Украинское общество сегодня объединяет внешняя агрессия России, являющаяся центростремительным фактором для Украины. Но внутри общества действует существенный центробежный фактор - это социальное и экономическое неравенство. Пропасть между небольшой группкой очень богатых и остальной частью бедного населения действительно впечатляюща, и, очевидно, только наличие внешней угрозы сдерживает от серьезных социальных конфликтов на почве неравенства.
Приведем только некоторые цифры: доля домохозяйств, относящих себя к бедной части населения, составляет 72,3%, т.е. почти три четвертых общества. Элла Либанова в недавней статье о размерах неравенства отмечает, что разница в оплате труда 1% самых обеспеченных и 50% наименее обеспеченных работников в Украине фантастически высока и составляет 43,3 раза. В Европе - 11,7, в США - 24.
Продолжением неравенства является и радикальное сужение среднего класса. На конец 2015 г. только 0,7% граждан считали себя средним классом, а 27% - не бедными, но и не средним классом.
Причина неравенства довольно очевидна - это олигархизация экономики, то есть высокая концентрация капитала в руках кланово-олигархических групп, которые за счет "экономической власти" влияют на власть политическую, выторговывая себе разного рода преференции.
Согласно исследованию Фонда "Демократические инициативы", после коррумпированности власти граждане считают, что "олигархизация экономики, присвоение олигархами прибылей и вывод средств за границу" является второй по важности проблемой (54,4% респондентов). По мнению граждан, больше всего сопротивляются реформам именно олигархи (51% респондентов).
Олигархизация экономики порождает не только неравенство. Она консервирует и постсоветскую психологию пассивности и безответственности большой части населения. Там, где олигархи становятся новыми князьками, им выгодно держать людей в таком состоянии, поскольку так ими легче управлять.
Такая себе "ДНР" в Донбассе была в головах. Несмотря на то, что большинство активов там были приватизированы, и новыми владельцами - Ахметовым и другими - должно было бы культивироваться новое "капиталистическое" мышление работников их заводов, "совок" в головах только углубился. И подобная психология безответственности касается не только Донбасса.
Поэтому в наличии комплексная проблема. Олигархия порождает неравенство и деградацию общества. Неравенство и деградация порождают риск бунтов - не по образцу Майдана, когда все происходило достаточно цивилизованно и осмысленно, а по образцу "ДНР" - "бессмысленно и беспощадно". Жванецкий такие бунты называл "борьбой невежества с несправедливостью".
Украине следует очень внимательно присмотреться к тем социально-экономическим моделям в мире, которые позволяют сгладить эти противоречия и создать хоть какую-то инклюзивность в экономике. "Игра с нулевой суммой", когда кому-то все, другим ничего, может породить ситуацию, когда другая сторона перевернет игральный стол.
Поэтому инклюзивность, доступ всех стейкхолдеров к экономическим возможностям - это клей, который может скрепить страну в экономической плоскости.
Легко строить такую экономику с начала. Тяжелее ее переориентировать, когда она с самого начала запустилась неправильно, и общество больно обожглось на горьком опыте ваучерной приватизации или финансовых пирамид. Но даже для этого в мире изобретены инструменты, опыт использования которых может быть чрезвычайно полезен и для Украины.
Опыт США по корпоративной программе ESOP
США не являются примером для мира в вопросах социального равенства. Скорее наоборот, капитализм всегда там был более дерегулированный, чем в Европе, что и породило достаточно высокое расслоение общества по доходам. Но это же стало и плюсом. Вместо того чтобы сглаживать неравенство сверху - путем перераспределения ВВП и высоких налогов, американцы додумались, как нивелировать неравенство снизу, изнутри.
В 1956 г. Peninsula Newspaper впервые в США вводит Employee stock ownership plan (ESOP), или План наделения акциями работников. Все 200 работников Peninsula Newspaper стали единственными совладельцами компании.
Изобретатель ESOP, Луис Келсо, был убежденным капиталистом и хотел, чтобы все граждане США стали капиталистами и владели долей акций в компаниях, в которых работают. Для этого он придумал специальный механизм, позволявший работникам с помощью долгосрочного кредита покупать акции и становиться совладельцами, фактически ничего не тратя из собственного кармана.
