UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инфляция в Украине: промежуточные итоги накануне осени

Несмотря на положительную тенденцию торможения инфляции, сегодня и правительство, и Нацбанк долж...

Авторы: Игорь Бураковский, Вероника Мовчан

Тема инфляции в этом году традиционно находится в центре внимания общества, политиков и экспертов. К сожалению, оценки ее причин, факторов и динамики в большинстве случаев носят заполитизированный характер. А поэтому сегодня очень важно непредвзято оценить антиинфляционную политику страны в течение семи месяцев и адекватно определить проблемы, которые придется решать до конца 2008 года.

Что имеем сегодня

Как и ожидалось, в июле в Украине наблюдалось дальнейшее уменьшение потребительской инфляции, которая в годовом измерении снизилась до 26,8% по сравнению с пиком в 31,1%, зафиксированным в мае. Более того, произошло снижение уровня по сравнению с предыдущим месяцем на 0,5% (июль к июню), что объясняется падением цен прежде всего на фрукты и овощи благодаря хорошему урожаю.

Кроме сезонного снижения цен на продовольственные товары, стоит отметить так­же уменьшение базовой инфляции, продолжающееся уже несколько месяцев и не связанное с сезонными колебаниями цен на продовольственные товары и пересмотром административно-регулированных тарифов. Это означает, что в стране происходит хоть и достаточно медленное, но торможение глубинных инфляционных процессов.

В этом важную роль сыграла прежде всего сдерживающая политика Национального банка, в том числе отказ от жесткой привязки валютного курса и, как следствие, ревальвация гривни относительно доллара США. Следует также отметить активные действия НБУ в направлении усиления регулирования кредитного рынка и снижения ликвидности. Это привело к росту процентных ставок по кредитам для домохозяйств и несколько затормозило темпы прироста кредитов и, соответст­венно, несколько ограничило потенциальный внутренний спрос.

Несомненно, большим позитивом является довольно активное сотрудничество между правительством и НБУ, которое нужно и в дальнейшем развивать, особенно в контексте будущего перехода к инфляционному таргетированию. Совместный план антиинфляционных мер, несмотря на все его очевидные недостатки, стал первым в Украине «межведомственным» политическим документом, в котором исполнительная власть и НБУ не только открыто признали угрозу макроэкономической стабильности, но и согласовали свои дейст­вия по ее преодолению.

Необходимо также отметить действия правительства, направленные на борьбу с инф­ляцией, в частности товарные интервенции, попытки повлиять на монополизированные рынки путем договоренностей с производителями и регулирования уровня торговой надбавки и т. п. Эти действия дали определенный положительный эффект, хотя само правительство понимает, что они недостаточные и во многом носят вынужденный характер. Ради справедливости следует отметить, что правительство работало в условиях беспрецедентного политического противодействия со стороны оппозиции, фактического паралича коалиции и жесткого давления со стороны президента.

Приходится в очередной раз констатировать: к сожалению, экономической политике традиционно не хватало последовательности. Так, в частности, Национальный банк в течение последних месяцев возобновил активные интервенции на валютном рынке, что привело к увеличению предложения денег и, соответственно, ослабило давление на процентные ставки.

Что будет дальше

Несмотря на положительную тенденцию торможения инфляции, сегодня и правительство, и Нацбанк должны понимать: основная работа по борьбе с инфляцией еще впереди, поскольку инфляционный потенциал остается очень высоким. Поэтому важно, чтобы исполнительная и монетарная власти объективно оценивали эффективность принятых мер и понимали, что фундаментальные факторы инфляции и угрозы макроэкономической стабильности остаются.

Так, увеличивается разрыв между темпами роста потребления домохозяйств (в первом квартале 2008 года зафиксирован новый рекорд увеличения реального конечного потребления домохозяйств — 22,0% в измерении год к году) и темпами роста производительности экономики. А решить эту фундаментальную проблему можно только путем сложных институциональных и структурных реформ (в том числе в сфере социальной защиты населения). Поэтому несмотря на все известные политические и прочие проблемы, правительству давно пора как минимум обнародовать конкретные предложения относительно приоритетных реформ и внести соответствующие законопроекты в Верховную Раду.

Промедление с этими шагами играет против правительства. В связи с этим отметим, что именно нереформированность сельского хозяйства Украины и некоторых смежных секторов не позволяет аграриям эффективно воспользоваться высокими мировыми ценами на продовольственные товары.

Понятно, что Украине не избежать повышения целого ряда регулированных тарифов осенью, что повлияет на инфляционную динамику в конце 2008-го — начале 2009 года.

Если раньше цена на нефть стремительно росла, а это объективно усиливало инфляционные процессы в Украине, то сейчас цена на нефть довольно резко упала, что приведет к некоторому снижению цен на топливо и горюче-смазочные материалы. Но такая тенденция может резко измениться на противоположную со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Свой вклад в увеличение расходов производителей (и, соответственно, инфляцию предложения) и в дальнейший будет вносить рынок труда. Дефицит квалифицированных специалистов многих специальностей, от которого так или иначе страдает значительное количество предприятий Украины, приводит к увеличению расходов на рабочую силу по экономике в целом.

По нашему мнению, торможение спроса будет происходить медленно, а поэтому до конца года вряд ли существенно уменьшится потребительское давление на рынок. При этом импортеры пока не спешат радикально снижать цены и/или увеличивать поставки товаров на рынок, пользуясь высоким спросом, снижением импортных пошлин вследствие вступления Украины в ВТО и т.п.

Более того, в результате падения фондового рынка, торможения цен на рынке жилья, отрицательных процентных ставок по депозитам и девальвации доллара США существенно снизились и без того незначительные возможности физических лиц делать сбережения, которые позволили бы сохранить стоимость денег. Соответственно, как и в начале 90-х годов прошлого века, домохозяйства прибегли к покупке товаров (прежде всего долгосрочного пользования) как средству максимизации полезности денег.

Инфляционным риском традиционно остается бюджетный процесс. Поэтому еще раз подчеркнем: внесение изменений в бюджет-2008 и разработка нового бюджета на 2009 год должны исходить из необходимости борьбы с инфляцией как первоочередного приоритета экономической политики, который не может быть предметом политиканства.