UA / RU
Поддержать ZN.ua

Манифест либерально-социалистического движения

Человеческая цивилизация находится в глубоком кризисе. Достигнув огромных успехов в научно-техническом развитии, общество не смогло решить базовые проблемы человека, обеспечить сбалансированное, устойчивое развитие экономики и духовный прогресс. Вместе с глобализацией пришла фрагментация человеческого общества, возникли глобальные угрозы и конфликты. Человечество оказалось перед глобальным вызовом своему существованию. Это требует осознания проблемы во всей ее сложности и выработки адекватных ситуации решений.

Автор: Андрей Гриценко

Будущим лидерам либерально-социалистического движения посвящается

Человеческая цивилизация находится в глубоком кризисе. Достигнув огромных успехов в научно-техническом развитии, общество не смогло решить базовые проблемы человека, обеспечить сбалансированное, устойчивое развитие экономики и духовный прогресс. Вместе с глобализацией пришла фрагментация человеческого общества, возникли глобальные угрозы и конфликты. Человечество оказалось перед глобальным вызовом своему существованию. Это требует осознания проблемы во всей ее сложности и выработки адекватных ситуации решений.

Человек, общество и государство. Современный мир является разделенно-совместным. Это - самая фундаментальная и в то же время наиболее актуальная характеристика современного общества. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и транспорт, наука и образование, культура и искусство, огромное разнообразие видов деятельности, профессий и специальностей, не существующих без взаимной связи друг с другом, - все это результат предшествующего исторического развития, которое началось с совместно-разделенного труда как первой формы человеческого бытия. Именно совместно-разделенный труд стал той основой, на которой сформировались человек и общество, индивидуальное и общественное сознание, возникли и развивались собственно человеческие и общественные характеристики. Взаимозависимое историческое развитие, с одной стороны, разделения и обособления труда, с другой - его кооперации и обобществления воплотилось в настоящее время в сложной системе производственно-экономических комплексов, фирм и корпораций, домохозяйств и семей, стран и государств, общественных организаций и движений как звеньев разделенно-совместного мира.

В своем развитии общество проходит три наиболее крупные исторические ступени развития, различающиеся по своему экономическому основанию:

1) натурально-хозяйственные системы, в которых разделение труда носит внутрихозяйственный характер, а главным результатом производства является натуральный продукт, производимый в основном для собственного потребления (сюда относятся первобытные формы общества, рабство и феодализм);

2) индустриально-рыночные системы, в которых разделение труда и обособление производителей приводят к необходимости обмена продуктами на рынке, в результате чего они превращаются в товары, и товарная форма производства становится господствующей (сюда относится капитализм);

3) информационно-сетевые системы, которые начинают формироваться в настоящее время и характеризуются превращением информации в главный продукт производства, жизненной средой которого являются сетевые структуры.

Информационно-сетевые системы начинают выходить за пределы законов функционирования индустриально-рыночной экономики. Обмен информацией не может базироваться только на частной собственности и подчиняться лишь рыночным законам. Информационное благо, в отличие от обыкновенного материального блага, может быть одновременно собственностью всех и каждого, поэтому исчезают объективные основания для эквивалентности обмена. Попытки втиснуть обмен информацией, способностями, знаниями в рыночные рамки приводят к торможению социально-экономического прогресса и порождают экономические и социальные коллизии (например, возникновение пиратских партий, действующих и приобретающих силу в большинстве европейских стран).

Вместе с формированием информационно-сетевой экономики формируются сетевое общество и сетевой человек. Большое количество разнообразных сетей (экономических, торговых, социальных, религиозных, профессиональных, идеологических, научных, гендерных, информационных, политических, националистических, террористических, миротворческих, волонтерских и др.) со своими правилами и нормами, ценностями и целями образуют общественную структуру, которая приходит на смену существующей, становится основополагающей, характеризуется внутренней противоречивостью, конфликтностью, в значительной степени непримиримостью ряда сетей и порождает противостояние, социальные, политические конфликты и войны.

Современный человек включен в большое количество сетей, в каждой из которых свои правила и нормы, стереотипы поведения и ценности. Уходя из одной сети и переходя в другую, человек меняет свое поведение, черты своей личности. Его личность распадается на фрагменты, которые не связаны между собой, а сосуществуют как параллельные миры. Это создает риски фрагментации и распада общества и личности. Таким образом, формирование информационно-сетевой экономики не только дает шанс для социально-экономического и духовного прогресса, но и порождает значительные риски для самого существования общества.