На сегодняшний день в США существует около 7 тыс. ESOP-компаний и 13,5 млн (!) работников-совладельцев. К компаниям, применяющим ESOP, принадлежат такие успешные корпорации, как Microsoft, Hewlett-Packard, Procter&Gamble, Cisco, Intel и другие.
ESOP обычно вводится следующим образом:
1. Компания образует целевой траст ESOP, который будет владеть акциями от лица работников и в котором открывается персональный счет каждого работника.
2. Банк дает взаймы средства трасту ESOP под гарантии компании.
3. Траст ESOP покупает акции у компании (новая эмиссия) или у существующих акционеров.
4. Компания делает ежегодные взносы в траст ESOP, из которых он погашает заем банка.
5. Работники получают права владельцев через траст ESOP, а при увольнении или выходе на пенсию компания выкупает акции по рыночной цене.
Опосредствованное право собственности через траст (не путать с украинскими псевдотрастами середины 90-х годов прошлого века) означает, что работники не могут продавать акции как ваучеры третьим лицам. Для Украины это может быть и защитой от рейдерства. Во главе траста назначаются доверенные лица (trustees), среди которых обязательно есть представители трудового коллектива.
Существенно и то, что только 5% ESOP-компаний в США размещают акции на фондовом рынке. Другие пользуются услугами независимых оценочных компаний для оценки стоимости акций. Соответственно, наличие развитого фондового рынка для ESOP не является критическим.
Одним из наибольших преимуществ ESOP считают и способность привлекать кредитные ресурсы под меньшие затраты, что связано со значительными налоговыми преференциями от государства.
Преимущества ESOP с позиции владельцев бизнеса, которые, очевидно, "размывают" свою долю собственности:
- использование ESOP как инструмента для привлечения и удержания ключевых квалифицированных работников;
- возможность привлечения средств при новой эмиссии акций для инвестирования в бизнес, модернизацию производства;
- возможность налоговой оптимизации, в том числе путем отнесения основной суммы кредита, дивидендов работникам на валовые затраты;
- создание культуры собственности среди работников и повышение производительности труда.
Работники, которые, повторимся, не тратят ни копейки собственных средств, получают следующие преимущества:
- дополнительный источник доходов в виде дохода с капитала, то есть дивидендов;
- приобщение к процессу принятия решений (варьируется между предприятиями, жестких законодательных требований нет);
- чувство сопричастности к успехам компании, ощущение общего дела с работодателем, гордость из-за менталитета собственника;
- налоговые льготы по налогу на доходы физических лиц при продаже акций в случае увольнения или выхода на пенсию.
Как видим, преимущества для владельцев бизнеса и наемных работников в ESOP более или менее уравновешены, что и обусловило популярность этого инструмента. Конечно, работодатель должен решиться на такой шаг. И с точки зрения психологии, он не всегда простой - отказаться от власти, в том числе экономической, всегда сложно.
Но для этого законодателем предусмотрены серьезные налоговые льготы, которые должны "простимулировать" бизнесмена к такому социально ориентированному действию. А именно:
- взносы компании акциями или деньгами в траст ESOP вычитаются из базы налогообложения;
- взносы компании в траст ESOP для погашения кредита, который ESOP берет для покупки акций, вычитаются из базы налогообложения компании (как основная сумма, так и проценты);
- продавцы акций в траст ESOP могут получить налоговую отсрочку;
- база налогообложения налога на прибыль уменьшается на процент акций, принадлежащий трасту ESOP (20% акций принадлежат ESOP - на 20% база меньше; 100% принадлежат ESOP - компания не платит налог на прибыль);
- дивиденды, которые начисляются работникам через ESOP, вычитаются из базы налогообложения.
Таким образом, государство предусмотрело немало встроенных налоговых стимулов для внедрения такой модели. Конечно, госбюджет США теряет от таких налоговых преференций, но общество выигрывает.
