UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лукавство цифр — и никакого мошенничества

Общеизвестным является тот факт, что доля экспорта в формировании ВВП Украины составляет порядка 40%, а в 2007-м предкризисном году даже составила 45%...

Автор: Борис Ласточкин-Смирнов

В качестве эпиграфа. Те, кому хорошо «за тридцать», помнят армейский анекдот:

—Так вот, еще раз объясняю: пуля летит по невидимой траектории!

—Товарищ прапорщик! А как это — по невидимой траектории?

— Поясняю на примере! Вот ты, Петренко, видел струю комара? Вот это и есть — невидимая траектория!

Конечно, статья не о комарах и даже не о летающих мышах или пчелах.

Хочу поделиться субъективными мыслями о некоторых аспектах и тенденциях сегодняшнего позиционирования Украины на мировых торговых рынках.

Чем зомбируют читающую публику в течение последнего года?

Кризис-кризис-кризис! Экономика-экономика-экономика! ВВП-ВВП-ВВП!

Так вот, о ВВП. А точнее, о его внешнеэкономической части.

Общеизвестным является тот факт, что доля экспорта в формировании ВВП Украины составляет порядка 40%, а в 2007-м предкризисном году даже составила 45%, как отметил в недавнем интервью «Урядовому кур’єру» (номер за 09.10.2009 г.) министр экономики Украины Богдан Данилишин.

Таким образом, очевидным является значительное влияние состояния внешней торговли Украины, а если точнее — украинского экспорта, на общее состояние национальной экономики.

Вот с этого места, как говорится, давайте поподробнее, непредвзято, основываясь исключительно на официальных данных Госкомстата Украины за январь—август текущего года, поговорим о том, что же происходит с нашим экспортом, каковы тенденции и чего можно ожидать в ближайшем будущем и грядущем судьбоносном 2010 году.

Начнем, как в известном анекдоте, с хороших новостей. Благо, их немного.

Отрицательное сальдо за январь—август 2009 года составило минус 3,7 млрд. долл. США, что на 8,8 млрд. долл. лучше прошлогоднего показателя (минус 12,5 млрд. долл.).

Коэффициент покрытия импорта экспортом составил 0,86 против 0,79 за аналогичный период прошлого года.

У Украины по-прежнему более двух сотен государств — торговых партнеров.

Несмотря на кризис, увеличился экспорт в такие серьезные государства, как Китай и Индия, — в 2,5 раза и на 29,3%, соответственно.

Вот, пожалуй, и все.

Очевидные вещи, например, прямую связь сальдо и коэффициента покрытия с упавшим импортом из-за обвала курса гривни, банковского кризиса и падения платежеспособного спроса, комментировать не будем.

Не будем также акцентировать внимание на том, что увеличение объемов экспорта в страны Азии произошло за счет роста поставок пресловутого черного металла, руд, жиров, животного и растительного масла.

Теперь — о плохом.

В 2009 году украинский экспорт упал в два раза.

Если быть точным, по данным Госкомстата, он составляет 50,6% от показателя за аналогичный период минувшего года.

По регионам земного шара процент экспорта этого года от прошлого составил: СНГ — 49,8%; Европа — 44,3%; Азия — 66,2%; Африка — 58,8%; Америка — 19,2%. То есть в большей или меньшей степени рухнули рынки всех континентов.

Но без указания доли каждого региона в общем объеме украинского экспорта вышеприведенные проценты дают лишь часть общей картины.

Каков же вклад каждого региона в «украинскую копилку»? Кто, несмотря на кризис, не препятствовал или минимально ограничивал поставки украинских товаров на свои рынки?

На взгляд автора, нижеприведенные цифры доли региона в украинском экспорте являются очень красноречивыми: СНГ— 33,7%; Азия — 31,6; Европа — 25,2 (ЕС — 23,5%), Африка — 6,7, Америка — 2,5%.

Почти не сократился или уменьшился незначительно украинский экспорт в центральноазиатские страны СНГ. Так, в частности, в этом году по сравнению с прошлым годом наш экспорт составил: в Казахстан — 94,9%, Киргизстан — 98, Таджикистан — 83,9, Узбекистан — 78%.

В Европе тоже есть страны, куда украинский экспорт почти не уменьшился, а то и увеличился: Испания — 79,7%, Норвегия — 78,3%, Франция — 85,7%, Португалия — увеличился в 2,8 раза. Но чтобы не было иллюзий, поясню, что объемы экспорта во Францию меньше нашего экспорта в Грузию, в Испанию — меньше, чем экспорт в Молдову.

На Американском континенте тревожит колоссальное падение экспорта — на 92% — в страны, являющиеся нашими стратегическими партнерами и побратимами — Соединенные Штаты Америки и Гондурас.

Итак, «бой двух тяжеловесов», СНГ и ЕС — 33,7 на 23,5 по «очкам».

И это при нынешних отношениях первых лиц Украины и России, незаметно, но логично перешедших в стадию «неподавания руки» или «мой твоя не понимай!»

Чтобы убедиться, что из двух таких интересных для нас рынков — европейского и СНГэшного — именно рынок стран СНГ и, в первую очередь, российский является для наших экспортеров «палочкой-выручалочкой», немного обратимся к истории вопроса.

1996 год. Доля стран ЕС в украинском экспорте (товарами) составляет 21%, России — 38,7%. Тенденция: темпы роста экспорта в Европу превышают темпы роста экспорта в Россию.

2003 год. Закономерный результат тенденции: пик доли стран ЕС в украинском экспорте — 34,1%, доля России в нашем экспорте сократилась до 18,7%.