Современная форма разделенно-совместного мира характеризуется противоречием между глобализацией, которая является высшим уровнем развития совместности и реализуется посредством финансовых и информационно-технологических механизмов, и пространственно-территориальной (страновой) локализацией материальных и трудовых ресурсов, которые не могут перемещаться со скоростью денежных потоков и информации и являются воплощением разделенности. Это, в частности, выражается в конфликтах между деятельностью транснациональных корпораций и интересами национальных государств. Опираясь на поддержку государств-глобализаторов и международных финансовых организаций, транснациональные корпорации приходят на национальные рынки более слабых государств, вытесняя национальных производителей и порождая социально-экономические диспропорции, противоречия и конфликты в развитии этих стран.

Это противоречие является развернутой исторической формой внутренней противоречивости совместно-разделенного труда, проявляющейся на всех уровнях: и в глобальной экономике, и в конкретных жизненных ситуациях каждого человека. Как найти работу? Как продать товар? Какой продукт произвести? Что и где купить? Как создать семью? Где взять деньги? Как воспитывать детей? Все эти и множество других повседневных, злободневных и жизненно важных вопросов есть лишь конкретное выражение проблемы включения отдельного, самостоятельного и относительно обособленного индивида в общественную связь, т.е. его разделенно-совместного существования. Именно так должна быть поставлена проблема.

Не отдельный индивид, человек, личность как основа построения всех общественных связей, на чем настаивает либерализм. И не общество в целом, представленное государством, как основа решения всех индивидуальных, человеческих и личностных проблем, на чем настаивает социализм. А общественная связь, включенность индивида в общество и представленность общества в индивидуальной деятельности человека образуют основу для поиска сбалансированных решений совместно-разделенного существования индивида и общества. В этом состоит принципиальное отличие либерально-социалистического движения, с одной стороны, от либерализма, с другой - от социализма. И это определяет принципиально иные подходы к решению наиболее фундаментальных проблем.

Стержневой проблемой социально-экономического развития современного общества является проблема взаимосвязи государства и рыночной экономики. Рыночная экономика и государство есть результат исторического развития совместно-разделенного труда. Одна сторона - разделенность - в процессе исторического развития общественного разделения труда системно воплощается в рыночной экономике, в которой общественная связь проявляется лишь косвенно, через куплю-продажу товаров. Другая сторона - совместность - воплощается в государстве, которое по своей сути призвано представлять интересы общества как целого.

Эта исторически развивающаяся двойственность является камнем преткновения для адекватного понимания соотношения рынка и государства. Либералы акцентируют внимание на человеке, его свободе, минимизируя роль государства в экономике. Социалистическая доктрина в своей крайней форме предполагает огосударствление экономики, подчинение человека общественному началу. Существуют и многообразные промежуточные формы, возникающие из попыток приспособить либеральные или социалистические доктрины к современным реалиям путем введения определенных ограничений на исходные принципы. Но это только смягчает, но не разрешает внутренне присущие им противоречия. Необходима принципиально иная позиция.

В современном обществе государство и рынок являются противоположностями, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Современный рынок уже не может существовать без государства, а государство - без рынка. Рынок предполагает деятельность государства по правовому регулированию рыночных контрактов, проведению монетарной политики, направленной на поддержание стабильности денежной единицы, производству общественных благ, которое не может регулироваться рыночными принципами, и т.д. А государство предполагает рынок и включает рыночные отношения в форму осуществления своей собственной деятельности: законодательная деятельность по регулированию рыночных отношений, монетарная, бюджетная политика, государственные закупки товаров и услуг по рыночным ценам и т.д. - все это формы бытия рыночных отношений в деятельности государства. В то же время рынок и государство взаимодействуют как противоположности, поскольку рынок основан на принципах эквивалентности, а государство базируется на неэквивалентных экономических отношениях.

Рынок представляет собой форму реализации частных интересов, а государство - общих интересов всех членов общества. Но поскольку общественные интересы не могут быть представлены иначе, как через деятельность специальных органов и уполномоченных лиц, которые неизбежно имеют не только те интересы, которые они обязаны представлять, но и свои собственные, то в деятельности государственных органов и чиновников всегда возникает противоречие между реализацией общественных и частных интересов, что является базисом для возникновения коррупции, неэффективного управления, злоупотребления властью, ее узурпации и т.д.