Кредиты, которые берут компании для внедрения ESOP, также обычно возвращаются. Так, на основе анализа 1232 кредитов для ESOP в трех крупных банках за 2009–2013 гг. получили следующие показатели: 1,3% компаний не выплатили ESOP-кредитов, нанеся убытки кредиторам, и уровень невыплат от общей стоимости кредитного портфеля ESOP составил 1,5%.
Параллельное исследование за тот же период показывает приблизительно такие же цифры. На основе опроса 18 оценочных компаний, предоставивших данные о 845 компаниях с ESOP, за 2009–2013 гг. уровень невыплат, которые нанесли убытки кредиторам, составил 1,1%. Также 3,1% компаний вынуждены были реструктурировать кредит, но выплатили его или выплачивали на момент проведения опроса.
Исследования, проводимые крупнейшими профильными ассоциациями в США - The ESOP Association и The National Center for Employee Ownership, показывают, что ESOP-компании также успешнее своих конкурентов. Этим, в частности, можно и объяснить высокий уровень возврата ESOP-кредитов.
Жизнеспособность бизнеса и сохранение рабочих мест. Компании с ESOP на 25% чаще остаются в бизнесе. Работники-владельцы в ESOP-компаниях в четыре раза реже увольнялись во время последней рецессии в 2008 г.
Благосостояние общин и среднего класса. У работников в компаниях с ESOP пенсионные счета в 2,5 раза больше, и они получают на 5–12% большую заработную плату.
Эффективность бизнеса:
- производительность труда возрастает в среднем на 4–5% в год внедрения ESOP;
- за 10-летний период компании с ESOP имеют на 25% больший рост количества рабочих мест, чем сравниваемые компании без ESOP;
- у ESOP-компаний наблюдается среднегодовое повышение рентабельности активов (ROA) на 2,7% после внедрения ESOP;
- компании с ESOP увеличивают продажи приблизительно на 2,3–2,4% ежегодно.
Но в действительности цифры здесь даже не главное. The National Center for Employee Ownership приводит отклики работников, которые стали совладельцами благодаря ESOP и рассказывают о своих впечатлениях от работы в новых условиях.
Розанна Виллер-Флинт, специалист сервисной службы компании Web Industries, где 100% акций принадлежат 350 работникам через ESOP, говорит: "Каждый человек имеет долю в компании - вы можете увидеть это, вы можете это почувствовать. Я не только стала счастливее на работе, но и теперь у меня есть финансовый план относительно моего будущего (в моем ESOP), чего у меня не было раньше (и чего никогда не ожидала иметь). Я желаю каждой компании в США быть ESOP-компанией. Но больше всего я хотела бы найти Web Industries на 20 лет раньше".
Ник Бонджованни, менеджер по закупкам компании KTA-Tator, где 100% акций принадлежат 200 работникам через ESOP, говорит следующее: "Став сотрудником-владельцем в ESOP-компании, я, естественно, получил большее ощущение гордости за то, что делаю ежедневно, зная, что это затрагивает каждого в компании сверху вниз. ESOP - это все об американской мечте о собственности и предоставление сотрудникам максимального чувства расширения их прав и возможностей".
Многие ли люди в Украине могут сказать, что наши реформы - это все об украинской мечте? Собственно, человек - это высочайшая социальная ценность согласно Конституции. И все реформы должны проводиться именно для того, чтобы обычный работник сервисной службы или отдела закупок где-то в Белой Церкви или Коростене сказал, что эта реформа - и есть украинская мечта. Чтобы он или она пожелали и другим согражданам почувствовать на себе эту реформу (из добрых соображений, конечно). Но сегодня в адрес наших реформ и реформаторов звучат обычно совершенно другие слова.
Внедрение ESOP в Украине
Согласно данным Госстата, в Украине насчитывается 5,9 млн граждан, являющихся наемными работниками на предприятиях Украины, в том числе 2,2 млн в промышленности. Это и есть целевая аудитория для ESOP.
Для сравнения, на парламентских выборах 2014 г. проголосовало 15,9 млн граждан из 30,4 млн, внесенных в список избирателей. Соответственно, наемные работники составляют около 20% всех избирателей Украины. Изменив их менталитет, можно создать критическую массу граждан для осмысленного, ответственного выбора власти в Украине.
