Согласно отчету Конференции ООН по торговле и развитию за 2018 г. в странах СНГ (в том числе и в Украине), уровень притока инвестиций снизился на 27%, что является самым большим падением с 2005-го.
Повсеместная коррупция, недоверие к судебной системе, политическая и экономическая нестабильность - главные факторы, которые отпугивают инвесторов и не способствуют притоку иностранного капитала в страну.
Во многих европейских странах наряду с классическими инвестиционными программами действуют и программы так называемой инвестиционной иммиграции. Государство привлекает частные иностранные средства в экономику, а взамен выдает гражданство или вид на жительство. Чаще всего второй паспорт "покупают" ради обеспечения персональной и экономической безопасности в стране первого гражданства, свободы передвижения и нахождения в более развитых странах, а кроме того, доступности европейского образования и медицины. Создание подобной государственной программы в Украине могло бы способствовать притоку прямых иностранных инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности страны в мире.
Сегодня в мире есть 11 стран, выдающих гражданство в обмен на инвестиции без требования проживания на территории страны, - это Мальта, Кипр, Черногория, Молдова, Турция, Гренада, Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Вануату, Доминика и Сент-Люсия. Еще ряд стран (США, Канада, Австралия, Испания, Португалия, Латвия, Бельгия, Греция) предлагают резидентство за инвестиции, - такой формат предполагает переезд заявителя в страну и получение гражданства после определенного времени проживания.
К примеру, мальтийский паспорт сегодня можно получить через так называемые комбинированные инвестиции. Заявитель должен вложить средства в гособлигации, приобрести недвижимость и, кроме того, внести контрибуции в бюджет. Программа инвестиционной иммиграции на Мальте вносит существенный вклад в ВВП страны. Кроме того, она стимулирует рост количества рабочих мест, активизацию рынка недвижимости и приток средств в образовательные и социальные структуры.
Черногорская программа - пока самая молодая и инновационная среди аналогичных - предполагает контрибуции: 100 тыс. долл. за семью из четырех человек (гражданство за инвестиции может выдаваться сразу нескольким членам семьи) и инвестирование в одобренные государством инфраструктурные проекты.
"Наиболее популярные европейские программы получения гражданства за инвестиции - мальтийская, кипрская. Украина, страна с развивающейся экономикой, а также похожим историческим опытом, могла бы внедрить программу получения гражданства за инвестиции, подобную черногорской. Открытость процесса получения документов, принятие и реализация антикоррупционных законов, а также либерализация валютного и налогового законодательства являются ключевыми факторами для успешной работы подобной программы в Украине", - объяснила старший консультант налогово-юридического отдела Ernst&Young Юлия Глебова.
Украинский потенциал
По словам экспертов, в Украине может быть реализована наиболее инновационная программа инвестиционной иммиграции. Средства, полученные в обмен на гражданство, могут использоваться для развития проектов социальной сферы - медицинские учреждения, ЖКХ, социальное жилье для семей ветеранов АТО. Ведь, как правило, в социальные проекты классические инвестиции привлечь практически нереально. Это может поднять инвестирование в социальную сферу на качественно новый уровень и к тому же сделать украинскую программу инвестиционной миграции самой инновационной, не имеющей аналогов в мире.
"В Украине потенциально могут быть реализованы два формата выдачи гражданства за инвестиции. Один - через контрибуции в размере около 200 тыс. долл. для семьи из четырех человек. Второй - в случае инвестирования в одобренные правительством инфраструктурные проекты. Это может стоить дороже - 400–450 тыс. долл.", - рассказал эксперт в сфере инвестиционной иммиграции, первый вице-президент одного из ключевых игроков на рынке инвестиционной миграции компании Discus Holdings LTD Милан Цимболинец.
Подобная программа позволила бы Украине увеличить приток иностранного капитала, но для того чтобы запустить процесс, понадобятся серьезные изменения в иммиграционное законодательство и создание отдельного подразделения в профильной госструктуре. И главное, нужно желание властей внедрять и развивать такой инструмент привлечения дополнительных инвестиций. И если с политической волей пока ситуация не очень понятна, то какие изменения в законодательстве необходимы, известно.
Существенные препятствия для запуска программы в Украине - запрет двойного гражданства, требование по проживанию на территории Украины на протяжении последних пяти лет и владение украинским языком для получения гражданства.
