Опубликованный на днях Basel AML Index разочарует тех, кто ожидал существенных подвижек в борьбе с отмыванием средств: средний показатель индекса остается на отметке 5,2 из 10 (где 10 — максимальный риск) и только шесть стран из 141 смогли за год улучшить свой показатель более чем на один пункт. Получается, что, несмотря на повсеместное ужесточение регуляций, принесших массу неудобств бизнесу, побед в войне с отмыванием денег мы все еще не наблюдем.
«Антиотмывочный» индекс Базельского института управления (the Basel Anti-Money Laundering (AML) Index) позволяет ранжировать страны с точки зрения угроз и рисков в сфере противодействия отмыванию денег (ОД) и финансированию терроризма (ФТ).
Базельский индекс в версии 2020 года строится на основе 16 индикаторов, отражающих различные аспекты функционирования системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Данные индикаторы предполагают оценку:
1) качества структуры противодействия ОД/ФТ;
2) взяточничества и коррупции;
3) финансовой прозрачности и стандартов;
4) общественной прозрачности и подотчетности;
5) правовых и политических рисков.
Базельский комитет таким образом пытается продвигать политику «знай своего клиента» (know your customer, KYC), у которой в ряде стран есть значительные пробелы, а в других ее и вовсе не существует. Попытка разработать универсальные стандарты, приемлемые для банков всех стран, направлена, в том числе, на усиление контроля над трансграничными банковскими операциями.
Политика KYC, по сути, напоминает компетенции Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), хотя в намерения Базельского комитета не входит дублировать действия FATF. Считается, что пруденциальные меры способствуют стабильной политике, а значит, и безопасности и стабильности банков и целостности банковских систем. Этим и объясняется сотрудничество Базельского комитета и Офшорной группы банковского надзора (OGBS) при внедрении рекомендаций FATF, касающихся банков.
Политика «знай своего клиента» предполагает не столько борьбу с отмыванием денег, сколько усиление транспарентности в расчетах как часть стратегии управления банковскими рисками. Многоуровневая идентификация клиента, проверка счетов, мониторинг финансовой истории — составляющие комплекса упреждающих мер, направленных на минимизацию системного риска банковского сектора (так называемой пруденциальной политики).
В девятом выпуске BASEL AML-2020 Украина среди 141 страны оказалась на 67-й позиции (5,23 балла). Стоит отметить, что предыдущие выпуски BASEL AML, составляемые с 2012 года, предполагали анализ 125 стран на базе 12 индикаторов. Согласно рейтингу 2019 года, Украина находилась на 43-й позиции. Именно поэтому позиции Украины в рейтинге стоит отслеживать по набранным баллам, а не по конкретно позиции в нем.
BASEL AML в его анализе рисков ОД/ФТ оценивает Украину в числе стран постсоветского региона. Исследование показывает, что средний уровень риска для стран постсоветского региона составляет 5,4 балла, на что в большей мере влияют риски, связанные с коррупцией и взяточничеством. В целом страны Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан) имеют более высокий риск ОД/ФТ по сравнению со странами Балтии (Латвия, Литва, Эстония) (см. табл.).
По предполагаемой методологии оценки, Кыргызстан (27%), Латвия (30%) и Украина (36%) демонстрируют самые низкие показатели с точки зрения эффективности, в то время как Армения имеет лучший рейтинг как по техническому соответствию (80%), так и по эффективности (45%). Для Украины же показатель технического соответствия составляет 69%.
Взаимосвязь между коррупцией и отмыванием денег должна учитываться правительствами, если они стремятся сделать свои системы ОД/ФТ более эффективными. Согласно рекомендациям, банк должен «знать своего клиента». В Украине, за исключением четырех госбанков, остальные банки являются акционерными, в уставном капитале которых явно присутствует капитал обвиняемых в коррупции. В соответствии с методологией расчета индекса, Украина как страна, дестабилизированная войной, со слабым верховенством права и прессой, пребывающей, по зарубежным оценкам, под влиянием олигархов, может потенциально стать объектом злоупотреблений со стороны преступников.
Коррупция и взяточничество фактически блокируют прозрачность банковского сектора и ставят под вопрос возможность повышения общественной доступности к информации.
Если говорить об оценке финансовой прозрачности, то стоит отметить, что, несмотря на внимание, уделяемое проблеме раскрытия информации о конечных собственниках компаний (бенефициарах), усилия Украины по повышению прозрачности структур собственности вызывают разочарование у разработчиков BASEL AML.
В то же время следует учитывать, что оценки, полученные в результате анализа определенных показателей индекса, не должны рассматриваться как фактическое измерение процесса отмывания денег и финансирования терроризма. Индекс Базельского института, базируясь на данных по финансовым потокам, в большей мере демонстрирует картину отмывания денег в отдельных аспектах, а именно — связанных с искажением таможенной статистики.
К слову, в Украине со вступлением в силу 28 апреля 2020 года новой редакции Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» правила финансового мониторинга значительно усилятся. Будем надеяться, что такой шаг финмониторинга будет отмечен улучшением позиции Украины в следующем рейтинге BASEL AML.