UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инновационное развитие в условиях нужды: невозможное возможно

В третье тысячелетие современная цивилизация вступила в условиях довольно стремительных сдвигов, затрагивающих все аспекты жизни мирового сообщества.

Автор: Игорь Лазепка

Прежде всего это проявляется в превращении мирового производства в единую структурно-функциональную систему, задавшую новый темпоритм и новое качество развития международным экономическим и политическим отношениям. В стороне от этих процессов, получивших название глобализации, теперь не может быть ни одна страна. Поэтому каждая из них старается вписаться в этот стремительный темп общецивилизационного развития, где главным движителем изменений являются не материальные ресурсы, а совокупный интеллектуальный потенциал. Страны, которые не смогут войти в состав лидеров в ближайшее время, должны смириться с печальной судьбой аутсайдеров.

Украина сейчас стоит перед необходимостью осмысления глобальных экономических и политических трансформаций и выбора своего места в них. Для этого у нашей страны есть почти все возможности: выгодное геополитическое положение, богатые недра, плодородные земли, благоприятный климат, талантливый и трудолюбивый народ с его высокой культурой, образованностью, наукой.

Для того чтобы Украина заняла достойное место в геополитической системе XXI ст., а не оказалась на обочине мирового развития, она, не теряя времени, в нынешних сложных экономических и политических условиях, должна мобилизовать все свои силы, чтобы войти в состав наиболее развитых стран мира. Только тогда с ней будут считаться другие государства и народы. Власть Украины в этом направлении пытается что-то сделать.

Так, распоряжением правительства от 10 июля 2019 г. одобрена Стратегия развития сферы инновационной деятельности на период до 2030 г. Вроде бы правильный документ, но оптимизма он не добавляет. За годы независимости инновационному развитию Украины был посвящен целый ряд распоряжений, постановлений и законов. Но эффективными их не назовешь.

Чтобы кардинально изменить ситуацию, Украине нужен экономический прорыв, развитие "на опережение". А этого можно достичь только путем реализации инновационной модели развития. Когда же будут достижения в экономическом развитии, тогда можно будет решать и остальные проблемы: обороноспособности, здравоохранения, образования, культуры, уровней заработных плат, пенсий, стипендий, социальных пособий и т.п. Уменьшится эмиграция украинцев в более успешные страны, начнут возвращаться домой трудовые мигранты. Украина покинет позорные для себя места в разных мировых рейтингах.

Чего не хватает Стратегии развития инновационной деятельности?

В указанной Стратегии детально проанализированы экономические показатели Украины и приведено их сравнение с показателями других стран мира, а также место нашей страны в основных мировых рейтингах. Обращает на себя внимание и вызывает глубокую обеспокоенность тот факт, что среди 60 исследуемых государств Украина заняла последнее место по показателю производительности труда. Объясняется это низким уровнем применения технологий и производством товаров с низкой добавленной стоимостью. При этом справедливо отмечается, что у Украины пока есть высокий образовательный и научно-исследовательский потенциал. Также подчеркивается, что целью Стратегии является развитие национальной инновационной экосистемы, и приводятся ее структурные элементы.

Но вместе с тем сказано: "Современное украинское государство характеризуется очень ограниченной финансовой и институциональной состоятельностью". И далее в освещении проблем функционирования национальной инновационной системы в разрезе почти всех этапов инновационного цикла первой из проблем называется недостаточность финансирования. То есть нехватка финансовых ресурсов - основная причина, тормозящая инновационный процесс.

Однако довольно скупо изложен заключительный раздел этого документа "Финансовое обеспечение реализации Стратегии". Источниками финансирования мер по реализации Стратегии названы средства местных бюджетов и средства из других источников, не запрещенных законодательством. Ничего нового. Если этот документ признает ограниченную финансовую состоятельность государства, то не удивительно, что в этом разделе подчеркивается, что реализация Стратегии будет зависеть от финансовых возможностей государства. Таким образом, судьба этого документа будет такой же, как и одобренных на протяжении 2013–2018 гг. почти 40 стратегических документов отраслевого уровня, касающихся инноваций.

Возродить УБРР

Например, с целью реализации инновационной модели развития Украины нужно основать (точнее, восстановить созданный в 2004 г.) Украинский банк реконструкции и развития (УБРР) с государственной формой собственности. Он может стать одним из важнейших инструментов проведения инновационной политики.

Этот банк целесообразно создать на базе Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения, уставной капитал которого составляет 400 млн грн. Оно является правопреемником ликвидированного Государственного инновационного фонда (ГИФ), который фактически был разворован, и теперь это учреждение занимается возвращением долгов его клиентов. Подобные учреждения под разными названиями появлялись в течение почти всего времени существования украинского государства. Кстати, за средства ликвидированного ГИФ в свое время был создан УБРР.

