UA / RU
Поддержать ZN.ua

Малый и средний бизнес может и должен работать на внешних рынках

Экспорт и интернационализация для МСП: вызовы и решения

Автор: Александр Юрчак

От редакции. Этот текст адресован членам правительства, обычно очень абстрактно представляющим себе все те круги ада, которые нужно пройти бизнесу, чтобы начать экспорт. К счастью, у нас нет людей, которые в этой стране получают бюджетные зарплаты за продвижение экспорта, к сожалению, идей этим людям не хватает. Делимся. Даже добавлять ничего не надо.

В условиях стремительного падения внутренних рынков активизация на внешних должна была бы выглядеть очевидным направлением действий правительства. Но почему тогда мы не видим этих немедленных действий в предложениях правительства, фокуса и общей мобилизации вокруг секторальных экспортных программ или единой правительственной программы в этой сфере?

Самое простое объяснение — правительство видит решение проблем экспорта исключительно в ракурсе логистических решений, таких как разблокирование морских портов или транспортные коридоры в ЕС, но эти решения военно-политические, а не экономические. Фокус на проблемах малых и средних предприятий (МСП) вообще отсутствует. Их поддержка ограничена безвозвратной финпомощью, релокацией и грантами международных доноров на восстановление. А между прочим МСП составляют 90% от общего количества предприятий страны.

Программа восстановления экономики страны, предложенная в Лугано, содержит целый ряд правильных направлений трансформации экономики, в частности в ней присутствует значительно больший фокус на перерабатывающей промышленности, с повышением конкурентоспособности товаров и лучшей интеграцией в мировые цепочки добавленной стоимости (ЦДС). Вместе с тем эти меры нацелены на послевоенный период, поэтому возникает вопрос: как МСП выживать сейчас, во время войны? За пять месяцев войны бизнес не увидел эффективной программы антикризисных действий.

В июне 2022 года Аналитический центр Украинского кластерного альянса (УКА) разработал программу «Экспорт и Интернационализация промышленных МСП». Этот документ фокусируется на поиске новых рынков для отечественных промышленников и их более глубокой интеграции в международные цепочки добавленной стоимости и предлагает правительству значительно расширить программы экспортной поддержки МСП по четырем категориям:

  1. Buy Ukrainian.

Это программа экспорта украинских товаров и поддержки их промоции/сертификации в мире, уже предложенная ГУ «Офис развития предпринимательства и поддержки экспорта» (англ. аббревиатура — ЕЕРО). Она содержит ряд важных компонентов поддержки экспорта, таких как веб-сервисы по поиску украинских производителей и товаров, ознакомление с актуальными возможностями, каталоги предпринимателей и консультантов и т.п. Вместе с тем программе Buy Ukrainian не хватает целостности, фокуса и лучшего масштабирования сред МСП. Еще одним недостатком является отсутствие главного компонента — поддержки МСП в международных мероприятиях, в частности на выставках и в торговых миссиях, что является главным инструментом в выходе на международные рынки.

УКА предлагает максимально поддержать эту правительственную программу действий путем включения в нее всех кластеров и других бизнес-объединений промышленных МСП. Кроме этого, добавить к направлениям сотрудничества с ЕЕРО меры по поддержке торговых миссий украинских производителей и бизнес-объединений на международных мероприятиях, конференциях, выставках. Отдельно следует поддержать собственную программу «Амбассадоры Industry4Ukraine», цель которой — развитие на внешних рынках сети профессионалов, которые могут способствовать нашей интеграции в рынки ЕС, а также инновационную среду Евросоюза.

  1. Интеграция в европейские и международные цепочки добавленной стоимости.

Сейчас подобной целостной и детальной программы интеграции в ЦДС не существует на правительственном уровне, как нет и развитой средне- и долгосрочной стратегии из предыдущих лет. В то же время такие предложения раньше уже подавались правительству несколькими бизнес-объединениями. В частности, платформа Industry4Ukraine предлагала в 2020 году стратегию «Разумной интеграции в глобальные ЦДС», большинство положений которой актуальны и сегодня. Главная идея стратегии заключается в том, что из-за низкой конкурентоспособности и слабой позиции на международной арене большинство промышленных секторов хайтек Украины (проектировщики, системные интеграторы, промышленные стартапы, машиностроители, НИИ и т.д.) не имеют шансов конкурировать «в лоб» с такими же секторами из развитых стран. Поэтому программа Buy Ukrainian тут не сработает. Необходимо более гибко и системно входить в международные ЦДС с отдельными услугами и производственным аутсорсом. Так, как это делают сегодня украинские автопром и легкая промышленность. Но при этом ставить цели по постепенному смещению к более высоким уровням сложности конечной продукции и выходу на экспорт готовых товаров.

В отличие от правительственной программы восстановления, УКА убежден, что ряд мероприятий в рамках этой стратегии необходимо начинать уже сейчас, а не после 2025 года. В частности, речь идет о следующих направлениях:

— перезапуск индустриального диалога на уровне ведущих европейских ассоциаций;

— программа по быстрой интеграции в европейские ЦДС с первоочередным включением самых зрелых промышленных секторов хайтек, таких как автомобильная промышленность, биофарма, металлообработка, инжиниринг, машиностроение, промышленная автоматизация;

— полный пересмотр и улучшение сотрудничества в сферах Advanced manufacturing, Sustainable industry, Smart-specialization и Cluster policy.

  1. Интеграция в инновационную среду ЕС.

