В марте индекс потребительских цен (ИПЦ) против февраля дал очень высокий прирост в 3,8%. А в целом за три первые месяца к декабрю прошлого года — на 9,7%, намного превысив недавние самые пессимистические ожидания и уже в марте выйдя на заложенный правительственный годовой прогноз в 9,6—9,8%.
Тут не мешало бы поразмыслить о профессионализме обоснования и подготовки этого показателя. Вообще-то наши годовые правительственные прогнозы не перенасыщены цифрами. В них всего два ключевых показателя — ВВП и ИПЦ. Но применительно к ИПЦ, прогнозируемая величина которого определяется в Минэкономики, валить всю вину на разработчиков было бы, наверное, несправедливо. Нужно понимать их зависимость от радужных правительственных обещаний. Существенное занижение прогнозов ИПЦ закладывалось изначально.
Грустные итоги
Если попробовать продолжить рассмотрение анатомии инфляции, начатое в №7 «ЗН» за нынешний год, то общий инфляционный рост за квартал на четыре пятых обусловлен стремительным подорожанием продуктов питания. Только в марте цены на них выросли на 5,6%, а за три месяца — на 14,4%, или ровно на одну седьмую.
В марте против февраля по 16 продуктам питания цены возросли более чем на 10,0%. Наибольшее увеличение — по бананам (на 47,4%). На 14,9% подорожала свинина: на рынках Киева килограмм стоит уже 40 и более гривен, в супермаркетах — еще дороже. На 11,6% приросли цены на мясо птицы, еще на 10,6% подорожало растительное масло и на 13,4% — сало. На 16,7% увеличились цены на фрукты, еще на 10,5% прибавила в цене капуста...
А по шести пищевым продуктам цены в марте снизились, что в основном обусловлено обычными сезонными ценовыми колебаниями. Так, на 13,2% подешевели тепличные огурцы и на 8,8% — помидоры, на 5,8% упали цены на яйца, на 0,4% — на живую и охлажденную рыбу и молоко и на 0,3% — на сметану.
Более детально изменение индекса потребительских цен за март, первый квартал этого года и последние шесть месяцев (октябрь 2007-го — март 2008-го) представлено в таблице. Помимо продуктов питания, в ней приведены группы товаров, по которым рост цен был очень незначителен (одежда и обувь, бытовая техника) или цены даже чуть-чуть снизились (связь). Но в целом картина малоприятная.
Особенно уповать на общее снижение цен, включая большинство продуктов питания, по крайней мере, до лета, к сожалению, не приходится. И прогнозы годового увеличения ИПЦ по Украине Всемирного банка и МВФ, которые сейчас примерно вдвое превышают правительственные цифры, представляются скорее оптимистичными. Не исключено, что годовая инфляция может превысить и 20-процентный рубеж.
На фоне других стран
Во многих комментариях, объясняющих причины очень высокой нынешней инфляции в Украине, на первое место выдвигается увеличение цен на продовольствие в мире. Действительно, цены на него, по данным мартовского издания МВФ «International Financial Statistics», в январе 2008-го на 38,3% превысили среднегодовой уровень цен 2006-го. А Всемирный банк сообщает, что за февраль мировые цены на сельскохозяйственные товары увеличились еще на 8,5%. Особенно поднялись цены на зерновые культуры.
Влияние мирового роста цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары на продовольственный компонент ИПЦ в Украине проявляется двояко — прямо и косвенно.
Прямое, непосредственное влияние — это рост цен на импортируемые продукты питания. Из 113 продуктов (без алкогольных напитков), в ИПЦ резко выросли цены только на импортируемых продукта: рис (на 34,4% за квартал), цитрусовые — (на 22,1) и особенно на бананы (почти в полтора раза, на 55,4%). В продовольственной части ИПЦ их доля относительно невелика — 3,3%, а квартальный прирост цен по ним довольно высок — 35,5%.
Рост цен на бананы в Украине обусловлен действительным значительным увеличением мировых цен на них — с 1068 долл. за тонну по импорту в страны Евросоюза в октябре—декабре 2007-го до 1451 долл. за тонну в феврале с.г. Цитрусовые, в общем, тоже не являются продуктом первой необходимости. А вот рис, являющийся более необходимым пищевым продуктом, заменить другими крупами будет сложновато. Его цена примерно соответствует цене гречки, а цены на другие, менее потребляемые крупы, в частности, на пшено, также увеличились за первый квартал на 18,8%.
