С августа 2017 года в Украине действуют правила контроля предоставления органами власти государственной помощи, записанные в Соглашении об ассоциации с ЕС и законе о государственной помощи субъектам хозяйствования.
Это означает, что в Украине есть фильтр в виде Антимонопольного комитета, благодаря которому появляется шанс на то, что средства налогоплательщиков тратятся государством контролируемо, дозировано, на определенные цели и так, чтобы как можно меньше вредить конкуренции в Украине и не оказывать негативного влияния на торговлю со странами Евросоюза.
До подписания Соглашения об ассоциации и принятия закона о государственной помощи в Украине действовал совсем простой режим контроля за использованием органами власти средств налогоплательщиков.
Несмотря на требования ЕС и национального законодательства, власти до сих пор вкладывают средства бюджета в основном без учета возможного негативного влияния государственных субсидий, гарантий, налоговых льгот и других ресурсов бюджета отдельным компаниям или на выборочную поддержку деятельности. И не очень считаются с требованиями Соглашения об ассоциации и закона о государственной помощи компаниям, чем подвергают компании риску потери средств или имущества.
Что со старой редакцией закона?
Закон о государственной помощи компаниям от 2014 года — это как эскиз: вроде бы что-то есть, а полная картинка не видна и линии неточны.
С этим рамочным законом Антимонопольный комитет запустил систему мониторинга и контроля предоставления государственной помощи, и пригодилось ему в этом законодательство Европейского Союза. Положения Соглашения об ассоциации про обязательность использования правил государственной помощи ЕС дали комитету мощный инструмент при принятии решений о допустимости для конкуренции государственного вмешательства в экономику.
Что в новом проекте: новый признак государственной помощи, исключения, ответственность
Немного натренировавшись за три года с рамочным законом о государственной помощи и поняв пробелы процесса оценки мер государственной поддержки, АМКУ подготовил, по сути, новый закон. При этом особо ничего нового не придумывал, а опять воспользовался законодательством о государственной помощи Евросоюза. Моментами стало очень жестко. Но обо всем по порядку.
АМКУ закрепляет в проекте закона обязательность применения положений международных договоров (в том числе Соглашения об ассоциации), рамочных положений, руководящих принципов и других актов Евросоюза при принятии решений о допустимости государственной помощи. Комитет практиковал это и раньше в своих решениях. Теперь обязательность применения Соглашения об ассоциации и правил государственной помощи Евросоюза будет прописана непосредственно в законе.
Изменения коснулись и исключений, выводимых из-под действия закона. Появилось положение, согласно которому правила государственной помощи не распространяются на компенсацию расходов компаний, возникающих при выполнении заказа государства на предоставление населению особых услуг общего экономического интереса. Правда, такая компенсация исключена из-под регулирования закона, только если выполнены прописанные в этих же исключениях отдельные условия. Например, АМКУ в июле этого года не возражал против почти 2 млрд грн компенсации из бюджета города Киева за доставку пассажиров на различные станции метро, так как условия бюджетного возмещения отвечали правилам государственной помощи.
Комитет проанализировал признаки государственной помощи, при одновременном наличии которых можно определить, является ли государственная поддержка помощью. В текущей редакции закона их четыре: государственные ресурсы, субъект хозяйствования, преимущество и влияние на конкуренцию. АМКУ добавил еще один — влияние на торговлю.
АМКУ предлагает закрепить присущее именно правилам государственной помощи определение понятия «субъект хозяйствования», означающего компанию любой формы собственности, которая в состоянии сама предложить товары или услуги на рынке, то есть осуществлять экономическую деятельность.
Преимуществом комитет называет любую экономическую выгоду, которая была бы недоступна компании в обычных рыночных условиях без государственного вмешательства. Например, экономия собственных средств за счет налоговых льгот или государственное финансирование, увеличивающее капитал компании.
По планам комитета, в законе должен появиться еще один признак государственной помощи — влияние государственной поддержки на торговлю между Украиной и странами Евросоюза, который будет оцениваться в соответствии с Соглашением об ассоциации. Здесь речь идет о том, что государственная поддержка внутреннего производителя может оказать негативное влияние не только на конкурентов по бизнесу, но и на торговлю между странами.
Проект закона впервые говорит об административной коллегии и государственных уполномоченных как об органах АМКУ в сфере государственной помощи и разделяет их полномочия.
Коллегиальное принятие полным составом государственных уполномоченных решения о государственной помощи комитет планирует разбавить заседаниями административных коллегий, но оставляет за собой право рассмотрения любого вопроса, находящегося в компетенции государственного уполномоченного или административной коллегии.
Также закон расширил круг лиц, которые должны приходить в комитет. Президент, народные депутаты, правительство и другие субъекты законодательной инициативы при написании проектов актов, по которым планируется предоставление государственной поддержки, должны получить от АМКУ заключение о соответствии таких проектов закону о государственной помощи. Как это делать и по какой процедуре, в законе не прописано.
В рамках закона о государственной помощи АМКУ добавляет полномочие требовать информацию от органов власти, компаний и заинтересованных лиц, хотя до этого пользовался положениями закона об Антимонопольном комитете. Для убедительности намерений получить информацию в ходе рассмотрения дела в законе появляется ответственность компаний за непредоставление или предоставление недостоверной информации или предоставление информации в неполном объеме. Размер штрафа болезненный — в пределах 1% дохода от реализации продукции за последний отчетный год плюс пеня за просрочку срока уплаты штрафа.
Возвращение государственной помощи
Правила о государственной помощи изначально включают убедительный для государства и компаний механизм выполнения решений комитета — возвращение государственной помощи. Принцип этого механизма состоит в том, чтобы вернуть компанию в состояние, в котором она находилась до момента получения государственной помощи.
Сегодня АМКУ заставляет возвращать только объемы помощи, предоставленной компаниям. В своем годовом отчете о государственной помощи за 2019 год АМКУ назвал 740 млн грн недопустимой государственной помощью, предоставление которой должно быть прекращено, а фактически полученные компаниями средства надо вернуть в бюджеты городов.
Правила государственной помощи Евросоюза менее лояльные и предусматривают начисление процентов на сумму государственной помощи, которая должна быть возвращена: с дня ее получения компанией до даты фактического возврата. АМКУ транслировал положения ЕС о взыскании процентов в проект закона и собирается разработать методику их расчета.
Новый проект закона о государственной помощи от АМКУ — попытка согласовать положения национального законодательства о государственной помощи с требованиями ЕС и убедить предоставителей бюджетных ресурсов в серьезности правил государственной помощи. Также это маячок для компаний о возможных рисках финансовых и не только потерь, если власти предоставляют помощь не по правилам государственной помощи.