«Стране нужен экономический рост. Стране нужны реформы! Именно за это я проголосовал», — сказал Ринат Ахметов, выходя 7 февраля из избирательного участка в Донецке.
О том, что экономика Украины должна интенсивно расти — «и не на процент-два-три, а мы ежегодно должны приращивать не менее 6—7% внутреннего валового продукта», указывал в своих предвыборных выступлениях Виктор Янукович.
У нас две новости для Рината Леонидовича и Виктора Федоровича — хорошая и плохая. Хорошая — в 2010 году экономический рост обязательно будет. Причем практически вне зависимости от эффективности/неэффективности усилий будущего Кабмина.
Сыграет свою роль (если кто-то не додумается довести страну до дефолта) так называемый эффект базы, благодаря которому уже с ноября 2009 года многие статистические показатели начали давать плюс по сравнению с ноябрем 2008-го, когда страна в одночасье оказалась в экономической яме. Три или пять сантиметров выше дна ямы — уже прогресс. Хотя об абсолютных показателях, находящихся, как правило, на уровне 2007 года, лучше помалкивать.
Плохая новость — качество жизни большинства украинцев в 2010 году не улучшится. И здесь снова-таки «эффект базы»: отказавшись от проведения каких-либо реформ, страна весь 2009 год доедала последние крохи внутренних ресурсов и влезала в колоссальные долги, абсолютно не заботясь о дне завтрашнем.
Для нормального функционирования Госказначейства остатки на его счетах должны составлять около 10 млрд. грн., заявил в середине недели Н.Азаров. Однако в казне, по оценкам Николая Яновича, всего 1 млрд. грн. и 35 млн. долл. Это при несделанных бюджетных платежах и необходимости собирать деньги на очередной газовый платеж.
Впрочем, 1,3 млрд. — далеко не рекорд.
Рекорд последних семи лет, по данным секретариата президента, был поставлен 26 января с.г., когда остатки средств на едином казначейском счете составили 420,4 млн. грн. В тот же день стало известно о дефолте Львова: несмотря на наличие денег на счетах города, Госказначейство не смогло выделить ему 130 млн. грн. для своевременного погашения обязательств. Деньги поступили буквально через день, но репутация города оказалась подмоченной. Международное агентство уже успело понизить его рейтинг.
Финансовая удавка все плотнее сжимается на шее страны. В дефиците Пенсионный фонд: в январе он собрал лишь половину из необходимых для выплаты январских пенсий 15 млрд. грн. Так как проблем с выплатами не было, недостающие 7,4 млрд. грн., надо понимать, были выделены из бюджета. Который (с учетом даже специального фонда) собрал в январе лишь 13,5 млрд. грн.
Таким образом, после выплаты январских пенсий на все про все — от обороны и образования до содержания админаппарата — оставалось немногим более 6 млрд. грн. Пошла ли хоть копейка на государственные инвестиции — вопрос риторический.
Но Верховная Рада не ощущает приближающейся опасности. Она принимает 9 февраля в первом чтении сразу два закона — об изменениях к закону о повышении престижности шахтерского труда и о государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, увеличивающие и без того непосильное для бюджета бремя социальных выплат.
Так больше продолжаться не может — крепнет понимание не только в экспертной среде. В первые же дни после выборов страна активно заговорила о реформах, которые бы предотвратили катастрофу в госфинансах и придали экономике новый импульс.
Уже 10 февраля Виктор Янукович выставил перечень задач новому правительству: «Провести полный аудит экономического и финансового положения Украины, определить масштаб проблем, унаследованных от старой власти, внести на рассмотрение бюджет Украины на 2010 год, принять меры по социальной поддержке граждан». И еще: «Новый Кабмин должен начать реальную борьбу с коррупцией — без этого Украине нет места среди цивилизованных стран мира». Интересно, реализация всех этих очень правильных мер действительно важна для победителя второго тура или он использовал их лишь как повод призвать нынешнего премьера уйти в отставку?
