15 ноября Кабмин утвердил Стратегию реформирования лесного хозяйства – рамочный документ, который определяет принципы развития отрасли в Украине на пятилетний срок. Стратегия, как и большинство документов такого формата, выдержана в духе стандартных положений об обеспечении прозрачности деятельности, повышения эффективности и соответствии европейскому курсу государства.
По некоторым данным, истинной подоплекой его принятия, была необходимость протокольного попадания в сроки и выполнение одного из процедурных требований в рамках евроинтеграции. Однако эффект, произведенный этим де-факто проходным документом на представителей отрасли, оказался настолько показательным, что Стратегия может оказаться революционной – правда, не с тем результатом, на который рассчитывали протестующие против ее принятия лесники.
Буря в лесу
Лесное хозяйство, ввиду незначительного экономического веса – на уровне не более 0,5% ВВП - практически весь период независимости Украины оставалось на периферии государственной политики. В результате, к 2017 году отрасль представляет собой фактически закрытую систему, консерватизм и низкая модернизация которой обусловлена, в том числе, и персональным кадровым составом – средний возраст около 50 000 сотрудников лесхозов составляет 57 лет. Глава ассоциации деревообрабатывающих предприятий Прикарпатья Игорь Соболевский оценивает социальных охват отрасли в 12 млн человек (с учетом семей задействованных в деревообработке трех миллионов украинцев).
23 ноября актив Всеукраинского профсоюза работников лесной отрасли - до 400 человек - собрался в киевской гостинице "Турист", чтобы опротестовать принятие Стратегии. Среди претензий, предъявляемых к документу - подготовка без участия людей, которые в глазах сотрудников лесхозов считаются авторитетами и игнорирование уже подготовленных наработок. Так, Валерий Самоплавский, экс-министр лесного хозяйства в эмоциональном выступлении перечислив все свои заслуги перед отраслью еще со временен УССР, посетовал, что к нему не сочли нужным прислушаться и назвал себя "пасынком".
В Лесагентстве возражают, что вынесенный на рассмотрение Кабинета Министров документ прорабатывался на многочисленных рабочих группах с участием представителей отрасли и научных кругов, однако профсоюзы констатируют недостаточную "экспертность" таких экспертов. По словам председателя Профсоюза работников лесной отрасли Степана Кривовязого, процесс реформирования и любой программный документ в этой сфере должен обязательно учитывать точку зрения отраслевого профсоюза, так как все трансформации могут повлиять на количество занятых и условия их работы.
Однако ключевой протест вызвали не мировоззренческие (достаточно стандартные), а хозяйственные положения документа.
Стратегия предусматривает создание нового субъекта хозяйствования с корпоративными правами, который должен оптимизировать все хозяйственные процессы в отрасли. Предприятия-лесхозы утрачивают при этом статус юридического лица, а вместе с ним - возможность осуществлять хозяйственную деятельность. "Нам говорят – вы будете определять политику, писать законы, а хозяйствовать будет такой лесной "смотрящий". Мы не собираемся на это соглашаться", - сказал один из участников съезда – представитель Волынского управления лесного и охотничьего хозяйства. "Абсолютно неприемлемым является создание единого хозяйствующего субъекта, некоего монополиста, что приведет к ликвидации лесхозов. Такие идеи порождаются от желания приватизировать украинские леса", - уверен Степан Кривовязый.
Сейчас заготовка и продажа древесины полностью замкнута на региональных лесхозах, что и обусловило закрытость отрасли и фактически недоступность ее для контроля. Пилотный проект по проведению онлайн-мониторинга, внедренный осенью 2016 года специалистами Укргослеспроекта и Гсогеокадастра выявил масштабы незаконной деятельности в лесхозах. "В Закарпатской области была осуществлена спутниковая съемка территории на площади 7 тысяч 881 квадратный километр. Было выявлено 530 незаконных вырубок общей площадью 774,33 га", - заявил, презентуя систему мониторинга на заседании Кабмина, министр агрополитики Тарас Кутовой, тем самым дав старт подготовке к реформированию отрасли.
Даже если вынести за скобки коррупционную составляющую работы лесхозов, в которую вовлечены лишь единицы участников системы лесного хозяйства, обеспокоенность представителей отрасли планами создания единого ГП понятна. По данным проекта ФАО, удельный вес выручки от реализации лесной продукции, товаров и услуг составляет более 70% в структуре финансирования лесхозов. И теперь этот ресурс будет распределяться под усиленным централизованным контролем.
