине) создавались как раз с учетом географической близости к рынкам ЕС и наличия дешевой рабочей силы.

Если для Китая многочисленная и дешевая рабочая сила была одним из ключевых драйверов индустриализации, то в Украине она не может быть конкурентным преимуществом, уверены участники дискуссии в ТПП. Украина привлекательна высоким уровнем образованности персонала. Задачей национальной индустриальной стратегии должно быть сохранение и приумножение числа профессионалов в промышленности.

Потенциал образованных людей, их профессионализм не исчезают за несколько лет. Однако, по словам исследователей Национальной академии наук, уже сегодня предприятия в Украине ощущают нехватку квалифицированных кадров среднего звена, особо остро стоит вопрос с техническими и инженерными специальностями. Даже готовность работодателя платить кандидатам конкурентную зарплату уже не является гарантией заполучить такого специалиста. Либо навыки и умения за годы деиндустриализации были утрачены украинскими специалистами, либо таких специалистов уже нет в Украине.

Руслан Осипенко видит проблему в том, что в Украине разрушена связь между образованием и производством, а также между научно-исследовательскими институтами и предприятиями. В результате вузы не готовят специалистов, необходимых для промышленности, инновационные разработки не находят воплощения.

Возвращаясь к китайскому опыту, стоит отметить, что там действуют государственные программы поддержки обучения технических специалистов за рубежом, обязательное условие которых - после обучения специалист должен вернуться на родину и "отработать" потраченные на него государством средства.

На первый взгляд могло показаться, что в дискуссии о новой индустриализации тон задавали сторонники подхода, предписывающего меры господдержки национального производителя. Однако, как подчеркивали ключевые спикеры, выигрышной индустриальная стратегия будет в том случае, если обеспечит еще большую открытость экономики, независимость субъектов экономической деятельности, которые только так могут стать конкурентоспособными.

По словам Владимира Власюка, новая индустриализация также будет содействовать росту экономических свобод и частной инициативы, а они, в свою очередь, будут усиливать индустриализацию. Это не будет принудительная индустриализация сталинского типа 30-х годов прошлого века, а прежде всего способ мотивировать инвесторов вкладывать в развитие. Новую структуру экономики может создать только частный бизнес. Новая индустриализация усилит и умножит средний класс, который, в свою очередь, будет требовать еще больших экономических свобод, защиты частной собственности, дальнейшей дерегуляции и равных правил игры на рынке.