А еще В.Янукович заявил, что новый Кабмин «должен обратиться к нашим кредиторам, нашим соседям, экономически развитым странам с целью достижения договоренностей и прямой помощи в преодолении экономического кризиса», причем «все это необходимо сделать немедленно, чтобы предотвратить экономический распад страны».
«ЗН» со своей стороны уже обратилось как в местный, так и в вашингтонский офисы МВФ с просьбой подсказать, какие шаги Киева сейчас необходимы для скорейшего возобновления финансирования Украины по программе stand-by. Также мы поинтересовались, в чем состоят важнейшие предварительные условия и понадобится ли ревизия Меморандума об экономической и социальной политике. Ответ из Вашингтона был вежливым, но отрицательным: «В настоящий момент у нас нет ничего для вас по вашим вопросам. Слишком мало времени прошло после выборов, чтобы комментировать будущий ход событий».
Ну что ж, придется разбираться самим. «ЗН» обратилось за комментариями к ближайшему окружению победителя президентской гонки — негласным кандидатам на место Юлии Тимошенко, к одному из его наиболее успешных конкурентов, изъявившему готовность работать премьером при Януковиче, а также к отечественным экспертам.
Николай АЗАРОВ: «Прежде всего — реанимировать отечественную экономику»
— Очевидно, что антикризисную программу нужно формировать, изучив правдивую информацию о состоянии дел. Ведь Тимошенко более года фактически засекречивала объективную информацию о состоянии экономики, государственных финансов.
Ясно одно: страна разорена и разворована. И это не фигуральное выражение, не метафора. Каждый день пребывания Тимошенко у власти усугубляет мародерство в державе, где нет бюджета, а вороватые чиновники «сидят на чемоданах».
Поэтому прежде всего нужно навести порядок в государственных финансах, принять государственный бюджет в марте и все местные бюджеты — в апреле. Тогда есть шанс, что второе полугодие пройдет в созидательном русле, и мы сможем прекратить спад. При этом повышение социальных стандартов, которое мы заложим в бюджет, станет катализатором оживления внутреннего спроса.
Несмотря на глубину деградации экономики и системные проблемы в Украине, у нас есть уверенность, что грамотная и последовательная политика в течение двух лет позволит полностью стабилизировать ситуацию, в течение пяти лет — выйти на устойчивые темпы роста и за десятилетие — удвоить валовой внутренний продукт.
Мы исходим из того, что структура украинской экономики устарела, она неконкурентоспособна, чрезмерно энерго- и экспортозависима. Таким образом, главная задача реформ — глубокая модернизация экономики. Модернизация будет осуществляться путем всемерного стимулирования частной инициативы и государственной поддержки приоритетных направлений развития. Особым крупным направлением модернизации является реформа судебной системы, преодоление коррупции и защита прав собственности в Украине.
Каковы главные элементы нашей программы?
В краткосрочной перспективе:
• Принятие реалистичного, сбалансированного бюджета на 2010 год.
• Наведение порядка в публичных финансах.
• Восстановление экономически эффективного кредитования реального сектора экономики.
• Развитие платежеспособного внутреннего рынка.
• Переориентация экспортных производств на внутренний рынок.
• Обеспечение положительного сальдо внешнеторгового баланса.
• Стабилизация национальной валюты.
• Стабилизация банковского сектора, возврат доверия к банкам.
• Реализация крупных инфраструктурных проектов.
• Внедрение антикоррупционных стандартов и процедур.
В среднесрочной перспективе:
• Существенное снижение ставок налогов (налога на прибыль — с 25 до 20%, налога на добавленную стоимость — с 20 до 16%, налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, освобождение от налогообложения передовых технологий и оборудования), что будет стимулировать рост производства, модернизацию и капитализацию национальных корпораций.
• Внедрение энергосберегающих технологий.
