UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грузия vs Ирландия: какого опыта не хватает Украине?

За январь 2014-го - апрель 2015-го отток иностранных инвестиций из нашей страны составил более 16 млрд долл. США. Это практически все то, что она получила за 2011–2013 гг. Поэтому на помощь Украине призвали ряд иностранных специалистов в надежде на их опыт и знания в проведении реформ, которые, по идее, должны улучшить инвестиционный климат и привлечь иностранных инвесторов в страну.

Автор: Андрей Гайдуцкий

Проблема с притоком иностранного капитала остается ключевой для Украины.

За январь 2014-го - апрель 2015-го отток иностранных инвестиций из нашей страны составил более 16 млрд долл. США. Это практически все то, что она получила за 2011–2013 гг. Поэтому на помощь Украине призвали ряд иностранных специалистов в надежде на их опыт и знания в проведении реформ, которые, по идее, должны улучшить инвестиционный климат и привлечь иностранных инвесторов в страну.

Первыми согласились помочь Украине грузинские реформаторы. Им действительно можно отдать должное - за довольно короткий промежуток времени по многим важным показателям Грузии удалось подняться и обойти даже некоторые развитые страны. Идеально Грузию сравнить Ирландией, которая в конце 1990-х тоже удивила весь мир стремительным ростом своей экономики. Эти страны равны по населению и территории, но по ряду индикаторов инвестиционного климата Грузия уже существенно опережает Ирландию.

Инвестиционные парадоксы

Казалось бы, Грузия - рай для иностранных инвесторов, легкости регистрации бизнеса и собственности. По некоторым показателям ей могут позавидовать даже французы, немцы, американцы. И вроде бы здесь должны запускаться новые стартапы, инвестировать транснациональные корпорации, а также корпорации из стран СНГ с авторитарными режимами (в первую очередь, из России, Казахстана, Азербайджана). Однако Грузия практически не получает иностранных инвестиций. По сравнению с Ирландией инвестиционная привлекательность (способность привлекать инвестиции) Грузии остается на крайне низком уровне. В то же время Ирландия с начала 2000-х стабильно привлекает от 30 до 50 млрд долл. инвестиций в год. За этот период иностранные инвестиции в Грузию лишь пять раз превышали 1 млрд долл. и ни разу не достигали 2 млрд. Выходит, что для улучшения инвестиционного климата стране подойдут одни специалисты, а для реального привлечения иностранного капитала нужны совсем другие эксперты.

ZN.UA уже писало, что рынок иностранных инвестиций очень узок, 80% всех инвестиций поступает лишь в 20 стран мира. Даже многие развитые страны с рейтингом "A-AAA" практически не получают инвестиций. Например, в Финляндию за 2008–2013 гг. в среднем за год поступало всего
2 млрд долл. инвестиций, в Новую Зеландию - 1,2 млрд, в страны Балтии - около 1 млрд. Следовательно, высокие показатели характеристики инвестиционного климата - это еще не гарантия притока больших объемов капитала. То есть можно долго биться об стенку, но так и не дождаться иностранных инвестиций.

Поэтому большинство стран Азии отказалось от агрессивной, а иногда и очень затратной политики привлечения иностранных инвесторов и переключилось на более продуктивное стимулирование притока переводов и инвестиций мигрантов. И все это из-за гегемонии Китая (с Гонконгом) и Сингапура, которые перетягивают на себя все "одеяло" иностранных инвестиций.

В 2013 г. эти две страны получили 63% всех инвестиций в Азиатский регион. С 2008-го их доля увеличилась почти на 20%. К сожалению, в Европе концентрация иностранных инвестиций еще больше: в 2013 г. на шесть стран - Великобританию, Германию, Ирландию, Люксембург, Испанию, Россию - пришлось более 70% этих средств.

Из-за сложной ситуации с оттоком капитала у нас уже нет времени на улучшение инвестиционного климата в надежде на последующий приток иностранных инвестиций. Уже сейчас нам необходим стремительный и масштабный приток денежных ресурсов.

В этом ключе интересным является изучение опыта именно Ирландии. Какие подходы и механизмы использовала страна в конце 1990-х годов для стремительного увеличения объемов иностранного капитала?

