На карте еврозоны возникла реальная угроза первого дефолта. В Греции. И как альтернатива ему - реструктуризация греческих долгов, что спровоцировало противостояние между европейскими политиками и банкирами. В Испании на выходные прошли региональные выборы. На фоне массовых протестов против экономической политики правительства правящие социалисты проиграли оппозиционной Народной партии. ЕС и МВФ одобрили выделение 78 млрд. евро трехлетнего стабилизационного кредита для Португалии. Эти события последней недели составили сюжет под названием «Новый виток долгового кризиса в зоне евро».
Просчеты
Май на просторах еврозоны начался со слухов, что Греция может объявить дефолт, покинуть зону евро и вернуться к национальной валюте - драхме. Якобы стране уже невмоготу соблюдать условия жесткой экономии, возложенные на нее Евросоюзом и МВФ за международный кредит в 110 млрд. евро. А любые действия, предпринимаемые правительством Греции по сокращению бюджетного дефицита и уменьшению государственного долга, вот уже больше года сопровождаются постоянными массовыми протестами и забастовками по всей стране. И хотя греческая власть подобные слухи опровергла, министры финансов Германии, Франции, Нидерландов и Финляндии собрались 6 мая на экстренное и секретное совещание в Люксембурге. Секретность, правда, просуществовала всего пару часов - до появления сообщения на сайте немецкого журнала Der Spiegel.
На самом деле европейским финансистам было чего опасаться. Из 110 млрд. евро, обещанных Греции в качестве льготного кредита в апреле 2010-го (из них 80 млрд. - доля ЕС и 30 млрд. от МВФ), уже выплачено 58 млрд. В этой сумме - деньги налогоплательщиков остальных 16 стран еврозоны. Если Греция решится на отчаянный шаг «выхода», то зона евро может закончить свое существование. Ибо финансовой политикой еврозоны недовольны не только страны-должники, но и страны-кредиторы. Но более опасен репутационный риск, который пошатнет веру в единство и прочность еврозоны как финансового союза. От этого немедленно выиграет главный валютный конкурент - американский доллар, и от этого разрушится политическая стабильность самого Евросоюза.
Слишком поздно, но уже поняли, что в прошлом году Евросоюз и МВФ, выделяя Греции кредит, переоценили возможности реципиента по выплате долговых обязательств. Хотя те же страны ЕС могли бы вспомнить 2002-й - год вступления Греции в еврозону, когда, будучи одним из самых слабых кандидатов, она предоставила неверную, мягко говоря, статистику и в дальнейшем позволила себе жить не по средствам, то есть за счет других стран. За этот период никто из высоких чинов Евросоюза или партнеров по единовалютному пространству не потрудился сказать вслух известную всем правду, потребовать от Афин проведения реформ, промониторить ее бюджетные расходы и стремительный рост государственного долга.
Зато сегодня за внешний глянец расплачиваются и сами греки, и остальные граждане стран Евросоюза, поскольку из собственных бюджетов выделяют деньги на поддержку финансово ослабленной Греции.
Неуспехи
Прошлой весной Греция стала первой страной в зоне евро, которую парализовал долговой кризис. ЕС и МВФ выделили Афинам поэтапную финансовую помощь сроком на три года - при условии реализации жестких мер экономии госрасходов. Однако за прошедший год существенных успехов в деле выхода из кризиса Греция не показала, даже наоборот. Государственный долг увеличился на треть и достиг небывалых для Европы размеров - 150% ВВП. Дефицит бюджета сократился с 15 до 10% ВВП, хотя планировалось до 7,5%. Изменение налогообложения не улучшило ситуацию, поскольку почти 40% работающего населения уклоняется от уплаты налогов. В то же время в бюджетной сфере в течение 2010 года средняя зарплата снизилась на 10%. Общий уровень безработицы к весне 2011-го достиг 15%. При этом объем национальной экономики постоянно сокращается.
Но самая болезненная потеря для Греции - это стремительное падение доверия со стороны инвесторов. Завышенный уровень жизни в стране долгие годы был безнаказанно возможен за счет займов. Но сегодня о льготных условиях предоставления кредитов речь вообще не идет. Проценты по новым двухлетним облигациям госзайма Греции достигли невиданных высот - 25% годовых. Поэтому лишь на обслуживание долга за прошлый год ушло около 20% бюджетных поступлений. Это означает, что страна теряет возможность заимствования на внешнем рынке и, соответственно, рефинансирования долгов. Греция опять в тупике, ей нужны либо новые кредиты, либо иные, менее жесткие, условия по обслуживанию и выплате уже полученных займов.
В течение мая рынки стали готовиться к тому, что Афины будут вынуждены в той или иной форме пойти на реструктуризацию долгов. В первой декаде месяца международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s (S&P) понизило суверенные рейтинги Греции (долгосрочный с «ВВ–» до «В», краткосрочный с «В» до «С», причем оба - с возможностью дальнейшего понижения). Во второй декаде мая агентство Fitch также снизило кредитные рейтинги страны сразу на три пункта - до «В+» с ремаркой, что пролонгация сроков греческих займов будет рассматриваться как кредитное событие. Иными словами, как суверенный дефолт.
Чтобы оценить финансовое состояние страны, 10 мая в Афинах начала работать специальная комиссия Евросоюза, Еврокомиссии и МВФ. А на следующий день греческие профсоюзы организовали и провели 24-часовую всеобщую забастовку работников бюджетной сферы. Треть граждан Греции выступают за отмену прошлогоднего соглашения с ЕС и МВФ и категорически отвергают антикризисные меры правительства. Последние опросы общественного мнения показали, что 46% жителей Греции считают, что условия соглашения должны быть существенно изменены.