• Модернизация жилищно-коммунального хозяйства.
• Восстановление крупнотоварного производства в агропромышленном комплексе.
• Приоритетное финансирование прорывных научно-технических разработок.
• Осуществление налоговой, бюджетной, судебной, образовательной реформ.
В долгосрочной перспективе:
• Замещение устаревших производственных мощностей (металлургия, химия, горнодобывающая промышленность) высокотехнологичными производствами и производством услуг.
• Обеспечение ежегодных темпов экономического роста не менее 10%.
• Твердая конвертируемость гривни.
• Приближение стандартов и качества жизни к европейским.
• Закрепление позиций на рынках ЕС и евроазиатского сообщества.
Для реализации таких планов у Украины есть необходимые ресурсы, а соответствующие задачам кадровые ресурсы есть в команде нового президента Украины Виктора Януковича. Мы имеем достаточный опыт преодоления кризисных явлений и восстановления экономического роста.
Борис КОЛЕСНИКОВ: «Первый шаг — активизировать покупательную способность украинцев»
— Если анализировать мировые тенденции, то все цивилизованные страны для противодействия экономическому кризису делали все возможное, чтобы активизировать, в первую очередь, потребительский спрос и таким образом стимулировать реальный сектор. Украина действовала с точностью до наоборот: начала сжимать денежную массу и ограничивать банковское кредитование — стройки замерли, ипотека скончалась. Этому предшествовал еще один чрезвычайно непрофессиональный шаг — ревальвация гривни, ударившая по позициям внутренних производителей в пользу импортеров.
Вывод: чтобы восстановить сегодня нормальную работу реального сектора исходя из общемирового опыта, первый шаг — необходимо в любом случае активизировать покупательную способность украинцев. В первую очередь через ипотечное кредитование, что помогло бы поднять весь строительный комплекс и далее — целую цепочку смежных отраслей. Здесь очень важна доступная ставка по кредитам, которая не должна превышать 10% в гривнях. И здесь нужна диверсификация покупателей жилья. Как бы нерыночно это ни выглядело, нельзя давать льготные ипотечные кредиты для покупки квартир в элитных домах со стоимостью квадратного метра в пять и более тысяч долларов. Речь идет о новом, массовом жилье, в котором квадратные метры продавались бы по цене не выше 10 тыс. грн.
Кредитование должно осуществляться через систему коммерческих банков, получающих ресурс от Национального банка. Для отбора банков на обслуживание программы необходимо объявить специальный тендер, в котором были бы четко и прозрачно установлены требования для таких учреждений. Возможно, есть смысл подумать об использовании для этих целей части золотовалютных резервов. Это все вернется очень быстро после того, как будут запущены соответствующие процессы и начнется полноценное восстановление экономики.
Не мешало бы разобраться, что такое отечественный автомобиль — прикручивание колес к произведенному фактически в другой стране автомобилю или полноценное производство (изготовление кузова, трансмиссии, двигателя и т.д.). Поэтому нужно четко, законом установить, что такое отечественный автомобиль, и приходить на помощь тем, кто его хочет купить, и тем, кто его внутри страны производит. Можно предложить еще целый ряд мер для восстановления отечественной промышленности через стимулирование внутреннего спроса.
В то же время мировые тенденции позволяют сделать вывод, что спрос на продовольственные ресурсы по мере увеличения численности населения планеты и роста уровня жизни в развивающихся странах тоже будет расти. И Украина здесь имеет фантастические естественные преимущества. Наша страна может производить при современных технологиях не 50 млн. тонн зерна в год, а как минимум 80—100 млн. А если сюда подключить и животноводство, то это — совсем другие деньги, совсем другой валовой продукт, другой уровень зарплат и все остальное.
Украина пока закупает за рубежом по полмиллиона тонн животноводческой продукции в год, что вообще является национальным позором. Мы тратим свыше миллиарда долларов на импорт, тогда как должны получать как минимум 10—12 млрд. от экспорта.
