UA / RU
Поддержать ZN.ua

Модель налогообложения «Дія City»

Есть ли в ней стимулы?

Автор: Нина Бец

Организация деятельности «Дія City» вышла на финишную прямую. На днях профильный комитет парламента рекомендовал принять в целом рамочный законопроект, описывающий основные принципы работы специального правового режима «Дія City». На очереди еще два законопроекта, в которых уже будут определяться система налогообложения в IT-индустрии (принят в первом чтении) и система ее защиты от неправомерного вмешательства правоохранительных органов в работу резидентов «Дія City». Впрочем, именно налоги являются определяющим стимулом для работы «Дія City», и даже в рамочном законопроекте специальному налоговому режиму уделяется немало внимания. Это оправдано, ведь чтобы созданный под патронатом государства IT-хаб не постигла судьба некоторых полупустых индустриальных парков, его потенциальных резидентов надо чем-то привлечь. И налоги — самый эффективный способ. По крайней мере на первый взгляд.

Так что же предлагают IT-индустрии?

Согласно замыслу, в специальном режиме «Дія City» будет зафиксирована налоговая нагрузка на уровне упрощенной системы налогообложения (добавляется только 1,5% военного сбора). В целом законопроект предусматривает:

Правительство убеждено, что эти предложения если не исчерпывающие, то по крайней мере достаточные для принципиально нового развития отрасли. В частности министр цифровой трансформации Михаил Федоров отмечал следующее: «Дія City» создает условия ведения бизнеса в Украине, полностью трансформирующие отрасль. Проект предусматривает введение самой благоприятной налоговой системы для развития IT-отрасли. Это низкие налоги, эффективное законодательство, понятная модель отношений с работниками, отсутствие рисков неправомерного давления со стороны государства. А также предпосылки для мировых IT-гигантов открывать свои офисы в Украине».

Законопроектом также предусмотрены некоторые стимулы для инвестиций, в частности:

«Налоговые условия «Дія City» направлены на развитие инвестиций. Они позволят украинским IT-компаниям и стартапам легче привлекать иностранные инвестиции. Благодаря этому, мировые IT-компании также активнее будут открывать свои представительства в Украине, что позитивно скажется на украинских IT-специалистах, — увеличатся количество рабочих мест и конкуренция за квалифицированные кадры, а следовательно, вырастет заработная плата», — подчеркнул народный депутат и заместитель главы комитета по вопросам цифровой трансформации Егор Чернев.

Чтобы понять, действительно ли предложенная налоговая система является стимулирующей, надо разобраться, сможет ли она конкурировать с существующими сейчас в Украине легальными способами налоговой оптимизации. Например, если сотрудники IT-компании не являются штатными работниками, а трудятся как физические лица-предприниматели, предоставляющие соответствующие услуги. И здесь сравнение не в пользу предложенной модели, поскольку обычное для IT-бизнеса использование в бизнес-структуре ФЛП все равно будет более выгодным с точки зрения налоговой нагрузки.

Согласно проекту, заработная плата, вознаграждение по гиг-контракту и вознаграждение за создание произведения по заказу/служебного произведения, выплачиваемые резидентом «Дія City», будут облагаться налогом на доходы физических лиц по ставке 5% и военным сбором по ставке 1,5%. То есть принципиально не меняется ничего.

Так, авторы проектов предлагают IT-специалистам и определенные налоговые льготы, а именно — освобождение от налога на доходы физических лиц и военного сбора:

Но, к сожалению, и эти меры не влияют на выгодность «ФЛП-модели». Мы ни в коем случае не адвокатируем такой бизнес-подход и не толерируем оптимизацию налогов, но вынуждены констатировать, что существующая система выгоднее. А риски, которые она несет, например, начислением налоговых обязательств и наложением штрафных санкций за переквалификацию таких отношений в трудовые, не смогут принципиально повлиять на ее тотальное распространение в секторе.

Другой вопрос, может ли предложенная налоговая система создать конкуренцию иностранным юрисдикциям, в которых любят регистрировать IT-компании из Украины? Частично. С одной стороны, есть страны, предлагающие более выгодные налоговые льготы. А некоторые государства вообще полностью освобождают от налогообложения своих резидентов при соблюдении определенных условий. С другой стороны, необходимо понимать, что для того чтобы действительно считаться налоговым резидентом того или иного государства, необходимо проживать на его территории более 183 дней в году и разорвать все экономические связи с Украиной. Следовательно, для тех, кто работает с «западной» регистрацией на «западный» рынок, ситуация принципиально не изменится. В то же время для тех, кто колеблется или имеет тесные экономические связи с Украиной, предложенная система — возможность начать вести бизнес с нового, «белого», листа.

Сможет ли эта система привлечь инвестиции в IT-сектор? Трудно ответить однозначно. Она имеет некоторые стимулы для привлечения инвестиций и расширения сотрудничества с иностранными компаниями, при этом действительное расширение этого сотрудничества будет зависеть от положений третьего проекта закона, касающегося безопасности «Дія City». Потому что все мы понимаем, что вопрос привлечения инвестиций — это прежде всего вопрос верховенства права в государстве, непредвзятости судебной и правоохранительной систем и бизнес-климата как такого.

Все статьи Нины Бец читайте здесь.