В отличие от банков, все эти учреждения часто работают непрозрачно, в них, как правило, применяется ручное управление, за их деятельностью отсутствует надлежащий надзор, их кадровый состав оставляет желать лучшего. Например, бывшее Киевское областное отделение ГИФ возглавляли бывшие профсоюзные функционеры, а кредитный отдел - бывший повар. Подобная ситуация была во многих других отделениях.

Реорганизация Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения в УБРР позволит включить последний в состав банковской системы Украины. Он значительно расширит свою клиентскую и ресурсную базу, что будет способствовать лучшему финансово-кредитному обеспечению инновационной деятельности, за ним будет установлен государственный надзор со стороны НБУ, в том числе за кадровым обеспечением. В частности, УБРР сможет тесно сотрудничать с инвестиционными компаниями, венчурными, страховыми, пенсионными, почтовыми, благотворительными и другими фондами путем предоставления совместных кредитов, привлечения их средств на вклады и депозиты.

За основу устава УБРР можно взять устав Государственного инновационного финансово-кредитного учреждения, утвержденный постановлением Кабинета министров Украины 5 июля 2019 г.

УБРР может выполнять все операции, предусмотренные Законом Украины "О банках и банковской деятельности". Но основным направлением его деятельности будет финансирование за счет бюджетных ассигнований и кредитования государственных научных и научно-технических программ, определенных правительством Украины. Кроме этого, на основе результатов анализа новых идей и научно-практических разработок, осуществленных научно-исследовательскими институтами Национальной академии наук Украины и министерств и ведомств, отраслевыми академиями наук, Министерством образования и науки Украины, УБРР сможет самостоятельно отбирать для кредитования высокоэффективные инновационные проекты, успешно прошедшие научно-техническую экспертизу.

Ресурсная база УБРР должна состоять из его собственного капитала, привлеченных вкладов и депозитов юридических и физических лиц, межбанковских кредитов, в том числе международных, и из других источников.

С целью формирования ресурсной базы УБРР и повышения ликвидности и платежеспособности юридических лиц - субъектов хозяйствования, соблюдения принципа целевого использования принадлежащих им средств нужно обязать в законодательном порядке всех субъектов хозяйствования, независимо от формы собственности, хранить в этом банке начисленные ими согласно действующему законодательству средства резервных фондов и 50% начисленных, но не использованных амортизационных отчислений на основе принудительного займа сроком до востребования. В случае возникновения потребности в возвращении средств резервного фонда субъекту хозяйствования для целевого использования, предусмотренного действующим законодательством, они перечисляются банком на текущий счет собственника средств с разрешения государственного органа по вопросам банкротств. Амортизационные отчисления нужно возвращать субъектам хозяйствования по их обоснованной просьбе. Чтобы избежать финансового напряжения в деятельности субъектов хозяйствования, перечисление указанных средств в УБРР нужно вводить постепенно на протяжении нескольких лет.

За заимствованные средства резервных фондов и амортизационных отчислений УБРР должен платить их владельцам ежегодно проценты на уровне рыночной процентной ставки.

По оценкам разных экспертов, в нашей стране вне банков находится иностранной валюты в объеме от 50 до 120 млрд в долларовом эквиваленте. А еще значительные средства резиденты Украины держат в зарубежных странах. Чтобы использовать указанные средства на развитие экономики, погашение задолженности по внешнему долгу, избавление от давления со стороны некоторых иностранных и международных кредиторов, укрепление обороноспособности, в Украине нужно принять закон, который бы обязывал всех юридических и физических лиц хранить иностранную валюту в государственных банках под государственную гарантию их возвращения. Если удастся таким образом мобилизовать даже 5% иностранной валюты, то это превысит размер долгожданных траншей МВФ. Эти средства станут существенным денежным обеспечением реализации инновационной модели развития Украины.

***

Безусловно, проблем в стране много, и ими всеми нужно заниматься. Но, если учесть финансовые возможности Украины, то недопустимо распылять ресурсы. Необходимо на государственном уровне отобрать уже существующие научно-технические разработки, реализация которых поможет удовлетворить неотложные потребности страны со значительным экономическим эффектом, ранжировать их внедрение во времени и применить политику концентрации ресурсов для реализации наиболее важных проектов. При этом нужно учитывать потребность в ресурсах на сопутствующие, сопредельные и дополнительные затраты, необходимые для реализации проекта.

На современном этапе развития нашего государства значительным, хотя и не единственным, тормозом в развитии ее экономики и обеспечении достойного уровня жизни ее общества является нехватка финансового капитала, неэффективное, а часто преступное его использование, неразвитость финансово-кредитного механизма. Именно это сдерживает воплощение в жизнь инновационной модели развития страны. Все это вызывает общее недовольство людей экономическими трудностями, которое прежде всего экстраполируется на сферу государственно-политического устройства страны, дает повод одним ставить под сомнение дееспособность Украины как государства, а другим - видеть причину всех наших бед в государственной независимости. Решение проблем финансового обеспечения воплощения инноваций позволит Украине по меньшей мере занять соответствующее ее потенциалу место среди государств мира и активно развиваться, улучшая свои позиции в будущем.