Значительные возможности скрыты в энергетике, производственные возможности в которой позволяют нам поставлять ее для всей Западной Европы. Экспорт электроэнергии тоже значительно бы увеличил наш ВВП.
Что касается реформ, то учрежденный Ринатом Ахметовым фонд «Эффективное управление» их уже достаточно подробно разработал. Первое — это обеспечить верховенство права, без установления которого ни один серьезный инвестор сюда не придет. Второе — комплекс законов, снижающих давление на бизнес бюрократических процедур и упрощающих условия предпринимательской деятельности. Наша задача — сделать так, чтобы в рейтинге свободы предпринимательства Украина переместилась из второй сотни в первую десятку.
И еще одна большая цель. Сегодня за американским паспортом, условно говоря, стоит большая очередь через весь мир. Наша конечная цель состоит в том, чтобы за украинским паспортом протянулась очередь хотя бы через всю Европу.
Cергей ТИГИПКО: «Без непопулярных мер не обойтись»
— Чтобы Украина вышла из кризиса и стала конкурентоспособной модерновой страной, необходимы изменения. И тут без непопулярных мер не обойтись. Политики должны отказаться от популистских обещаний и взять на себя всю полноту ответственности за ситуацию в стране. Безусловно, это будет сложный процесс, который потребует большой разъяснительной работы. Подобные меры чрезвычайно болезненны с точки зрения людей, но они необходимы для повышения их благосостояния в будущем.
Основные реформы предстоит провести в экономике. И именно эти реформы столкнутся с серьезным сопротивлением со стороны как чиновников, так и части общества. Первоочередными шагами должны стать дерегуляция экономики, проведение административной реформы, пересмотр фискальной политики и отказ от социального популизма.
Основа украинской экономики — малый и средний бизнес. Начните помогать ему — и вы сразу столкнетесь с необходимостью сократить армию госчиновников, сидящих в 85 организациях, паразитирующих на контроле каждого шага предпринимателей. Сокращение контролеров поможет и борьбе с коррупцией, но преодолеть сопротивление давно сложившейся системы будет очень нелегко.
В стране сегодня на бизнес давят 90 с лишним всевозможных налогов и сборов, их администрирование отнимает массу времени и денег. Эту цифру можно спокойно уменьшить до сорока. Но как только это будет сделано, придется сокращать штат налоговой администрации.
Необходимо серьезно пересмотреть фискальную политику. В частности, отказаться от коррумпированного налога на добавленную стоимость и перейти к налогу с продаж. Это позволит увеличить поступления в бюджет и будет стимулировать развитие производства.
Нужно прекратить разрушительную политику социального популизма. У нас огромный дефицит Пенсионного фонда, компенсировать который — непосильная задача для слабого бюджета. Придется идти на сложные решения, вплоть до увеличения пенсионного возраста некоторым категориям населения и ограничения максимального размера пенсий. Начать придется, видимо, с льготников. Иначе дыра в бюджете будет расти.
Сегодня мы дотируем из бюджета стоимость газа для населения. Государство в кризис не может себе этого позволить, да и не должно позволять. Необходимо установить реальную рыночную стоимость газа для всех, в том числе и для населения, и перейти от тотального дотирования к адресной поддержке самых бедных. Ведь у нас много лет действует парадоксальный механизм, который обеспечивает газ и пенсионеру, и миллионеру по одинаковой дотационной цене.
В серьезном реформировании нуждаются и наша энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, земельные отношения, здравоохранение, образование. Все это требует политической воли и четкой стратегии развития.