Какие можно выделить ключевые вызовы при внедрении ESOP в Украине? Конечно, приведенный ниже перечень не является исчерпывающим, и экспертная среда может подсказать и другие вызовы, как и решения для них.
Неразвитость фондового рынка. Еще раз отметим, что 95% ESOP-компаний в США не размещают акции на фондовом рынке и для определения их рыночной стоимости обращаются к оценочным компаниям. Следовательно, наличие фондового рынка не является критическим условием для ESOP.
Сложность разработки банками соответствующих банковских продуктов. Международные банки, в частности американские, такие продукты могут уже иметь. Кроме того, учитывая низкий уровень невозврата ESOP-кредитов в США (1–3%), ESOP может открывать и новые возможности для банковской сферы.
Сложность разработки релевантной для Украины законодательной базы, в том числе подзаконных актов Минэкономразвития, ГФС. Это, конечно, традиционная проблема использования какого-либо зарубежного опыта. Поэтому критически важно привлечь по возможности более широкий круг стейкхолдеров (бизнес-ассоциаций, банков, оценщиков, экспертов и т.п.), а также собственно зарубежных, в частности американских, профессионалов.
Риск получения предприятиями налоговых льгот при невыплате работникам дивидендов. Возможное решение этого вызова - привязка права на налоговые льготы предприятию к выплате дивидендов работникам. Конечно, какие-либо права и гарантии работников у нас находятся в серьезной зависимости от правовой системы государства в целом и судебной власти, в частности. И токсичная правовая среда может нивелировать любую реформу. Поэтому без комплексного реформирования правовой системы не обойтись.
Преимущества ESOP с точки зрения государства Украина следующие:
- создание категории мелких собственников, которые имеют более широкую базу доходов и формируют крепкий средний класс, уменьшение расслоения населения;
- инструмент для мягкой деолигархизации экономики, возможность социального компромисса в виде совместной собственности действующих собственников и работников;
- дополнительный источник кредитных ресурсов для отечественной промышленности для проведения реиндустриализации и модернизации для других отраслей;
- возможность привлечения иностранных инвесторов (в том числе для приватизации) с сохранением доли акций у украинских граждан - работников через ESOP (в том числе с дальнейшим выкупом доли инвестора трастом ESOP, т.е. работниками);
- изменение постсоветского менталитета граждан на культуру собственности и ответственности;
- дополнительный фактор для развития банковской сферы, оценочной деятельности, пенсионной системы (при выходе на пенсию работник получает накопленные на счету в ESOP средства/акции).
Следовательно, те проблемы, о которых мы говорили в начале, - социальное неравенство, сужение среднего класса, олигархизация экономики и психология безответственности, часто культивируемая на рабочем месте, в той или иной степени могут решаться (или хотя бы минимизироваться) с помощью ESOP.
Самая главная проблема, конечно, - это олигархизация экономики, поскольку она порождает другие указанные проблемы. Концентрация капиталов в руках небольшой группы населения через ESOP "распыляется" на категорию мелких собственников, которые в развитых странах и являются основой среднего класса.
Поскольку ESOP является довольно гибким инструментом, он может использоваться для различных целей - от микро- и макроэкономических и социальных до общественно-политических, культурных (в смысле изменения менталитета) и, так сказать, для построения государства.
Глобальной целью ESOP для Украины может стать строительство инклюзивной экономической системы на принципе "общего дела", фундаментом которого является "совместная собственность" инвесторов/владельцев и работников предприятий.
Общее дело объединяет, и экономика, создаваемая на философии и принципах общего дела, объединяет общество также. Чувство сопричастности к общему успеху компании, в которой ты работаешь, и государства, успех которого формируют сотни или тысячи таких успешных бизнесов, является тем "клеем", который делает из населения нацию как единое целое.
Такая экономика общего дела предусматривает поиск социального компромисса между инвесторами/владельцами и работниками по распределению доходов и влиянию на бизнес, основой чего является реформирование института собственности через ESOP. Элиты и народ в такой системе становятся уже не противниками, а союзниками, которые находятся в одной лодке и преследуют одни цели - развитие собственного бизнеса, экономики и государства в целом.