Ирландский опыт 1990–2000-х годов

Предпосылками к созданию инвестиционной привлекательности Ирландии послужили две группы факторов: демографические и экономические. Демографические факторы включали высокую рождаемость, а также значительную эмиграцию, особенно молодежи, впредь до середины 1990-х годов. Среди экономических факторов следует выделить следующие:

- высокую внутреннюю открытость для иностранного капитала (еще в 1958 г. был либерализован закон о контроле над производителями);

- низкую ставку налога на прибыль и ее распространение на иностранные компании;

- низкую эффективную ставку подоходного налога на доходы физических лиц;

- учреждение систем региональных технических колледжей и подготовку высококлассных специалистов-технарей;

- реструктуризацию телекоммуникационного сектора.

Удивительно, но многие экономисты не считают вступление Ирландии в Европейский Союз в 1973 г. фактором, который мотивировал инвесторов прийти в страну. Действительно, по данным Всемирного банка, за 1973–1997 гг. (то есть за 25 лет членства в ЕС!) Ирландия практически не получила иностранных инвестиций - за это время поступило всего 15 млрд долл. (менее
1 млрд в год). За следующие 15 лет (1998–2014) - около 500 млрд долл. Этот статистический факт нужно взять на заметку и Украине - к сожалению, вступление в ЕС, как и тот же инвестиционный климат, не гарантируют быстрого притока иностранных инвестиций.

Что стало переломным моментом в середине 1990-х годов в инвестиционной политике Ирландии? На что страна обратила внимание, чтобы "монетизировать" свой инвестиционный климат?

По мнению экспертов The Ireland Funds, международного фонда по популяризации Ирландии в мире, привлекательность страны для иностранных инвесторов базировалась не на низких налогах, а на знаниях, инновациях и связях, а также умении это правильно донести до потенциальных инвесторов. Эти черты экономики Ирландии впервые были привиты ей ирландской диаспорой, которая дала старт успешному и долгосрочному притоку капитала в страну.

Ведь до середины 1990-х иностранцы практически не доверяли Ирландии. Страна считалась беднейшей в Западной Европе с активными действиями террористической группировки ИРА, часто меняющимися правительствами, высокой безработицей. Поэтому создания комфортного инвестиционного климата оказалось недостаточно - необходимо было правильно донести эту информацию всему миру. И власти посчитали, что лучшим проводником информации об инвестиционных возможностях страны может стать значительная ирландская диаспора. Только в США проживает около 34 млн человек с ирландскими корнями, еще почти 6 млн - в Великобритании, почти 4 млн - в Канаде, 2 млн - в Австралии, 1 млн - в странах Латинской Америки. В целом в разных источниках фигурирует цифра от 50 до 70 млн чел. ирландского происхождения.

В отличие от многих стран, которые делают ставку на привлечение денежных переводов мигрантов, власти Ирландии сделали ставку сначала на привлечение самих мигрантов и диаспоры. Они надеялись, что ирландцы позовут за собой своих коллег, партнеров, соинвесторов. И в результате и переводы, и инвестиции хлынут в страну потоком. Поэтому Ирландия начала искать выходы на ирландцев за границей, уделив им особое внимание в США. По подсчетам властей, 45% руководителей разных уровней в компаниях из рейтинга Fortune 500 имели ирландские корни и происхождение. А многие американские компании были основаны в городах с сильной ирландской диаспорой (Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия). Их топ-менеджеры часто имели ирландские корни. Инвестиции таких компаний из США могли бы стать символическим возвращением на родину.

Для привлечения диаспоры власти использовали два ранее созданных госагентства: Агентство развития промышленности (IDA) и Enterprise Ireland (EI). Их представители, всего около 300–400 человек, были откомандированы в ключевые страны для презентации преимуществ инвестиционного климата Ирландии, а также для поиска и привлечения средств мигрантов и диаспоры в страну. Для этого IDA открыло около 14 офисов в странах плотной концентрации ирландцев, в городах, где они работали менеджерами и топ-менеджерами в крупных компаниях или были их владельцами. EI больше работало с частными предпринимателями за границей, а также налаживало связи с бизнес-ассоциациями ирландцев за границей.