Более ощутимо на рост продовольственного компонента ИПЦ влияет увеличение цен на отечественные пищевые продукты, которые не импортируются, а наоборот, являются потенциальными экспортными товарами. Если их мировые цены выше внутренних, то, естественно, производители и особенно оптовики будут всячески стремиться повышать последние. В наибольшей степени это относится к ценам на подсолнечное масло. За последний квартал цены на него, несмотря на все усилия, в том числе и Антимонопольного комитета Украины, выросли еще на 26,7% (это — помимо их роста за второе полугодие прошлого года в ИПЦ на 64,0%) и в марте были в 2,08 раза выше, чем в июне прошлого года.
По данным МВФ, импортные цены на подсолнечное масло в портах стран Евросоюза на протяжении всего прошлого года и января нынешнего были стабильными и равнялись 673 долл. за тонну. Более того, ранее они были значительно выше — 1144 долл. в 2005-м и 713 долл. в 2006-м.
Следует также понимать, что более быстрый рост цен на продукты питания совершенно по-разному проявляется в Украине и других странах мира. В мире обеспокоены ростом инфляции. Действительно, в целом по миру ИПЦ, определяемый МФВ, в последнее время заметно повышался. Если в 2006 году в целом по миру он вырос в среднегодовом (а не декабрьском, как это принято в Украине) исчислении на 3,52% по сравнению с предыдущим годом, то в 2007-м этот показатель повысился до 3,83%, в том числе в четвертом квартале — на 4,68, а в январе 2008-го — на 5,44%. Нам бы такие завидные цифры инфляции...
По развитым странам прирост ИПЦ составил 2,21%. В США этот индекс в 2007 году дал увеличение против прошлого года на 2,85%, в Японии — только на 0,06%, в целом по еврозоне — на 2,14%. А в развивающихся странах он был в 2,7 раза выше, чем в развитых — 5,76%.
В основном увеличение ИПЦ во всех странах мира было обусловлено ростом цен на продукты питания и бензин. Но для населения большинства развитых стран подорожание продуктов не было сколько-нибудь ощутимо. По сопоставимым данным 2004—2005 годов, расходы на продтовары (без алкогольных, табачных изделий и питания вне дома) колеблются в пределах 10—13%: Австрия — 11,2, Дания — 11,5, Франция — 13,9, ФРГ — 11,4, Италия и Испания — 15,0, Швеция — 12,4%. А в некоторых европейских странах и США они еще ниже (США — 7,0, Великобритания — 8,7%). Даже в новых членах Евросоюза они значительно ниже, чем в Украине: Чехия — 17,9, Венгрия — 18,1, Польша — 19,4, Латвия — 21,9, Литва — 28,8, Эстония — 22,2%.
В Украине же расходы на продтовары составляли в 2006 году 39,7% всех потребительских расходов домохозяйств. Справедливости ради следует отметить, что в последние годы доля расходов на питание сокращалась (2001-й — 49,1%, 2003-й — 42,7, 2005-й — 39,2%). Но таких высоких показателей, как у нас, нет даже в большинстве развивающихся стран.
Правда, по многим из них национальная статистика не имеет возможности разработки таких данных. Но по странам, где они рассчитываются, показателем ниже украинского могут похвастаться Индия — 39,0, Никарагуа — 37,3, Шри-Ланка — 36,0, Венесуэла — 29,0, Малайзия — 27,8, Таиланд — 26,7, Мексика — 24,8%. Большую долю расходы на питание занимают на Филиппинах — 46,8, в Кении — 45,8 и Намибии — 41,7%.
Понятно, что при душевом ВВП (по паритетным соотношениям цен), которое в США, странах Евросоюза во много раз выше, чем в Украине, сама инфляция и ее продовольственный компонент воспринимаются не столь болезненно. А в Украине, как уже не раз отмечало «ЗН», повышение цен на продукты питания наиболее остро затронет группы населения с низкими доходами. Но этот аспект по-прежнему должным образом не воспринимается властью.