UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто хочет спрятаться за спиной МВФ?

2 июня на официальном сайте Международного валютного фонда появился текст обновленного Меморандума об экономической и финансовой политике Украины в связи с получением очередного транша кредита стенд-бай...

Автор: Андрей Иванов

2 июня на официальном сайте Международного валютного фонда появился текст обновленного Меморандума об экономической и финансовой политике Украины в связи с получением очередного транша кредита стенд-бай. Учитывая тот факт, что через две недели в Украину с инспекцией опять пожалует миссия МВФ, публикацию двусторонних договоренностей нужно рассматривать как прямое напоминание украинским политикам о вопросах, которые нужно решить для получения нового транша. Одним из самых принципиальных пунктов соглашения является сохранение уровня дефицита государственного бюджета не более 4% ВВП (без учета средств на рекапитализацию банков).

Для того чтобы не выйти за рамки оговоренного дефицита, правительство обязалось сократить перечень исключений из обложения НДС, ликвидировать привилегированные пенсии, пересмотреть пенсионный возраст, ежеквартально увеличивать цены на природный газ и отказаться от субсидий на уплату коммунальных услуг, ограничить виды предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения.

Все это непростые, часто болезненные и непопулярные шаги. Но без них вряд ли удастся сбросить популистский балласт, который мешает власти бороться с кризисом. С другой стороны, украинское правительство может рассматривать эти же шаги только как один из способов получения очередного транша. И он далеко не самый приятный, если принять во внимание надвигающиеся президентские выборы. В таком случае вместо быстрых и понятных решений будут приниматься либо ни к чему и никого не обязывающие постановления и законы, формально отвечающие требованиям МВФ, либо предлагаться экзотические решения в поисках «легких денег».

Речь идет о так называемых антикризисных законах, которыми в последнее время грешит и коалиция, и оппозиция. Пока лидеры то договариваются, то ссорятся, отдельные депутаты энергично проталкивают свои «антикризисные» инициативы. Главный залог успеха таких законопроектов в сессионном зале: видимость простоты предлагаемого решения, учет материальных интересов крупнейших фракций и привязка к требованиям МВФ. Таким образом, например, был принят закон (правда, вовремя ветированный президентом) о полном запрете азартных игр в стране — с подачи фракции БЮТ. И электорату приятно, и заработать на президентскую кампанию можно путем разрешения «правильным» компаниям заниматься этим бизнесом. В другом случае, предлагая депутатам выбирать между «культурой и здоровьем» и «пивом и вином», вице-спикер Томенко протолкнул повышение акцизов на пиво как способ найти деньги на покрытие дефицита программы здравоохранения. То же самое говорилось и в апреле, когда повышение акциза на табачные изделия активно прикрывалось заботой о здоровье молодежи и требованием МВФ.

Однако, во-первых, Фонд никогда не требовал повышения акцизов и прочих налогов, а только настаивал на лучшем администрировании налогов, в первую очередь, НДС. Более того, резкое повышение любых налогов, в том числе акцизов, противоречит Вашингтонскому консенсусу — перечню базовых рекомендаций МВФ, сформулированных еще в 1989 г. В частности, о повышении дисциплины уплаты налогов и расширении налоговой базы при умеренных и стабильных налоговых ставках.

Во-вторых, опытные депутаты предупреждали, что подобные инициативы могут иметь только обратный эффект. Например, как вспоминает глава комитета ВР по региональной политике, член фракции Партии регионов Владимир Рыбак, при обсуждении законопроекта о табачном акцизе еще до того, как его приняли, говорилось о том, что это может привести к усилению контрабанды в Украину. «Такие действия всегда провоцируют контрабанду и нелегальную продукцию. Это можно сравнить с игорным бизнесом, который недавно запретили. Так вот он будет процветать и дальше, только нелегально, и государство от него денег иметь не будет», — напоминает горячим головам депутат. И действительно, из-за негативных экономических последствий необдуманных законов легальные отрасли будут уходить в тень. Подобная тенденция уже началась на табачном рынке, где только в мае было изъято до полумиллиона нелегальных пачек сигарет — рекорд за это десятилетие.

Очевидно, что такие меры не помогут восстановить финансовую систему, увеличить внутренний спрос и повысить доверие населения к власти и финансовым институтам, хотя именно эти цели и декларировались МВФ при предоставлении Украине стабилизационного кредита. Значит, непродуманная, половинчатая фискальная политика нужна исключительно для прикрытия интересов групп влияния в правительстве, Нацбанке и секретариате президента по разделу очередного транша кредита. Однако и этим группам уже пора понять, что еще несколько месяцев такой «антикризисной», а, по сути, антирыночной работы, и легальная экономика просто перестанет существовать, а вместе с ней и источники для «откатов» и «спонсорской помощи». Остается надеяться, что инстинкт самосохранения заставит элиту бросить фискальные эксперименты с повышением налогов и акцизов и заняться действительно необходимыми реформами.