Вот уже третий год подряд фонд «Эффективное управление» (ФЭУ) и Всемирный экономический форум (ВЭФ) проводят исследование конкурентоспособности Украины и ее областей. Результаты очередного анализа, за 2009—2010 годы, презентованные 30 июня с.г. в Киеве, оказались далеко не оптимистичными.
В рейтинге Всемирного экономического форума за 2009—2010 годы Украина заняла 82-ю позицию среди 133 стран, опустившись сразу на 10 позиций по сравнению с результатами предыдущего исследования. После периода относительной стабильности рейтинга в 2006—2008 годах (69-е, 73-е и 72-е место, соответственно) наша страна существенно ухудшила свои позиции и теперь находится рядом со странами, которые прежде всегда опережала. Непосредственными соседями Украины по рейтингу конкурентоспособности 2009—2010 являются Гамбия и Алжир.
К слову сказать, перед натиском финансового кризиса не устояли рейтинги целого ряда стран с развивающимися экономиками. Резкое падение на десять и более позиций в 2009 году произошло еще в девяти странах: Ботсване, Гане, Латвии, Мали, Монголии, России, Сирии, Филиппинах и Хорватии. При этом Латвия и Россия ухудшили свои результаты на 14 и 12 позиций соответственно.
Рейтинг Украины максимально ухудшился по трем составляющим: макроэкономическая стабильность (падение на 15 пунктов), уровень развития финансового рынка (падение на 21 пункт) и оснащенность новыми технологиями (падение на 15 пунктов).
В основном ухудшение позиций произошло именно по тем составляющим, где Украина уже была наименее конкурентоспособна: по макроэкономической стабильности и уровню развития финансового рынка она сейчас занимает 106-е место среди 133 стран.
В период преодоления кризиса как никогда важна эффективность проводимой государством политики, а это предполагает, в первую очередь, высокое качество институтов. Хотя рейтинг эффективности институциональной среды в Украине упал только на пять пунктов по сравнению с прошлым годом, причины для беспокойства остаются. Из 12 составляющих конкурентоспособности самой проблемной сферой является институциональная среда (по этой составляющей Украина занимает 120-е
место, соседствуя с Никарагуа и Монголией). По мнению представителей бизнеса, самое большое ухудшение произошло в сфере эффективности действий правительства, в частности по таким показателям, как расточительство в отношении государственных средств и административная нагрузка на бизнес.
В то же время Украина улучшила свой рейтинг лишь по трем составляющим конкурентоспособности. Страна заняла 49-е место, поднявшись на пять пунктов, по эффективности рынка труда; подтянулась на две позиции, до 29-го места, по размеру рынка и на одну позицию, до 78-го места, по составляющей «инфраструктура».
Интересно, что улучшение рейтинга эффективности рынка труда объясняется большой гибкостью определения заработных плат в стране (переход с 61-го на 52-е место в глобальном рейтинге). Действительно, реальное падение заработной платы в Украине было очень резким и составило 9% в 2009 году. В то же время рейтинг указывает на ухудшение отношений между работодателями и работниками, что, вероятно, объясняется болезненностью для обеих сторон процесса снижения заработных плат и сокращения персонала в период кризиса.
Результаты опроса руководителей предприятий стали серьезным фактором снижения рейтинга Украины. Как показало исследование ВЭФ, во время кризиса руководители бизнеса во всем мире были более пессимистически настроены, чем, к примеру, представители научных кругов. У украинского бизнеса было особенно мало причин для оптимизма. Макроэкономические показатели в стране резко ухудшились, а правительственные антикризисные меры выглядели неубедительными.
Однако даже в самые трудные кризисные месяцы перечень главных проблем, с которыми сталкивается бизнес в Украине, не претерпел существенных изменений. Наибольшее количество респондентов отметили такие факторы, как нестабильность государственной политики и доступ к финансированию (16,5% и 13,5% соответственно). Из года в год руководители предприятий жалуются на неадекватность политики правительства как главную проблему для ведения бизнеса. Следовательно, низкая оценка эффективности государственных институтов не является исключительно результатом влияния мирового кризиса, а отражает фундаментальные системные проблемы в стране.
В отличие от прошлых лет, нынче ФЭУ рассчитал индекс конкурентоспособности уже 20 административно-территориальных единиц Украины. Эти регионы суммарно производят около 90% украинского ВВП. В следующем году мы планируем охватить все 27 регионов страны.
Как и в прошлые годы, лидером по индексу конкурентоспособности является город Киев, набравший 4,21 балла. В международном рейтинге он занял 59-е место наряду с такими странами, как Венгрия и Панама. Следом за Киевом с незначительным отставанием следует Днепропетровская область, набравшая 4,12 балла. Затем идут две пары областей: Закарпатская и Львовская (67-е и 69-е место в международном рейтинге, рядышком с Уругваем и Румынией) и АР Крым с Донецкой областью (72-е и 73-е места, между Казахстаном и Латвией). Замыкает условную группу лидеров Харьковская область, которая набрала 4,04 балла и занимает 76-е место (между Колумбией и Египтом).
Во второй группе находятся регионы, индекс конкурентоспособности которых близок к среднему показателю по всем 20 областям (3,97).
В третьей группе оказались шесть областей, получивших самые низкие баллы. Волынская, Ривненская и Ивано-Франковская области заняли 102—104-е места (рядом с Аргентиной и Гондурасом). А замыкают региональный рейтинг в Украине Сумская, Житомирская и Винницкая области. К примеру, Винницкая область по конкурентоспособности заняла 111-е место и в межстрановом разрезе находится между Сенегалом и Сербией (см. табл.).
Несмотря на все существующие различия между украинскими регионами, сильные и слабые стороны у них достаточно похожи. Прежде всего это касается таких составляющих конкурентоспособности, как здравоохранение и начальное образование, институциональная среда, сложность бизнес-процессов. Относительно большой разброс значений наблюдается по таким составляющим, как инфраструктура и эффективность рынка труда.
А теперь главный вопрос — что с этими всеми выводами делать? Как известно, разработчики индексов, проведя всестороннюю оценку экономической ситуации, никогда не дают странам (или регионам) практических рекомендаций. Однако это не значит, что результаты отчета международной конкурентоспособности нельзя использовать для продвижения экономических реформ. В Египте, например, Египетский совет конкурентоспособности опирается на данные рейтинга при информировании населения о важности реформ. В других странах, таких как Хорватия, методика стала одним из инструментов правительства при разработке рекомендаций по экономической политике. Казахстан и Саудовская Аравия распространяют отчет среди населения с тем, чтобы мобилизовать общественность на поддержку амбициозных реформ, без которой их внедрение было бы невозможным. Хотелось бы, чтобы нынешнее исследование нашло свое применение при внедрении реформ и в Украине — как на центральном, так и на местном уровне.
Справка
Для оценки конкурентоспособности украинской экономики и ее регионов используется методология, разработанная для расчета Индекса международной конкурентоспособности (ИМК). В основу ИМК входят 12 составляющих конкурентоспособности, которые в комплексе отражают сложную природу данного явления: институциональная среда, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров, эффективность рынка труда, уровень развития финансового рынка, технологическая готовность, размер рынка, сложность бизнес-процессов, инновации.
При расчете ИМК используются как находящиеся в открытом доступе статистические данные, так и результаты опроса руководителей бизнеса в стране. Таким образом, индекс во многом отражает мнение тех людей, которые принимают решения об инвестировании в страну.
С полными версиями отчетов можно ознакомиться на сайте ФЭУ: www.feg.org.ua.