UA / RU
Поддержать ZN.ua

Государственная помощь по-европейски

Мечты о членстве в ЕС должны подкрепляться работающими правилами государственной помощи

Автор: Елена Гадомская

Правительство и Антимонопольный комитет рассказали, каким должен быть механизм усовершенствования системы контроля государственной помощи в Украине в ближайшие годы, и прописали это в новом плане выполнения нашей страной обязательств в соответствии с Соглашением об ассоциации с Евросоюзом.

Новости об активизации получения Украиной статуса кандидата в члены Евросоюза на днях дополнила информация о том, что Кабинет министров и Антимонопольный комитет написали новый план, согласно которому наша страна будет идти в Евросоюз, по крайней мере в направлении построения системы контроля над государственной помощью.

С августа 2017 года Антимонопольный комитет как уполномоченный орган по вопросам государственной помощи строит систему контроля государственной помощи в Украине по образцу Европейского Союза и для выполнения нашей страной договоренностей в соответствии с Соглашением об ассоциации.

Суть такого контроля состоит в том, что Антимонопольный комитет оценивает риски нанесения вреда конкуренции, которые могут возникнуть из-за того, что государство поддерживает отдельные компании, например, бюджетными дотациями, субсидиями, гарантиями, разными льготами и т.п. Комитет следит, чтобы вмешательство государства в экономику было минимальным и только в сферах, где рынок сам не справляется. Все это для того, чтобы компании могли работать в более или менее равных конкурентных условиях и получать прибыли от бизнеса за счет собственных усилий, а не стараниями государства.

Почти во всех случаях проекты актов органов власти, по которым планируется передача государственных ресурсов, должны пройти через фильтр Антимонопольного комитета по установленной законом процедуре. По результатам оценки таких актов, комитет разрешает или запрещает бюджетные затраты или потери.

Речь идет о правилах предоставления органами власти каким-либо компаниям бюджетных средств, гарантий, налоговых льгот, различных субсидий, компенсаций затрат за те же государственные средства, в целом — о передаче или потере бюджетов всех уровней в какой-либо форме. Если кратко, то государство в лице его органов власти должно предоставлять компаниям государственный ресурс в минимально нужном размере только на определенные затраты, для достижения конкретных целей и т.п. Все это для того, чтобы здоровая конкуренция между бизнесом процветала, и государственное вмешательство в экономику не нарушало ее баланса. АМКУ является неким фильтром, который должен это гарантировать государству. До подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и принятия закона о государственной помощи в Украине действовал совсем простой режим контроля, но после его принятия Антимонопольный комитет запустил систему мониторинга и контроля предоставления государственной помощи. Впрочем, недавно Верховная Рада остановила антимонопольный контроль над предоставлением государством бюджетных ресурсов компаниям, а всю государственную помощь, предоставляемую во время действия военного положения и в течение года после его отмены, назвала разрешенной.

Соглашение об ассоциации имеет переходной период для Украины, в рамках которого необходимо написать законодательство в сфере контроля государственной помощи, создать реестр с полной информацией о новых и имеющихся схемах бюджетных расходов в поддержку компаний, а все существующие «неправильные» программы государственной помощи привести к европейским правилам предоставления помощи до конца 2022 года. Часть глобального плана, написанного еще в 2013 году, уже выполнили, а вторая часть ожидает внедрения согласно новому плану правительства и комитета.

По плану, комитет попытается максимально закрыть пробелы в законодательстве в сфере государственной помощи до конца 2025 года. То есть это означает, что появятся новые проекты постановлений правительства по оценке допустимости отдельных категорий государственной помощи. Здесь может идти речь об отраслевой и горизонтальной государственной помощи, например, помощь перевозчикам, банкам, почтовые услуги и т.п. Напомню, что у нас уже есть правила в отдельных сферах, такие как критерии оценки допустимости государственной помощи на осуществление научных исследований, охрану окружающей природной среды, восстановление платежеспособности и реструктуризацию, развитие регионов, для поддержки малого и среднего предпринимательства, культуры, аэропортов и т.д.

Читайте также: Больше всего украинский бизнес ожидает от власти налоговых каникул - исследование

План предусматривает, что комитет продолжит следить за тем, как органы власти выполняют уже принятые ими решения о недопустимой (вредной) для конкуренции помощи и меняют существующие программы поддержки согласно правилам государственной помощи.

Заинтересованные министерства, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (по согласию), Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации (по согласию), Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации постоянно будут подавать в комитет сообщения о новых проектах программ государственной поддержки, как в целом требует процедура, но с учетом военного положения в стране.

Все указанные органы власти на протяжении одного месяца после прекращения или отмены военного положения должны показать комитету действующие акты (программы государственной поддержки), существовавшие до запуска системы контроля и мониторинга государственной помощи — 2 августа 2017 года.

Также после прекращения или отмены военного положения будет восстановлен отчет власти о предоставленной государственной помощи, относительно которой уполномоченный орган утвердил решение о допустимости такой помощи для конкуренции и срок которой еще не закончился, а также о незначительной помощи для компаний — до 1 апреля ежегодно.

Антимонопольный комитет продолжит собирать воедино всю информацию о государственной помощи в стране в реестре государственной помощи, размещенном на сайте комитета, и будет публиковать отчет о государственной помощи. Госслужащие постоянно будут учиться новому в этой сфере, а электронный документооборот между комитетом и органами власти планируется усовершенствовать к 2024 году.

С новым планом у Антимонопольного комитета откроется второе дыхание для поэтапной работы в сфере мониторинга и контроля государственной помощи и в целом выполнения Украиной обязательств согласно Соглашению об ассоциации с Евросоюзом.

Сотрудничество органов власти, предоставляющих бюджетные ресурсы, с комитетом по построению системы мониторинга и контроля государственной помощи должно обеспечить положительное восприятие Украины в глазах европейского сообщества и, вероятно, увеличит шансы на ее членство в союзе европейских государств.

Больше статей Елены Гадомской читайте по ссылке.