В обществах, где сформирован средний класс, составляющий большинство общества и имеющий свое представительство в деятельности политических партий, демократические процедуры выборов приводят к формированию парламента и органов исполнительной власти, представляющих интересы большинства и находящихся под его контролем. А в обществах, где средний класс не сложился, демократические процедуры приводят к власти социальные группы, обладающие наиболее мощными финансовыми и организационными ресурсами. Придя к власти, они используют ее в своих частных интересах, перераспределяя в свою пользу денежные потоки, бюджетные средства, обеспечивая законодательное подкрепление своей деятельности и, по существу, приватизируют государство.

Но поскольку таких частно-корпоративных, олигархических групп несколько, то они ведут постоянную борьбу за государственную власть как средство реализации своих интересов. В таких условиях смена власти на основе демократических процедур приводит лишь к замене власти одной олигархической группы властью другой, что сопровождается переделом собственности и финансовых потоков. Экономика в результате этого находится в нестабильном состоянии, ухудшает качество своего функционирования и неизбежно оказывается в глубоком кризисе, выйти из которого, продолжая прежнюю политику, невозможно. В обществе растет недовольство, протесты становятся более активными и организованными, что создает почву для изменения ситуации.

Однако движение по пути построения динамично развивающегося и социально ориентированного общества не может быть результатом стихийных действий, недовольства и протестов. Оно предполагает глубокое понимание закономерностей общественного развития, особенностей ситуации и возможных способов системного разрешения накопившихся противоречий. Такое понимание может быть результатом только длительного и специального изучения, которым в силу существующего разделения труда не могут заниматься все члены общества. Им занимаются профессионалы, которые обязаны делать это знание достоянием всего общества.

Для того чтобы происходило именно так, должна сложиться элита общества, которая образуется из представителей всех слоев общества и всех сфер деятельности в результате отбора по профессиональным, гражданским и человеческим качествам. А это возможно, если в обществе существует соответствующий институциональный механизм такого отбора. В государствах, которые возникли не вследствие естественных процессов развития рыночной экономики, а в результате быстрой трансформации директивно-плановой экономики в рыночную, что сопровождалось разрывом устоявшихся правил и норм общественной жизни, революционным изменением ценностных ориентиров, перераспределением богатства в интересах небольшой части общества, элита сформировалась на основе отрицательного отбора: стали богатыми и получили власть те, кто был незаконопослушным, игнорировал общественные нормы и нарушал правила, кто поступал более нагло, бесцеремонно, а часто и преступно. Скопить огромные состояния за короткое время можно только путем перераспределения, а не созидания богатства. Сформировался институциональный механизм отбора, выводящий наверх людей с отрицательными, с точки зрения общественных ценностей, качествами. Но именно эти качества в данных конкретных обстоятельствах и обеспечили успех. Таким образом, формируется элита с отрицательным знаком, или псевдоэлита.

Нарушение естественного порядка формирования структуры рыночной экономики в индустриальной стране, переходящей к рынку от директивно-плановой экономики, в условиях глобализации приводит к тому, что она на рыночных основаниях пристраивается к различным фрагментам мировой экономики в качестве сырьевого придатка. В этой ситуации экономический рост приводит к дальнейшему ухудшению структуры и созданию объективных условий для более глубокого кризиса. Это сопровождается дальнейшим углублением социальной дифференциации общества.

Таким образом, постоянно ухудшающаяся структура экономики, рост социальной дифференции, формирование механизма отрицательного отбора и квазиэлиты создают завершенную систему стагнирующего и падающего государства. Системный кризис и новая трансформация становятся неизбежными.

Либерально-социалистическое движение. Социальной базой либерально-социалистического движения является средний класс, который в странах с трансформирующейся экономикой еще не сформировался в самостоятельную и влиятельную силу, не представляет большинства населения и не имеет своего оформленного политического представительства. Но именно он должен стать тем ядром, вокруг которого консолидируются все общественные силы, заинтересованные в сбалансированном и динамичном развитии общества, в котором обогащение одних не основано на обнищании других, а богатство накапливается не путем перераспределения благ и денежных потоков, а на основе развития производства. Главной задачей движения является формирование либерально-социалистического общественного строя, в котором главными ценностями является человек, включенный в общество, и общество развивающихся и реализующих в нем свои способности людей.