С другой стороны, единый центр управления позволит более справедливо распределять по отрасли доходы и выровнять социальный дисбаланс. Сейчас уровень зарплат в лесхозах разнится в разы – от минимальных 3600 грн на Юге страны, где рубить фактически нечего до вполне убедительных 20 000 + на Западе и в Центре. Лесники предлагают покрывать разницу в оплате труда из государственного бюджета, а не за счет доходов более богатых лесхозов. "Леса на Юге всегда были дотационными", - говорит глава Житомирской областной организации профсоюзов работников лесного хозяйства Владимир Ткачук.
Концентрация хозяйственной деятельности на одной компании, с высококвалифицированным менеджментом и единым подходом к бизнесу позволит решить еще одну проблему отрасли, о которой предпочитают не говорить сами лесники – низкую эффективность лесопроизводства в Украине. Из-за устаревших технологий, высокой составляющей ручного труда, а также неоптимальной породной структуры лесов, показатель заготовленной древесины на одного штатного сотрудника в лесном хозяйстве Украины в полтора раза ниже, чем в Беларуси и в 4(!) раза ниже чем в Германии: 395 куб. м в Украине против 428 в Беларуси, 860 – в Чехии и 1519 в Германии (по данным ФАО, 2015 год).
Показатель эффективности также искусственно занижается в силу огромного масштаба незаконных рубок. С этой точки зрения создание единой хозяйствующей системы также более оптимально, так как она будет более контролируема и прозрачна. "Стратегия предлагает разъединить хозяйственную и контролирующую функции", - объясняет заместитель председателя Государственного агентства лесных ресурсов Владимир Бондарь, напоминая, что это один из базовых антикоррупционных принципов, на соблюдении которого настаивает Евросоюз.
Предположения о желании приватизировать или отдать в концессию лесные хозяйства он называет абсурдными - мировой опыт, за исключением всего нескольких стран, доказывает ошибочность такого пути. "Государства, которые отдали леса в концессию сейчас пытаются вернуть все назад, так как модель себя не оправдала. Поэтому такой вариант нами даже не рассматривался",- подчеркивает он.
Наоборот - юрисдикция Гослесагентства будет расширена на коммунальный лесхозы, а также лесхозы, находящиеся в ведении Минобороны, которые сейчас действуют в собственной системе координат. Таким образом единый электронный учет древесины будет распространен на всю отрасль и будут перекрыты возможности для теневого оборота леса.
Это идет в разрез с интересами тех, кого принято называть "лесной мафией", кто контролирует незаконную вырубку и сбыт леса на площадях насаждений, распорошенных сегодня по трем ведомствам, кроме Минсельхоза, и кто ожидаемо выступает сегодня против этой реформы.
Открытый вопрос –была ли акция полностью самоорганизованной, или лесные профсоюзы опирались на поддержку в высших органах власти. В украинской практике "кураторства" автономность вряд ли вероятна, учитывая столичную локацию съезда, и планы по продолжению саботажа – на текущую неделю запланированы протестные акции лесников в областях.
Итогом Всеукраинского собрания профсоюзного актива лесохозяйственной отрасли стало подписание резолюции на руководство государства с требованием аннулировать принятие Стратегии и отказаться (с примечанием "безоговорочно") от создания внешнего лесохозяйственного предприятия.
Также предлагается выделить 25 млн грн на подготовку научных кадров в сфере лесного хозяйства и 730 млн грн - на программу "Ведение лесного и охотничьего хозяйства, охраны и защиты лесов". Также, чтобы не допустить повторения претензий на изменение статус-кво лесной актив требует переподчинить Лесагентсво от Минагрополитики напрямую к Кабмину и предоставить агентству статус главного распорядителя бюджетных средств.
Если профсоюзы хотели привлечь внимание к проблемам в отрасли, то им это удалось, однако эффект может быть обратным ожидаемому активистами. Как отметил народный депутат- член парламентского комитета по аграрной политике и земельным отношениям, вопросы лесного хозяйства были на периферии на фоне более актуальны проблем в стране, однако бурный протест против даже первого приближения к реформированию все изменил.
"Им обеспечен активный интерес правоохранительных органов и НАБУ. Реакция на рамочный документ была слишком симптоматичной", - сказал собеседник.