А вот дальше происходит парадоксальная вещь, которую автор отмечал еще в 2007 году («ЗН», № 40 от 27 октября, статья «…Тем ниже поцелуи»).

С 2004 года тенденция зеркально меняется. И уже в 2007 году доля стран ЕС в украинском экспорте сократилась до 29,9%, а доля России выросла до 25,4%.

Что мы имеем сегодня? Страны ЕС — прошу не забывать, 25 стран, — покупают 23,5% украинского экспорта, Россия — 20,3%.

Таким образом, в части экспорта в европейские страны тренд не изменился, доля же России по сравнению с 2007 годом несколько упала.

Кто виноват? Риторический вопрос. При действиях власть предержащих по принципу — «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» — другого и быть не могло.

С учетом той значительной роли, которую играет Россия в нашей внешней торговле, остановлюсь на показателях украинско-российской торговли текущего года более подробно.

То, что, по данным Госкомстата, товарооборот (товарами) и экспорт за январь—август текущего года составляют от аналогичного периода прошлого года 45,7 и 42,7%, соответственно, на мой взгляд, еще полбеды. Хуже другое — глубокая стагнация показателей что товарооборота, что экспорта с начала года. Товарооборот по отношению к прошлому году с каждым месяцем не меняется и колеблется в пределах 43—44% к показателям прошлого года.

С экспортом и того хуже. Процентная линейка экспорта в Россию (этого года к прошлому) начиная с января и заканчивая периодом «январь—август» выглядит следующим образом: 48,1 — 47,3 — 45,9 — 45,8 — 45,3 — 44,0 — 43,0 — 42,7. И это не может не удручать.

Еще более грустно становится, если мы совершим экскурс в 1999 год.

Почему девяносто девятый? А это первый год выхода из кризиса десятилетней давности — 1998 года.

Сколько времени тогда ушло на восстановление упавших объемов торговли с Россией?

Отвечаю: восстановление объема товарооборота (товарами и услугами) произошло через четыре года, в 2002 году. Восстановление докризисного объема экспорта в Россию произошло через два года, в 2000-м.

Согласимся, немалые периоды. Но есть и еще одно тревожное обстоятельство. В 1999-м ежемесячные темпы роста экспорта в Россию составляли почти 10%. В этом году ежемесячные темпы роста экспорта в Россию составляют порядка 5,5%.

Таким образом, если не произойдет чего-либо экстраординарного, выход на докризисные объемы торговли с Россией можно прогнозировать, в лучшем случае, к чемпионату Европы по футболу, в худшем — к зимним Олимпийским играм в Сочи.

На шапкозакидательское «да обойдемся без России!» задам один-единственный вопрос — за счет рынков каких стран? «Огласите, пожалуйста, весь список» и докажите статистикой прошлых лет или другой внятной аргументацией, что это имеет под собой серьезные основания, а не является иллюстрацией к народной мудрости «дурень думкою багатіє».

И напоследок — самое интересное. Как говорится, лукавство цифр — и никакого мошенничества!

Читаю недавно у одного украинского академика «от экономики»: «Ми очікуємо сукупний вплив на післякризове відновлення економічного зростання як виробництв, орієнтованих на внутрішній ринок, завдяки витісненню імпорту з внутрішнього ринку, так і активізації вітчизняного експортоорієнтованого виробничого комплексу завдяки покращенню зовнішньої кон’юнктури. Остання значною мірою залежатиме від зміни траєкторії попиту та цін на світових товарних ринках».

Ясная, прозрачная мысль. Без витиеватостей.

Или вам так не показалось?

А что? Все идет по плану. Полет — по заданной траектории. Десять секунд — полет нормальный.

Летели они, правда, низко-низко.

Вспоминается незабвенная фраза Остапа Бендера, брошенная предводителю дворянства во время торга за стулья с монтером Мечниковым: «Учитесь, Киса, — как излагает!»

А если серьезно… На мой субъективный взгляд, лукавство это. Завернутое в красивую обертку наукообразия.

На самом деле, как борец, против которого удачно провели прием, из последних сил ползет за край ковра, чтобы не проиграть, так и сейчас кое-кто ждет не дождется статистики четвертого квартала.

Ибо, независимо от реализации и эффективности так называемых антикризисных мер, улучшения внешней конъюнктуры, траектории спроса и прочих умных вещей уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время ситуация начнет улучшаться.

По той простой причине, что базой, с которой идет сравнение нынешних объемов торговли, являются показатели 2008 года. А именно с четвертого квартала прошлого года пошло падение товарооборота в целом и экспорта в частности.

«Эффект четвертого квартала», или, как называют эксперты, «эффект падающего конца», применительно к объемам экспорта в Россию при сохранении указанных выше темпов роста в 5,5% позволит к концу года выйти на показатель в 50% экспорта в Россию по сравнению с прошлым годом. При этом объемы экспорта в отдельно взятых ноябре и декабре могут сравняться или даже превысить объемы ноября—декабря прошлого года.

Вот и вся арифметика. Но подано это, конечно же, будет как результат титанических усилий!

И в самом конце — еще одно «лыко в строку».

«Эффект четвертого квартала» не привязан к экспорту в Россию! Он применим практически ко всем экономическим показателям.

Таким образом, к концу году мы имеем «запланированный» бурный рост экономики.

А поскольку в 2010 году базой сравнения будет нынешний, то, даже не будучи Нострадамусом, легко прогнозировать, что будущий новый премьер, имея такой экономический джокер, просто «обречен» на отличные экономические показатели. Независимо от фамилии, состава правительства и вороха новых мероприятий по углублению, расширению, активизации и т.д.

Игра стоит свеч…