10 мая Совет директоров Международного валютного фонда одобрил программу Stand by для Украины, по которой в течение 9 месяцев должно быть выдано кредитов на общую сумму 867 млн. долларов. Займ поступит девятью частями до конца нынешнего года, причем в мае Украина получит сразу две части объемом в 200 млн. долларов, из которых 100 млн. уже перечислены на счет НБУ.
Кредит предоставлен под обязательства украинского правительства, зафиксированные в форме меморандума, подписанного 27 марта 1996 года.
12 мая Министерство экономики Украины обнародовало некоторые обязательства из числа взятых на себя украинским правительством.
Так, в частности:
- реальный ВВП - снижение не более чем на 2%;
- средний уровень роста потребительских цен (уровень инфляции) - 42%;
- дефицит консолидированного бюджета - 3,5%;
- платежный баланс по текущим операциям - отрицательное сальдо не более 3,2% ВВП.
Меморандум оговаривает также обеспечение правительством приватизации 500 больших и средних предприятий страны не менее чем на 70%, а также соблюдение 80-процентного уровня повышения в течение 1996 года зарплат работникам бюджетной сферы по отношению к индексу роста цен. Вместе с тем, он предусматривает в качестве одного из условий достижения приведенных показателей внешнее финансирование Украины на межправительственном уровне в объеме не менее 2 млрд. долларов за 1996 год.
Получит ли Украина оставшиеся транши и каковы перспективы выполнения нашей страной показателей, заложенных в меморандуме? Мы попросили поделиться мнением постоянного представителя Международного валютного фонда в Украине Алекса Сундакова.
- Многие сегодня задают вопрос: а может ли программа корректироваться. На него не так-то просто ответить, однако я скажу следующее - она может прерываться и возобновляться. Если показатели превышены по результатам какого-то месяца, то, приведя их в соответствие с базовыми, предусмотренными меморандумом на следующий месяц, программа может быть возобновлена.
Есть факторы, которые находятся вне контроля правительства, - инфляция, скорость обращения денежной массы, а также ряд других, которыми государство непосредственно не управляет, а лишь влияет на них через монетарную и бюджетную политику. И потому, если пересмотр состоится, то он может быть вызван лишь фактическим состоянием этих «критериев эффективности».
Примерно раз в два месяца на Совет директоров могут выноситься предложения об изменении базовых показателей, но это традиционно очень сложный вопрос.
Как известно, существует идеологическая разница между методологией исчисления бюджетного дефицита МВФ и украинским правительством.
Минфин считает дефицит как разницу между всеми расходами и всеми доходами, по методологии же МВФ - это разница между внутренним финансированием, куда входят и поступления от приватизации и чистые кредиты банковской системы, и поступления от продажи облигаций, и чистого внешнего финансирования (поступления минус выплаты). Этот показатель отражает реальное финансовое состояние. По этой причине уровень дефицита бюджета, заложенный в меморандуме, который равен 3,5% от ВВП, соответствует 6% дефицита консолидированного бюджета по украинской методологии.
Еще одно серьезное расхождение, которое у нас имеется, - это обменный курс. Карбованцевая составляющая в бюджете, который принят, рассчитана украинским правительством по среднегодовому курсу 225 тыс. крб. за доллар. Мы же считаем, что он никак не сопоставим с той финансовой политикой, которая проводится с начала года. Наши расчеты показывают, что среднегодовой курс не превысит 190 - 200 тыс. карбованцев за доллар. Таким образом, если курс все же будет выше, то доли расходной и доходной частей особо не поменяются, но внешнее финансирование, поступающее в долларах, сумеет, будучи пересчитанным по более низкому курсу, покрыть меньшую его часть бюджетного дефицита.