"Вполне реально внести изменения в законодательство, которые по отдельным категориям заявителей позволят упростить процедуру получения гражданства, что может включать в себя в том числе и отмену требования по отказу от других гражданств, - считает партнер адвокатского объединения S.T. Partners Сергей Тюрин. - Относительно сроков внесения изменений, то тут все зависит от ВРУ. Так как имплементация этих норм требует внесения изменений в законодательство Украины, то процесс напрямую зависит от эффективности работы и заинтересованности парламента в принятии дополнений и изменений".
Помимо внесения изменений в уже существующее законодательство, для запуска программы необходим законопроект, который будет регулировать весь механизм получения и распределения инвестиций, а также предоставления гражданства заявителям. Кроме того, в нем должны быть определены государственные органы или структуры, которые будут проводить проверку заявителей, и независимые частные международные структуры, которые будут осуществлять контроль за использованием инвестиций.
Как это работает
Инвестиции сомнительного происхождения - один из главных рисков в сфере инвестиционной иммиграции, поэтому для того чтобы привлекать в страну только "чистые" деньги и выдавать гражданство лицам с незапятнанной репутацией, нужно проводить тщательную проверку всех заявителей и их средств. Украине есть у кого перенять опыт, - международная практика в этом вопросе предлагает разные варианты.
Все эксперты сходятся во мнении, что мальтийская система проверок заявителей - самая жесткая. Там проверяют происхождение всех средств заявителя, не только тех, которые будут инвестированы. Для Украины критерии отбора заявителей могут быть несколько мягче, но тем не менее есть ряд ограничений, которые должны быть учтены.
В Черногории, как и на Мальте, проверкой инвестиционных мигрантов занимаются независимые международные специализированные компании. На Мальте, к примеру, проверки проводят американские специалисты из компании Thomson Reuters. Они же проверяют заявителей на Кипре и в некоторых карибских юрисдикциях.
"У госструктур не должно быть функционала проверки благонадежности заявителей, иначе коррупции не избежать. Но финальное слово должно быть за государством - решение должен принимать специальный коллегиальный орган из представителей Министерства внутренних дел или Министерства экономики", - подчеркивает Милан Цимболинец.
По словам эксперта, проверку происхождения средств должно осуществлять отделение комплаенс-контроля банка, который должен быть одобрен правительством. Через этот же банк впоследствии должны проходить все платежи как по контрибуциям, так и в формате эскроу (в случае с возвратными инвестициями). В проверке средств участвуют те же независимые международные компании и государство, но в консультационном режиме.
После того, как инвестиции зашли в страну, их тоже необходимо контролировать. Для этого в результате открытого тендера ряд компаний становятся государственными концессионерами и отслеживают, используются ли инвестиции надлежащим образом. А государственное агентство при участии концессионеров проводит регулярный мониторинг проектов, куда эти инвестиции были привлечены.
* * *
Украинский паспорт может заинтересовать прежде всего граждан стран, не имеющих безвизового режима с ЕС, инвесторов в области медицины, IT или агросектора.
Как отмечает эксперт E&Y Юлия Глебова, украинский рынок имеет значительные перспективы с точки зрения ведения бизнеса, такого как открытие R&D центров в области медицины или IT, инвестирования в быстро развивающиеся стартапы. А в случае снятия моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения может ожидаться большой приток инвесторов и в аграрный сектор Украины.
Но как любая новая инициатива, программа инвестиционной иммиграции несет и определенные риски для государства. Главный - привлечение инвестиций сомнительного происхождения, а значит, вероятность отмывания денег через программу и привлечение граждан с неоднозначной репутацией.
Кроме того, есть определенные риски, которые в свою очередь несут желающие получить украинское гражданство за инвестиции. Речь идет о раскрытии информации об источниках доходов. Как отмечает адвокат Сергей Тюрин, если в ходе проверок законности источников доходов заявителя будет установлено, что средства были получены незаконным путем, то данная информация может быть передана компетентным правоохранительным органам для проведения соответствующих расследований.
Но несмотря на все риски и препятствия, потенциальный экономический эффект от внедрения программы сложно назвать незаметным. Как отмечает Милан Цимболинец, при успешном запуске программы в Украине за первый год государство потенциально может привлечь около 20 млн долл., за второй год - 50 млн, за третий - 70 млн. О таких суммах может идти речь, если Украина утвердит формат получения гражданства за контрибуции. Если формат программы будет подразумевать не только контрибуции, но еще и возвратные инвестиции в экономику страны, то за первые три года можно привлечь вдвое, а то и втрое больше средств. Реализовать программу в нашей стране вполне реально, это лишь вопрос политической воли.