Валерий ГЕЕЦ: «Важно тщательно отслеживать и учитывать мировые тенденции»
— Кризисные явления в украинской экономике приобрели настолько системный характер, что для их преодоления требуются скоординированные, комплексные, а не точечные решения. Если же говорить о первоочередных акцентах, то так как деньги движутся быстрее всего, необходимо уделить внимание финансовому сектору экономики. Причем всем его составляющим, поскольку ситуация как в сфере государственных финансов, так и в банковской системе, да и на фондовом рынке характеризуется серьезным обострением. Но и здесь рассматривать один из секторов в отрыве от остальных не имеет смысла, поскольку попытка стабилизировать банковскую систему в отрыве от сферы госфинансов не дала особенных результатов, только законсервировав весь спектр проблем.
Главное сейчас — разобраться, каким образом бюджетная и денежно-кредитная сферы должны взаимодействовать весь 2010 год, чтобы оказывать оптимальное влияние на экономику. И здесь я тоже вижу несколько принципиальных пунктов. Во-первых, это долговая проблема: как мы будем обслуживать свои долги, в какой части мы будем их возвращать, в какой — реструктуризировать и в какой — сможем привлечь новое финансирование.
Во-вторых, нельзя упускать из виду потоки международных финансов, которые уже начали двигаться из развитого мира в другие регионы. Уже начинает расти доходность на рынках ценных бумаг, недвижимости и т.п., а это значит, что сюда очень скоро может хлынуть спекулятивный капитал, который начнет формировать не подкрепленные объективными предпосылками новые пузыри и пирамиды. Многие признаки финансовой пирамиды уже проявляются, например, в Китае. В Украине наиболее восприимчивой сферой для спекулятивных атак является рынок недвижимости.
Третий аспект — это долговая позиция других, в том числе европейских, стран. Наиболее известные случаи — Испания, Италия, Греция, но не исключено, что долговые проблемы могут достаточно быстро обостриться, например, в той же Польше. То есть долговая проблема стоит довольно остро в целом ряде европейских стран, и без кардинального пересмотра принципов фискальной политики она будет охватывать все большее число государств. Все больше международных экспертов сходится во мнении, что среди наиболее вероятных вариантов решения долговой проблемы — эмиссионно-инфляционный.
В отношении Украины это означает, что нам необходимо попытаться учесть, какая часть инфляции, помимо сгенерированной внутренними факторами, будет в нашу страну импортирована. Как она проявится и какие последствия будет иметь в первую очередь для нашей денежно-кредитной, финансовой и экономической сфер. Если у нас не будет адекватного ответа на все эти вызовы, то мы очень быстро получим очередную непродуктивную экспансию и неизбежно наступим в очередной раз на только что больно ударившие нас грабли.
Сегодня такого «ответа Чемберлену» у нас нет. Попытка построить собственную денежно-кредитную, фискальную, валютную, экономическую политику без учета международных факторов — абсолютно тупиковая. Как приток, так и отток капитала требует продуманных и взвешенных подходов регулирования, и даже такие страны, как США, которые в прошлые годы исповедовали в этой сфере максимально либеральную политику, сейчас всерьез задумываются о необходимости пересмотра ключевых принципов в этой сфере.
Но и это еще не главное. Пример той же Польши показал, что даже в условиях общеевропейского и общемирового кризиса можно избежать спада экономики, обеспечив в стране экономический рост. За счет чего? Благодаря тому, что компенсатором выступил внутренний рынок. И в этом контексте у нас тоже сегодня нет продуманных и взвешенных решений. Если сегодня мы попытаемся пойти «проверенным» путем, стимулируя только внутренний потребительский спрос населения в ущерб спросу инвестиционному, конечный итог будет, как и раньше, плачевным.
Понятно, что инфляция должна носить достаточно умеренный характер, поскольку, не преодолев это явление, очевидно, нет смысла говорить о привлечении огромных внутренних источников инвестиций — сбережений населения.
С другой стороны, если все страны будут играть по инфляционным правилам, а мы — исповедовать жесткий антиинфляционный подход, мы тоже обречены на неудачу. Поэтому крайне важно тщательно отслеживать и учитывать мировые тенденции с тем, чтобы гармонизировать с ними наши внутренние процессы.