UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как усилить позиции Украины в ситуации с «Северным потоком-2»

Антитрастовый рецепт

Авторы: Юрий Николов, Елена Поканевич

Буквально через несколько дней президенты США и России будут решать судьбу украинского магистрального газопровода. В худшем случае нас ждет абсолютно сухая труба уже с 2025 года, если «Северный поток-2» будет достроен и запущен в эксплуатацию. А это означает не только потерю Украиной миллиардов от транзита российского топлива в Европу, поскольку нас грубо вышвыривают с газотранспортного рынка. Это означает еще и потенциальные убытки европейских трейдеров, у которых уменьшится вариативность для поставок газа. Они будут получать его только там и на тех условиях, которые укажет «Газпром». И даже если вначале россияне предложат скидку, чтобы перебить «украинскую» оскомину, то в дальнейшем всех ждет бизнес и ничего личного. Но когда украинская «альтернативная» труба уже будет уничтожена, поздно будет искать конкурентные способы борьбы с «газовой дубиной» Кремля.

Чтобы не доводить до таких крайностей в игре, которую крупные страны предпочитают вести без нас, «Лига антитраста» предлагает сценарий для повышения переговорной позиции Украины. Речь идет о включении Антимонопольного комитета, сыгравшего немалую роль и в борьбе с «Газпромом» после Майдана. Тогда мы выиграли. Можем выиграть и сейчас.

В июне 2015 года компания Nord Stream 2 AG, основанная «Газпромом», подписала с компаниями Engie, OMV AG, Shell, Uniper и Wintershall Dea соглашения о финансировании проекта «Северный поток-2». В результате указанных согласованных действий фактически был создан международный консорциум по строительству и эксплуатации газопровода.

То есть международные энергетические группы — стороны соглашений по строительству газопровода «Северный поток-2», среди акционеров которых — правительства России, Франции, Австрии, Финляндии, объединили усилия для строительства газопровода «Северный поток-2» в обход территории Украины. Одним из последствий реализации проекта может быть устранение украинской компании с европейского рынка транзита природного газа по газопроводам из России в Европу, а также ограничение доступа на рынок трейдеров, реализующих природный газ потребителям в Украине.

Следовательно, речь идет о согласованных действиях иностранных субъектов, которые могут привести к антиконкурентным последствиям на территории Украины. При этом Антимонопольный комитет Украины своего разрешения на эти согласованные действия не давал.

«Зачем разрешение АМКУ?» — спросите вы. Ведь речь идет о сделках между нерезидентами, заключенных на территории иностранного государства, о строительстве газопровода не в Украине. Возразим, сославшись на принцип экстратерриториальности. Он предусматривает право государства вмешиваться в процессы, которые происходят за его пределами, но антиконкурентные последствия которых будут иметь место именно на территории этого государства. Именно поэтому вы часто видите, что АМКУ дает разрешения на слияние американских или китайских компаний, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к Украине.

«Лига антитраста» просит Антимонопольный комитет Украины проанализировать проект «Северный поток-2» как раз на предмет наличия в действиях участников признаков нарушения антимонопольного законодательства Украины, а именно — антиконкурентных согласованных действий. И целью является не наложение штрафных санкций, а обязательства или рекомендации, которые совместно с нашими западными коллегами может дать участникам проекта Комитет. Например, определить гарантированный объем газа, который будет прокачиваться по украинскому газопроводу после достройки «Северного потока-2».

Тогда, с одной стороны, антиконкурентный эффект будет устранен, и Украина останется участником рынка транзита. А с другой — в случае нарушения Россией обязательств по гарантированному объему транзита мы сможем добиваться их выполнения в международных институтах.

Конечно, это не панацея. Однако украинское конкурентное ведомство имеет все правовые основания для того, чтобы стать непосредственным участником этих процессов и создать дополнительную площадку для переговоров и компромиссов. Сторонники достройки «Северного потока-2», среди прочего, ссылаются на то, что это в первую очередь бизнес и только потом — политика. Следуя этой логике, где еще говорить о бизнесе, как не в стенах антимонопольных органов. Ведь именно в этот момент консорциум международных компаний может Украину внеконкурентным образом из этого бизнеса вытеснить.

Больше статей Юрия Николова та Елени Поканевич читайте по ссылке.