Основополагающим принципом либерально-социалистического устройства общества является совместно-разделенная деятельность, посредством которой человек впитывает в себя все общественные ценности, социализируется и развивает себя, а общество обогащается индивидуальными достижениями каждого человека. Принцип совместно-разделенной деятельности должен быть проведен через всю систему организации жизни человека и общества: от общения матери с новорожденным ребенком, воспитания детей в семье, детских яслях, садиках и школе до форм хозяйствования, построения системы занятости населения, здравоохранения, высшего образования, пенсионного обеспечения и социальной защиты, экономической и социальной политики.

Человек, опираясь на достигнутый обществом уровень развития, созидает блага и ценности, которые идут как на его текущее потребление, так и на обеспечение его будущих потребностей: он имеет свою относительно обособленную часть во всех совместных общественных фондах (здравоохранения, пенсионного обеспечения, страхования и т.д.), которая не может быть у него изъята и передается по наследству вместе со своим функциональным предназначением. А государство как представитель общества создает систему, гарантирующую надежное функционирование этих разделенно-совместных общественных фондов. Только та часть общественного продукта, которая расходуется на удовлетворение неразделимых потребностей (оборона страны) и поддержание членов общества, не способных по естественным причинам принимать участие в созидании общественного богатства, не подлежит разделенному учету и не возвращается, в конечном счете, его производителям.

Бюджетная, финансовая и банковская системы должны быть выстроены на базе принципов совместно-разделенного участия всех членов общества в производстве, распределении, обмене и потреблении общественного богатства. Совместно-разделенная собственность (по примеру акционерных обществ, где собственность является одновременно разделенной по стоимости, представленной акциями, и нераздельной, совместной, воплощенной в материальных производственно-технических комплексах), совместно-разделенный труд (в котором каждый индивид участвует на основе разделения труда и обмена его результатами в созидании общественного богатства) и совместно-разделенное распределение результатов общественного производства (по установленным обществом законам и правилам) - вот общая структура реализации принципов либерально-социалистического устройства общества.

Принцип совместно-разделенной деятельности реализуется и в отношении использования потенциалов рынка и государства, которые рассматриваются как комплементарные основания либерально-социалистического устройства, каждое из которых выполняет свои собственные, незаменимые и взаимодополняемые функции. Поэтому на место старых споров либералов и социалистов о том, сколько должно быть государства в экономике, либерально-социалистическое движение выдвигает лозунг: больше рынка и больше государства. Рынок должен в полную мощь реализовывать частные интересы производителей благ, а государство также должно полноценно представлять общие интересы всех членов общества. И только в этом комплементарном движении возможно достичь общей сбалансированности общественных и частных интересов. Особую роль в достижении этой комплементарности и сбалансированности играет гражданское общество.

Но гражданское общество не должно пониматься (как это в большинстве случаев происходит) только как система общественных организаций, выступающих в качестве субъектов, взаимодействующих с государством. Это только одна сторона гражданского общества. Другую более фундаментальную сторону образует вся общность людей, создающих своей волей государство и превращающих в результате этого себя в его граждан. Поэтому гражданское общество должно реализовать себя и напрямую через общенациональные процедуры творения атрибутов государства, его представительных органов и власти. В условиях отсутствия среднего класса гражданское общество в этой функции себя не реализует, в результате чего государство приватизируют частно-корпоративные структуры. Поэтому первоочередной задачей либерально-социалистического движения в этом направлении является обобществление государства, возвращение его народу, превращение его в представителя общих интересов всех членов общества.

После превращения среднего класса в определяющую силу развития общества общенациональные выборы будут формировать парламент, представляющий интересы большинства и назначающий правительство, которое будет реализовывать эти интересы в повседневной работе, опираясь на постоянные контакты с гражданским обществом, представленным профессиональными союзами, объединениями производителей разнообразных видов продукции, работодателей, экспортеров и импортеров, экологов и культурологов, других общественных организаций, выражающих интересы разных социальных групп граждан. Публично-частно-государственное партнерство станет основной формой обратной связи государства как представителя всего общества, получившего свои полномочия на прямых выборах, и членов общества, реализующих и согласующих свои интересы через конкретные и постоянно действующие механизмы взаимодействия с государством.

Достижение таких результатов либерально-социалистического движения возможно только на основе научно организованной и целенаправленной работы. Поэтому исходной задачей является организация движения.