Через неделю работы из комиссии стали просачиваться сообщения о том, что греческое правительство не задействует весь комплекс мер по сокращению госдолга. Речь идет не только о режиме бюджетной экономии, но и о программе приватизации, которая так и не началась.
Комиссия экспертов должна закончить свой анализ к концу мая. На его основании МВФ и страны-кредиторы из ЕС будут принимать решение о предоставлении очередного транша в 12 млрд. евро. Выводы экспертов также будут решающим фактором в вопросе оказания Греции дополнительной финансовой помощи и возможности пролонгации сроков погашения ее долгов.
Реструктуризация
На прошлой неделе в коридорах европейской власти заговорили о возможной реструктуризации греческих долгов. И сразу выяснилось, что противники такой акции гораздо мощнее, чем сторонники. «Против» были Европейский центральный банк и Ангела Меркель, «за» - Жан-Клод Юнкер и Доминик Стросс-Кан...
Канцлер Германии Ангела Меркель свое категорическое «нет» сказала несколько раз. Но иначе и быть не могло. Последние опросы показали, что 41% жителей Германии категорически против любой новой помощи Греции. Немцы считают, что собственным затягиванием поясов не должны спасать привилегированных греков. И это правда. Например, обсуждая пакет условий по кредиту, МВФ и ЕС еще в прошлом году настаивали на незамедлительной реформе пенсионной системы Греции. Она, как оказалось, самая роскошная в Европе. Греческая пенсия - это 110% от средней зарплаты, и заработать ее можно всего за 15 лет трудовой деятельности. В то время как в Германии, чтобы получить пенсию в размере 60% от средней по стране зарплаты, необходимо иметь 35 лет трудового стажа и делать постоянные взносы в пенсионный фонд.
Тем не менее по одну сторону с Меркель - Европейский центральный банк. Почти весь исполнительный совет ЕЦБ против самой идеи реструктуризации долговых обязательств Греции, ибо она «ставит под угрозу всю Европу». Президент ЕЦБ Жан-Клод Трише в недавнем интервью испанскому телеканалу на вопрос о долгах Греции ответил коротко: «Реструктуризация не запланирована». Глава банка Франции и член совета ЕЦБ Кристиан Нуайе вообще исключил возможность реструктуризации, назвав ее «кошмаром». В кредитном агентстве Moody’s считают, что неприятие Европейским центробанком реструктуризации греческих долгов связано с тем, что инвесторы посчитают ее дефолтом, и Афины на длительный срок утратят доступ к международным рынкам капитала. В такой ситуации ЕЦБ будет вынужден поддерживать ликвидность греческого банковского сектора.
В то же время премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, он же председатель Еврогруппы, допускает «мягкую реструктуризацию» долгов Греции. Как варианты он предлагает продление срока обращения облигаций и снижение процентной ставки.
В числе сторонников реструктуризации задолженности Греции был также бывший глава МВФ Доминик Стросс-Кан, находящийся сегодня под стледствием. Вообще в греческом вопросе он играл одну из ведущих ролей. Ожидалось, что именно Стросс-Кан сумеет убедить лидеров ЕС в необходимости нового совместного с МВФ кредита для Греции в 2012-2013 годах.
Приватизация
Рассчитывая получить очередную помощь от ЕС и МВФ, Греция одобрила новые меры по сокращению бюджетных расходов на 6 млрд. евро. А также запланировала продажу госдолей в компаниях Hellenic Telecommunications (уже до конца июня), Public Power Corp., Hellenic Postbank и нескольких портах. Согласно плану, к 2015 году правительство Греции намерено привлечь 50 млрд. евро за счет продажи госактивов, из них 35 млрд. - от продажи недвижимости. Однако, по словам премьер-министра Греции, приватизации не могут подлежать ни острова в Эгейском море, ни объекты культурного наследия, поскольку греки «воспримут это как вызов».
На фоне всеобщего скептицизма по поводу платежеспособности Греции европейские лидеры настаивают на принятии мер, которые бы гарантировали выполнение греческим правительством обещания по обеспечению 50 млрд. евро от приватизации. В то же время многие эксперты считают, что Греция в ходе продажи государственных активов может выручить гораздо больше. А именно: 250-300 млрд. евро, что покроет почти всю задолженность Греции, включая докризисную. Однако постоянные неудачи и промахи греческого правительства склоняют европейских политиков к мысли о том, что для греческой приватизации необходимы специальные условия. Например, создание международного агентства по распродаже активов.
Инициатива о создании внешнего агентства по вопросам греческой приватизации исходит из Нидерландов. Голландский министр финансов Ян Кис де Ягер предложил ввести греческие активы в специальный фонд, которым будут управлять международные эксперты. Такой план, несомненно, усилит оппозиционные протесты в Греции. Но де Ягер считает, что это не повод для отказа от фонда, поскольку «наше общее затруднительное положение слишком серьезно». Министр прав. Его страна - одна из тех членов еврозоны, где население довольно скептически воспринимает финансовую помощь Греции.
Германия, судя по всему, не против предложенного плана, хотя и не объявляет об этом публично, опасаясь вызвать новую волну протестов греческой оппозиции. Хотя в начале 1990-х годов именно в Германии использовали аналогичное агентство для продажи активов бывшей ГДР.
Впрочем, план де Ягера - не единственное рассматриваемое предложение. Финляндия, например, предлагает Греции передать все госактивы в единую государственную компанию, которая затем может быть использована в качестве залога для очередного раунда кредитования. По мнению британской газеты Financial Times, именно такой подход может оказаться более приемлемым для греческих властей.