Международная торговля Украины претерпела значительные изменения на протяжении последних десяти лет. За это время изменился как общий объем экспорта украинских товаров и импорта в нашу страну, так и их географическая и товарная структуры.
Разрыв связей с Россией
Накануне военного конфликта 2014 года украинский экспорт был довольно концентрированным. Десять наибольших направлений обеспечивали 58% всего экспорта, со значительным доминированием Российской Федерации, на которую приходилась почти четверть украинского экспорта. Экспорт в страны ЕС, вместе взятые, был всего на 10% выше. Самыми большими направлениями среди стран ЕС были Польша, Италия и Германия. Кроме того, в десятку самых значительных экспортных направлений также входили Турция, Китай, Египет, Казахстан, Беларусь и Индия (см. рис. 1).
Импорт в Украину был даже более концентрированным. Десять крупнейших импортеров обеспечивали 72% всего импорта: Российская Федерация (30% импорта), а также Китай, Германия, Польша, Беларусь, США, Италия, Турция, Франция и Венгрия.
В 2014–2015 годах из-за войны с Россией Украина потеряла территорию АР Крым и значительные самые индустриально развитые районы Донецкой и Луганской областей. Это, а также многочисленные ограничения в двусторонней торговле между Украиной и РФ радикально изменили структуру международной торговли. За два года экспорт товаров упал на 40%, а импорт — на 51%. Даже сейчас все еще ощутимым является проседание объемов внешней торговли. Так, в 2020 году по сравнению с 2013-м экспорт был на 22% меньше, а импорт — на 30%.
Экспорт в Россию, доля которого начала сокращаться с 2012 года, по результатам 2020-го составлял менее 3 млрд долл. США (-82% к 2013 году). Причинами изменений стало сокращение экономик обеих стран, разрыв традиционных экономических связей из-за войны и торговые ограничения.
Свободная торговля с ЕС
Большое значение для переориентации украинского экспорта имело Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, в частности создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС (УВЗСТ) с 1 января 2016-го. В результате либерализации условий торговли в рамках УВЗСТ экспорт товаров в ЕС-28 постоянно увеличивался с 2016 года и достиг рекордных 20,7 млрд долл. в 2019-м (это на 60% больше, чем в 2015-м). Если сравнивать с докризисным 2013 годом, объемы экспорта в ЕС-28 повысились на 24% по состоянию на 2019-й (см. рис. 2). Как следствие, доля ЕС в общем экспорте товаров Украины выросла с 26% в 2013 году до 41% в 2019-м.
Но в 2020 году экспорт товаров в ЕС уменьшился на 10% по сравнению с 2019-м (до 18,6 млрд долл.) в связи с падением экономики Евросоюза из-за пандемии.
Также произошли изменения в товарной структуре экспорта в ЕС. Уменьшилась концентрация экспорта по отдельным товарным группам, в частности, доля черных металлов — с 25% в 2013 году до 15% в 2019-м. В целом в экспорте в ЕС снизилась роль металлургической и минеральной продукции. При этом выросла общая доля продукции АПК (с 27 до 35%), но этот экспорт стал более диверсифицированным: расширился ассортимент экспорта, в том числе за счет переработанной аграрной продукции.
В частности, в структуре экспорта продукции АПК в Евросоюз увеличилась доля растительных масел (прежде всего подсолнечного), разных продуктов животного происхождения (молочной продукции, меда, яиц, мяса птицы), а также готовых пищевых продуктов (круп, хлопьев, кондитерских изделий, др.). ЕС стал ключевым рынком для украинской органической продукции. Кроме того, вырос экспорт машиностроительной продукции (прежде всего за счет электрокабельной продукции, электрораспределительной аппаратуры, отдельных видов бытовой техники), а также мебели для сидения, стеклянной продукции и т.п.
Повышение важности Китая
По сравнению с 2013 годом в наибольшей степени вырос экспорт в Китай — в 2,6 раза, превысив 7 млрд долл. в 2020-м. В результате доля КНР в украинском экспорте существенно увеличилась — с 4,3 до 14,5%. Китай уже второй год подряд занимает первое место среди стран для украинского экспорта. Причем в 2020 году он уже значительно опережал второй и третий по объемам рынки сбыта для украинского экспорта — Польшу и Россию (6,7 и 5,5% от общего экспорта, соответственно). Более того, в кризисном 2020 году Китай был единственным значительным направлением, по которому вырос объем украинского экспорта — почти вдвое по сравнению с 2019 годом. Это связано с быстрым восстановлением экономики Поднебесной по сравнению с другими странами после последствий пандемии.
В структуре украинского экспорта в Китай преобладают аграрная и пищевая продукция (в основном зерновые — кукуруза, ячмень и другие, подсолнечное и другие растительные масла; жмых и остатки растительных жиров и масел, пшеничная мука, молочные продукты), на которую приходится около половины всего экспорта в эту страну. В частности, Украина является основным поставщиком в КНР кукурузы и подсолнечного масла.
Кроме того, важное место занимают руды — 35% всего экспорта в Китай, металлургическая продукция (ферросплавы, чугун, др.) — 9%, а также отдельная продукция машиностроительной промышленности (газовые турбины, др.) — 3,6%. Но в целом украинский экспорт в Китай все еще характеризуется высоким уровнем концентрации (например, когда одна товарная позиция «железная руда и концентраты» составляет 35% всего экспорта). Высокая зависимость экспорта от отдельных сырьевых позиций усиливает его волатильность и чувствительность к изменениям конъюнктуры на этом рынке.
Взгляд в будущее
Дальнейшая переориентация экспорта Украины на рынок ЕС и другие рынки, в частности азиатские, будет определять главное направление развития украинского экспорта. Дальнейшее уменьшение тарифных и нетарифных барьеров в торговле с ЕС, в том числе благодаря ускорению Украиной имплементации Соглашения об ассоциации, подписанию «промышленного безвиза», а также обновлению торговой части Соглашения об ассоциации согласно современному экономическому потенциалу нашей страны, позволит увеличить эффективность и потенциал УВЗСТ, углубить экономическую интеграцию с Евросоюзом. Кроме того, переход на европейские и международные стандарты и получение доступа на рынок ЕС облегчают доступ украинских товаров и услуг на рынки третьих стран.
Значительный размер рынка и динамичное экономическое развитие Китая создают возможности для дальнейшего наращивания украинского экспорта в эту страну. Но важной задачей остается диверсификация экспорта и уменьшение многочисленных барьеров доступа на этот рынок для украинских экспортеров.
В частности, на сегодняшний день право экспорта в Китай пока имеет все еще ограниченное количество продуктов растительного и животного происхождения. Вместе с тем на протяжении последних лет Украина получила право на экспорт в Поднебесную молочной продукции, замороженной говядины, меда, шрота подсолнечного и рапсового, замороженной голубики и черники, др. Но этот перечень необходимо и в дальнейшем значительно расширять.