Больше всего внимания уделялось IT-сектору, ведь в Ирландии было большое количество специалистов - выпускников ІТ-вузов. Один из лучших примеров работы EI в этом направлении - сотрудничество с ирландскими IT-ассоциациями, благодаря которым в начале 2000-х в страну пришли Microsoft, Dell и Intel, а в конце 2000-х - Google и Facebook. К середине 2000-х самые масштабные инвестиции поступали как раз в IT-сектор. Считается, что диаспора тут сыграла ключевую роль - около 75% всех IT-компаний, работающих в Ирландии, были созданы представителями ирландской диаспоры, которые вернулись в страну после многих лет работы за границей в основном в крупных транснациональных корпорациях. Из них почти 20% также учились за границей.

Важную роль в привлечении диаспоры в Ирландию сыграли филантропические фонды. Многие из тех, кто относил себя к ирландской диаспоре, впервые начинали знакомиться с Ирландией именно благодаря филантропам. Потом у них возникал интерес посетить страну или поучаствовать в каких-то проектах (торговля, венчурное инвестирование, образование, культура). И только после этого они начинали интересоваться серьезными проектами по своему профилю на родине своих предков. Считается, что в привлечении инвесторов в Ирландию важную роль сыграли три филантропических фонда: The Ireland Funds, International Fund for Ireland и Atlantic Philanthropies. К середине 2000-х годов они совместно аккумулировали и направили на проекты популяризации Ирландии около
2 млрд евро. Например, The Ireland Funds ежегодно проводит более 100 мероприятий в 12 странах мира, направленных на популяризацию Ирландии за границей среди ирландской диаспоры, которые посещает около 40 тыс. чел. в год.

Понимая, что легче и быстрее достучаться до своей диаспоры через Интернет, властями и неправительственными организациями также создано несколько интернет-ресурсов, подписчиками которых является почти миллион членов диаспоры (migrationproject.ie; in-gb.co.uk; ean.ie; emigrant.ie; irishabroad.com; europeanirish.com).

В целом стоит отметить, что к середине 2000-х при поддержке правительства и филантропов в Ирландии функционировало около 50 государственных и неправительственных организаций по работе с мигрантами. То есть была создана целая экосистема, которая занимается проблемами мигрантов по восьми направлениям:

- административная поддержка;

- налаживание связей с родной страной;

- экстренная финансовая помощь;

- социально-культурный и туристический обмен;

- филантропия и развитие;

- развитие бизнес-проектов;

- программы возвращения мигрантов;

- программы целевой помощи.

Таким образом, роль мигрантов и диаспоры в привлечении иностранного капитала оказалась ключевой. Считается, что основной объем инвестиций от иностранных компаний, в которых работали ирландцы, поступал вплоть до 2003 г. После этого уже как бы по накатанной дорожке начали поступать инвестиции от корпораций, в основном не связанных с ирландской диаспорой. Также интересно отметить, что если за 1994–2003 гг. годовое количество прибывших иммигрантов выросло примерно вдвое (с 25 тыс. до 55 тыс. чел.), то иностранные инвестиции в расчете на одного новоприбывшего иммигранта - в десять раз (с 30 тыс. до 390 тыс. долл.).

Не останавливаться на достигнутом

Казалось бы, Ирландия уже получает около 30–50 млрд долл. иностранных инвестиций в год. Зачем продолжать активную политику привлечения ирландской диаспоры на родину? Но ирландцы понимают, что с каждым десятилетием конкуренция на мировом рынке за инвестиции только обостряется. Китай и Сингапур, с одной стороны, США и Канада - с другой, соседние Великобритания и Германия - с третьей, каждый из них достает свои козыри для привлечения иностранного инвестора. Чтобы оставаться привлекательным на рынке капитала, нужно постоянно запускать новые мотивационные программы, а эмоциональная составляющая - связь с диаспорой - позволяет еще результативнее выступать на глобальной арене каптала.