Организационные принципы либерально-социалистического движения. Либерально-социалистическое движение должно иметь три организационных уровня. Первый образует собственно либерально-социалистическое движение, в которое входят люди, желающие более справедливого устройства общества, где личные свободы сочетаются с активной ролью государства и общественных организаций в обеспечении сбалансированного развития экономики, а результаты производства распределяются в соответствии с трудовым, материальным, интеллектуальным и творческим вкладом человека в созидание общественного богатства, где социальная дифференциация имеет разумные пределы и соответствует законам рациональной организации социума, где каждый человек имеет реальные возможности для реализации своих способностей и талантов, учитывая при этом потребности и интересы других членов общества. В это движение входят как люди, сознательно поддерживающие это направление, так и просто имеющие стремления, совпадающие в какой-то части с его целями. Это - самая широкая и строго неоконтуренная социальная база движения.

Второй уровень образует либерально-социалистическая платформа. Она состоит из граждан, знающих цели и задачи движения, сознательно сделавших свой общественно-политический выбор и поддерживающих движение.

Третий уровень образует либерально-социалистическая партия как передовой отряд либерально-социалистического движения, осуществляющий теоретическую, организационную и практическую работу по реализации целей движения. Она создается по законам партийного строительства, при соблюдении норм внутрипартийной демократии и партийной дисциплины. Партия не стремится к политической власти как самоцели, а рассматривает ее только как инструмент для реализации более общих целей либерально-социалистического движения. Первостепенной задачей партии является укрепление либерально-социалистического движения, повышение уровня сознательности и воспитание либерально-социалистического поведения его членов. Лишь при достижении массовой поддержки и возможности опереться на нее в социально-экономических и политических преобразованиях либерально-социалистическая партия ставит задачу овладения политической властью.

Организационной формой коммуникации участников либерально-социалистического движения является сайт, где размещаются его программные документы, декларируются цели и задачи, приводится информация о состоянии движения, предоставляется беспрепятственная возможность для обсуждения всеми желающими его проблем, возможностей и перспектив. К сайту примыкают печатные и электронные периодические издания, созданные либерально-социалистической партией или членами либерально-социалистического движения.

Либерально-социалистическая партия солидаризируется с политическими силами и общественными движениями в той части, в которой их цели частично совпадают или являются близкими к целям либерально-социалистического движения.

В своей внутренней и внешней деятельности либерально-социалистическая партия исходит из принципов организации, адекватных современному разделенно-совместному миру:

1. Принцип учета рефлексивности отношений.

Ни отдельный индивид, ни отдельная страна не может исходить из того, что то, что они делают как самостоятельные субъекты, не имеет никакого отношения к другим субъектам. Современный мир является взаимозависимым. То, что происходит в одной точке социально-экономического пространства, так или иначе отражается и в других точках. Независимость существует лишь как момент взаимозависимости. Но если этот момент начинает приобретать самостоятельность, отрицающую другие моменты, то он превращается в деструктивный элемент. Включенное развитие человека, его различных объединений и страны в целом, предполагающее реализацию собственных целей и интересов во взаимодействии с другими субъектами, - главный результат учета рефлексивности отношений.

2. Принцип разделенно-совместного суверенитета.

Страны, вступающие в разнообразные экономические и другие союзы и имеющие право выхода из них, при передаче своих полномочий наднациональным образованиям не теряют, а реализуют свой суверенитет в разделенно-совместной форме. Это касается всех видов суверенитетов (народного, экономического и т.д.) всех субъектов.

3. Принцип взаимопризнания прав на особенности поведения (стран, регионов, социальных групп и пр.) и наличия общих ограничений.

Все субъекты взаимодействия договариваются о тех правилах и ограничениях, которые не должны нарушаться. Этот же договор означает, что все остальное находится в пределах прав субъектов.

4. Принцип компромисса как главного средства разрешения противоречий.

Интересы субъектов всегда имеют сторону общности и обособленности. Важно понять и признать, что компромисс, предполагающий определенные уступки и поиск взаимоприемлемого решения, является нормальным, адекватным современному миру способом разрешения противоречий и формирования доверия.

5. Принцип разделенно-совместной ответственности.

Каждый субъект несет свою долю ответственности в рамках совместно-разделенный полномочий.

6. Принцип мирного сосуществования.

Данный принцип является обобщенным выражением предыдущих, фиксирует нацеленность на мирные способы разрешения противоречий и отрицает вооруженный путь.

7. Принцип отрицания отрицания разделенно-совместного существования.

Этот принцип означает, что к тем, кто отрицает разделенно-совместное существование, данные принципы не применяются. Поэтому по отношению к ним возможны иные подходы.

Признание этих принципов как адекватных современному состоянию общества и применение их во всех сферах жизни является условием дальнейшего общественного прогресса.