Это программа поддержки интеграции украинских промышленных разработчиков в инновационные программы Евросоюза. Речь идет о промышленных стартапах, конструкторских бюро, НИИ, университетах и других промышленных МСП. Евросоюз давно предлагает Украине как ассоциированному члену целый ряд программ финансирования инноваций. Но понятной, целостной и последовательной программы интеграции этих категорий на государственном уровне никогда не было. Соответственно, несмотря на теоретический доступ к этим евроресурсам, большинство украинских разработчиков о них ничего не знают, и в целом в Украине слабые показатели в подобной интеграции по сравнению с восточноевропейскими соседями. Сейчас рыночный кризис может привести к дальнейшей деградации инновационной среды и оттоку лучших талантов за границу, и признаки этого мы уже хорошо видим в УКА.

Соответственно, главными направлениями антикризисных действий на 2022–2023 годы должны быть:

— значительное расширение и привлечение украинских инноваторов в существующие программы поддержки инноваций ЕС. Для этого необходимы консолидация и государственная поддержка;

— полный пересмотр так называемых программ Восточного партнерства, которые не смогли показать свою эффективность для секторов промышленных хайтек, а сегодня вообще политически несовместимы из-за присутствия в них таких стран, как Беларусь и Армения;

— расширение сети украинских центров цифровых инноваций (Digital Innovation Hubs) и их ориентация на поддержку промышленных МСП;

— создание специальных программ поддержки ученых и исследователей от ЕС в промышленных секторах и других близких сферах.

  1. Standardization.

Это программа поддержки технического регулирования и ускоренного перехода украинских предприятий на международные технические стандарты. В этой сфере УКА еще нарабатывает собственные предложения.

Следует заметить, что большинство предложенных выше мер уже частично реализуются Украинским кластерным альянсом собственными силами и ресурсами. В частности, по направлениям интеграции в ЦДС и инновационную среду с начала войны УКА и его члены присоединились к ряду структур евроатлантического блока и начали поиск сфер сотрудничества. На уровне панъевропейских структур речь идет о Европейском кластерном альянсе, Альянсе циркулярной экономики, Европейском институте инноваций и технологий (ЕІТ). На уровне отдельных секторов — об американской Ассоциации системной интеграции CSIA, Ассоциации легкой промышленности EuraTex, аналогичных ассоциациях ЕС в морской отрасли и автопроме.

Наследуя IT-сектор, УКА разработал и предложил европейским партнерам базу свободных ресурсов по ряду инжиниринговых дисциплин, — раньше подобных баз в стране не было. С отдельными странами, в частности с Чешской Республикой и Францией, УКА уже начинает сотрудничество в сфере продвинутой промышленности (Advanced manufacturing, или Индустрия 4.0). То есть вышеприведенные предложения программы базируются не на предположениях или теории, а на собственном опыте ряда ведущих бизнес-ассоциаций и кластеров.

Предложения для правительства

При этом силы отдельных бизнес-объединений слишком малы для преодоления последствий кризиса, необходима полная мобилизация ресурсов, к тому же совместно с правительством. Отдельные предложения УКА вошли в программу восстановления Украины, в нашей программе экспорта есть 11 готовых проектных заявок, но консенсуса по временным периодам и приоритетам нет, как нет и финансирования этих проектов.

Поэтому согласно вышеприведенным направлениям есть пять главных предложений для правительства страны:

  1. Консолидировать предложения предложенной программы, а также другие от ведущих бизнес-объединений в единой правительственной программе действий по экспорту и интернационализации МСП с предоставлением ей статуса приоритетной в 2022 году. Соответственно, определить один конкретный орган исполнительной власти ответственным за реализацию правительственной программы экспорта и интернационализации МСП.
  2. Уделить особое и немедленное внимание секторам, которые находятся в кризисном состоянии и относятся к средне- и высокотехнологическим секторам промышленности. Речь идет о тысячах предприятий из отраслей инжиниринга и промышленной автоматизации, автотранспортного, машино-, судо-, приборостроения, аэрокосмической сферы, биофармы, инновационных материалов, альтернативной энергетики и т.д. Специалисты в этих отраслях являются также основой отечественного ОПК, поэтому значительное внимание правительство должно уделять тому, чтобы не допустить деградацию соответствующих секторов экономики до черты, за которой восстановление станет невозможным.
  3. Обратить внимание на тенденцию оттока специалистов из секторов хайтек-промышленности в IT-отрасль. Этот процесс уже привел к большим кадровым потерям секторов промышленных хайтек в 2016–2021 годах, а в условиях войны это явление может стать причиной дальнейшей деградации отечественного ОПК и значительно ограничить возможности для послевоенного восстановления экономики. Сегодня правительство вводит меры по увеличению притока специалистов в IT-отрасль, хотя должно было бы параллельно осуществлять программы по поддержке и развитию кадров для высокотехнологической промышленности.
  4. Уделить особое внимание поддержке бизнес-объединений кластерного типа, которые укрепляют внутренние цепочки добавленной стоимости путем консолидации МСП на региональном отраслевом уровне и фокусируются на выпуске готовых продуктов и решений. Ведь такие кластеры постоянно генерируют собственные инструменты для нейтрализации рисков в производственных ЦДС. Первоочередной поддержки требует проект программы кластерного развития Украины, представленный на рассмотрение Минэкономики еще в 2020 году, но до сих пор не получивший поддержки государства.
  5. Как можно быстрее реализовать программу интеграции украинских МСП, стартапов, инженерных и сервисных провайдеров в программы Евросоюза. Украинский кластерный альянс вместе с другими ведущими бизнес-объединениями предлагает правительству помощь в выработке единой государственной программы по интеграции в ЦДС и инновационное пространство Евросоюза. Сегодня окно возможностей в Европе для украинского бизнеса достаточно большое, но почти не используется.

Загрузить всю программу «Экспорт и Интернационализация промышленных МСП: предложения УКА для правительства» можно по этой ссылке.

Больше статей Александра Юрчака читайте по ссылке.