Власти Ирландии действительно считают свою диаспору важной составляющей успеха страны и главным орудием в борьбе с вышеперечисленными странами за инвестора. Ведь последние оценки показывают, что более 60% ирландской диаспоры имеют высшее образование и познания в точных науках. В связи с этим в 2003–2015 гг. власти запустили новый виток инициатив по сотрудничеству с диаспорой. В 2003 г. начата программа поддержки ирландских эмигрантов Emigrant Support Program (ESP), в 2004 г. при МЗС Ирландии был создан Департамент ирландцев за границей, который курирует ESP. За 2005–2014 гг. по этой программе потрачено почти 130 млн евро на поддержку связей и для развития почти 500 ассоциаций ирландской диаспоры в более чем 30 странах. На протяжении следующих нескольких лет были также запущены программы по отдельным направлениям:

- Culture Ireland - для развития культурных отношений;

- The Aisling Return - развитие туризма;

- Safe Home - для возвращения мигрантов-пенсионеров (позволяет получить компенсацию до 25% от стоимости приобретаемого в Ирландии жилья);

- Global Irish Media Fund - поддержка СМИ, журналистов, освещающих успешные кейсы об ирландской диаспоре в прессе.

Ряд других инициатив общественности и властей также касаются мобилизации человеческих и финансовых ресурсов ирландской диаспоры:

- Международный центр ирландской диаспоры - обучение и поиск связей в культурной, научной и технической сферах;

- NGen Ireland - платформа для общения и привлечения в Ирландию молодого поколения ирландской диаспоры в возрасте 22–33 лет (около
10 млн чел.);

- ConnectIreland - инициатива правительства по увеличению занятости населения за счет иностранных инвесторов. При этом создан фонд финансовой благодарности коннекторам (посредникам) - людям, которые приведут иностранные компании в Ирландию. Каждый такой коннектор получит 1500 евро за каждое рабочее место, созданное на территории Ирландии в течение двух лет работы инвестора. Инициаторы этой программы уверены, что финансовый стимул - лучшая возможность заинтересовать ирландскую диаспору привлекать иностранные инвестиции в страну.

Кроме этого, в 2011 г. утверждена Президентская премия благодарности. Президент Ирландии вручает ее десяти выходцам из Ирландии (в пяти номинациях) за вклад в развитие своей родины. Еще одну программу с 2013 г. запускает Enterprise Ireland - собирает 500 млн евро на создание венчурного фонда "Инновационный фонд - Ирландия", который будет поддерживать проекты малого и среднего бизнеса в сфере инноваций и технологий. Параллельно запущены проекты "Инновационный остров" и "Умная экономика", в участии в которых Ирландия тоже надеется на диаспору.

С целью четкого определения масштабов, потенциала и возможностей своих мигрантов, а также по многочисленным просьбам самой диаспоры правительство Ирландии в 2014 г. создало Министерство по делам ирландской диаспоры. В марте 2015 г. под его эгидой опубликовали дорожную карту о политике в отношении ирландской диаспоры Global Irish: Ireland's Diaspora Policy. Данный документ определяет основные сферы деятельности властей в отношении мигрантов и диаспоры.

Таким образом, Ирландия доказала всему миру, что на диаспору можно опереться в вопросе развития национальной экономики и привлечения иностранного капитала. Исходя из данного опыта, можно сделать ряд выводов, полезных для Украины, которая также имеет значительную диаспору (15–
20 млн чел.) в достаточно развитых странах мира.

Во-первых, мигранты и диаспора - это лучшие в мире проводники (посредники) по привлечению финансового и интеллектуального капитала в страну. Во-вторых, диаспора представляет собой первопроходцев в страну, и они могут сыграть роль катализатора для привлечения капитала уже "по-настоящему" иностранного происхождения. В-третьих, эмоциональные связи со своей родной страной, чувство определенного долга могут мотивировать членов диаспоры инвестировать средства даже в случае нестабильного инвестиционного климата. В-четвертых, члены диаспоры могут воодушевлять иностранных инвесторов вкладывать в свои страны путем предоставления им информации о стране, условиях работы. Помогать инвестировать средства путем проведения переговоров с покупателями, подрядчиками, партнерами, органами власти, кредиторами и другими организациями в инвестируемой стране. В-пятых, через внедрение мотивационных программ и проектов страны могут регулировать и контролировать так называемую утечку мозгов (brain drain) и превращать ее в "циркуляцию мозгов" (brain circulation) и максимально использовать знания диаспоры (brain gain).