С началом полномасштабной войны против Украины перед экономикой и табачной отраслью как неотъемлемой составляющей перерабатывающей промышленности встало немало вызовов. Война повлияла на снижение покупательной способности населения, а значит, сказалась и на изменении вкусов курильщиков. Увеличение разрыва в цене легальных и незаконных сигарет создает спрос на более доступные альтернативы и способствует расцвету нелегальной торговли. На начало 2023 года контрафактная пачка сигарет уже на 25–40 грн дешевле легальной продукции. Выгоды для реализации незаконных сигарет очевидны. По итогам 2022-го теневой сегмент рынка табачных изделий в Украине увеличился до уровня, близкого к 20% (максимального за всю историю наблюдений). Теневой рынок приводит к падению налоговых поступлений: безвозвратные потери бюджета уже превысили 18 млрд грн. Указанное актуализирует поиск путей противодействия нелегальному рынку табачных изделий.
При разработке налоговой политики следует учитывать опыт зарубежных стран, определить результативные меры и изучить возможность их внедрения в Украине. Для нас особо ценен опыт стран ЕС в сфере противодействия нелегальной торговле сигаретами и налаживание эффективной системы контроля над их оборотом. Логично принять во внимание практику стран Центральной и Восточной Европы, ведь эти страны сталкивались с похожими проблемами высокого уровня теневого рынка. В начале 2010-х годов доля нелегальной торговли сигаретами на уровне более 30% была зафиксирована для Латвии, Литвы, Болгарии. Даже в 2017-м в Латвии был самый высокий уровень контрафактного производства и контрабанды сигарет в ЕС, доля теневого рынка составляла 22,6% от общего объема. Это тождественно современным украинским реалиям. Но указанные европейские страны сумели снизить сверхвысокий уровень нелегального оборота табачных изделий.
Какие меры налоговой политики позволили странам Центральной и Восточной Европы достичь успеха? Их несколько:
— при резком повышении показателей нелегального оборота сигарет Болгария, Литва, Латвия, Венгрия применяли механизм замедления (приостановки) роста ставок акцизного налога на такую продукцию. Это позволило им эффективно противодействовать нелегальной торговле и увеличить бюджетные поступления от акцизного налога;
— четкое распределение функциональных полномочий между государственными органами (пограничной службой, полицией, налоговыми и таможенными органами) и их слаженное взаимодействие по противодействию нелегальному обороту подакцизных товаров;
— модернизация технического оборудования и использование специальных устройств таможенной и пограничной службами, таких как сканеры, приборы ночного видения, камеры, квадрокоптеры и т.п. Постоянное повышение навыков и формирование специализированных мобильных команд отслеживания незаконной подакцизной продукции;
— сотрудничество с европейскими институтами — Европейским офисом по борьбе с мошенничеством (OLAF), Европейской судебной сетью по уголовным делам (EUROJUST) и Europol;
— совместные операции с таможенными службами других стран ЕС, включающие обмен информацией, доступ к базам данных, анализ, административную и финансовую поддержку специально спланированных мероприятий по выявлению и противодействию контрабанде табачных изделий;
— активное взаимодействие государственных органов и производителей табачных изделий в определении и реализации мер противодействия теневому сегменту рынка подакцизной продукции. Учитывая высокие значения показателя нелегального оборота табачных изделий, эффективная коммуникация власти и бизнеса дает синергетический эффект;
— функционирование системы выявления и отслеживания табачных изделий (track and trace system), что усложняет деятельность нелегального табачного бизнеса.
Что же происходит в Украине в современных условиях?
- Возможность механизма замедления (приостановления) роста ставок акцизного налога на сигареты, доказавшего свою эффективность в ЕС, не обсуждается. Наоборот, дальнейший рост акцизов рассматривается как компенсаторная мера для внедрения налоговой реформы «10–10–10».
- На сегодняшний день не обеспечено эффективное взаимодействие институтов по противодействию нелегальному рынку табачных изделий. Есть нарекания, что меры точечные, не носят характера системности. О недостаточной эффективности работы Бюро экономической безопасности (БЭБ) и Государственной таможенной службы в сфере противодействия теневому рынку сигарет заявляют руководитель и заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Есть нарекания со стороны общественности и экспертной среды. Важно действительно наладить результативную работу этих институтов по противодействию контрафактному производству и контрабанде табачных изделий.
- Инициировано внедрение track and trace system, однако предложенный вариант существенно отличается от аналога системы, функционирующей в ЕС, что усложнит администрирование и создаст ненужные проблемы, которые в итоге придется устранять. Это касается и размера и размещения уникального идентификатора, чрезмерного объема информации электронной акцизной марки, желания отменить бумажную акцизную марку, содержащую защитные элементы, и т.п. Track and trace system должна внедряться с учетом регламентов и директив ЕС, чтобы сделать ее совместимой с европейской системой, ведь мы хотим обрести полноценное членство в ЕС.
- Рассматривается возможность обеспечить расчеты за приобретенные подакцизные товары исключительно в безналичной форме. Можно назвать это отечественным ноу-хау, вызывающим много вопросов в условиях регулярных экстренных и плановых отключений электроэнергии и плохой связи.
Возникает вопрос: каким образом эта мера поможет снизить теневой оборот алкоголя и табачных изделий? Львиная доля незаконной продукции реализуется мимо кассы в маленьких магазинах, киосках, на раскладках и т.п. Кроме того, нелегальную продукцию можно приобрести в Интернете уже по безналу. Для уменьшения доли теневого рынка табачных изделий надо прежде всего разобраться с его основными причинами, а не рассматривать меры, которые не имеют с ними ничего общего.
Даже когда рассчитываешься по безналу за электронику или ужин в ресторане, всегда ли потребителю выдают фискальный чек при наличии обязательности таких норм?
И, наконец, указанная инициатива противоречит положениям Закона Украины «О защите прав потребителей», которыми регламентирована возможность свободного выбора формы оплаты за приобретенную продукцию.
Для снижения высокого уровня теневого рынка табачных изделий Украине необходимо проводить последовательную и системную налоговую политику. Деятельность институтов (БЭБ, Госпогранслужбы, фискальных органов, полиции) должна быть скоординированной. Стоит учитывать опыт стран — членов ЕС в сфере противодействия нелегальному обороту табачных изделий, позволивший им значительно снизить долю теневого рынка и увеличить бюджетные поступления. В условиях войны для Украины это особенно актуально. На сомнительные ноу-хау у нас нет времени и возможностей, надо применять то, что работает в европейских странах уже сейчас, если мы действительно хотим интегрироваться в ЕС.
Больше статей Николая Пасичного читайте по ссылке.