Обсуждение проблем, связанных со вступлением в действие с начала 2016 г. экономической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, обычно касается рисков и возможностей, обусловленных взаимным снижением тарифных ограничений.
Однако следует помнить, что почти трехкратная девальвация гривни уже радикально изменила ценовые пропорции, поэтому для львиной доли товаров снижение ставки пошлины (с 1 января с.г. средняя арифметическая ставка снижается Украиной с 5,0 до 2,4%, а Евросоюзом - с 7,6 до 0,5%) погоды не делает. Значительно важнее долгосрочные факторы конкурентоспособности, которые связаны со структурно-технологическими особенностями отечественной экономики, ее институциональной структурой, эффективностью государственной политики и определяют стратегически место национальной экономики в международном разделении труда.
Последовательная имплементация положений Соглашения и предусмотренная этим документом унификация экономико-правового пространства Украины с нормами Всемирной торговой организации (ВТО) должны существенно упростить налаживание деловых контактов как в торговой, так и в инвестиционной сфере, позволить эффективно защищать интересы украинских экспортеров на внешних рынках согласно международному правовому инструментарию и вместе с тем существенно ограничить международными нормами возможности защиты внутреннего рынка Украины. По нашему мнению, именно в этом нужно сегодня усматривать основные потенциальные возможности - и основные риски - реализации Соглашения.
Одним из основных направлений, которые должны способствовать значительному повышению эффективности реализации отечественного экономического потенциала, оптимизации участия Украины в международном разделении труда, усилению конкурентоспособности национальной экономики, является развитие отечественного предпринимательства. В Соглашение заложено много важных положений, которые мы можем и должны использовать, чтобы максимально способствовать реализации этой важной стратегической задачи. В частности, статьей 379 Соглашения предусмотрено сотрудничество сторон для внедрения стратегий развития малых и средних предприятий (МСП) на принципах Европейской хартии малых предприятий, усовершенствования нормативно-правового регулирования деятельности МСП, внедрения опыта инновационного предпринимательства, кластерного развития. Эти положения Соглашения дают основания для расширения контактов между соответствующими учреждениями Украины и ЕС и отдельных стран Евросоюза, прежде всего новых членов, по ознакомлению с европейским опытом, обучению управленческого персонала, организации тренингов и стажировок для представителей бизнеса, привлечению методической поддержки для создания институционального обеспечения содействия МСП (фондов, сервисных, совещательных учреждений), расширению контактов между частными предприятиями Украины и ЕС и т.п. Важно, что согласно положениям Соглашения можно предлагать расширение доли финансирования программ развития МСП в рамках предоставляемой технической помощи.
С учетом вышеизложенного для реализации положительного потенциала Соглашения об ассоциации крайне важна синхронизация украинской политики дерегуляции и поддержки развития МСП с европейской с учетом приоритетов, присущих Украине на современном этапе. Определение приоритетов развития МСП, специфических для национальных интересов Украины, позволит предлагать соответствующие программные принципы привлечения такой помощи.
Первое. Упорядочение упрощенной системы налогообложения для малых предприятий. Преодолеть перманентный риск отмены этой системы, существенно ухудшающий предпринимательский климат в Украине и ожидания бизнеса, возможно, путем установки предохранителей ее использования в схемах минимизации налоговых обязательств, "отмывания" средств и незаконного получения денежной наличности, необоснованного использования упрощенной системы в сверхприбыльных видах деятельности. Это возможно за счет сужения перечня видов деятельности, подпадающих под упрощенную систему, исключения из них секторов, связанных с получением пассивных доходов, сверхприбылей и т.п. Следует также рассмотреть целесообразность снижения уровня максимального дохода, дающего основания для использования упрощенной системы. Сейчас в международной практике сфера применения упрощенного способа начисления налогов обычно ограничивается субъектами предпринимательства с объемом реализации до 100 тыс. долл. в год. В Украине третья группа предприятий, относительно которых применяется упрощенная система, ограничена доходом в 20 млн грн.
К тому же в европейской практике упрощение системы налогообложения касается в основном подачи отчетности, тогда как снижение ставок применяют лишь некоторые страны. В частности, малые предприятия и микропредприятия, за исключением компаний, ценные бумаги которых котируются на биржах, а также финансовых компаний, подают в государственные органы только баланс предприятия в сокращенной форме. Следовательно, положения Соглашения должны быть использованы для получения методической помощи по адаптации украинской системы отчетности к европейским стандартам, унификации налоговой и статистической отчетностей с международными стандартами бухгалтерского учета.
Сохранение упрощенной системы налогообложения при усилении контроля над целевым характером использования полученной льготы возможно при интенсивной информатизации сфер деятельности малого бизнес и налоговой отчетности. Этому будет способствовать финансирование за счет средств европейской технической помощи внедрения соответствующих программных продуктов и оборудования для перехода на автоматизированные учет (сеть кассовых аппаратов и других средств учета) и отчетность.
Второе. Содействие развитию инновационного предпринимательства. Развитие инновационного предпринимательства является одним из важных конкурентных преимуществ стран ЕС. Как свидетельствует европейская практика, использование этого преимущества требует специальных мер государственной политики. Адаптация отечественной системы поддержки к европейской модели позволит рассчитывать на партнерское участие в реализации европейских программ научно-технологического и инновационного развития.
В частности, при поддержке ЕС могут происходить:
- разработка и внедрение бюджетных программ финансирования сквозного инновационного процесса - от научной разработки до изготовления исследовательских образцов на технологических направлениях, признанных приоритетными;
- осуществление государственных закупок инновационной продукции с определением максимального размера предприятия, у которого проводятся закупки, а в случае закупки у крупных предприятий - с обязательным привлечением предприятий малого бизнес на субконтрактных принципах (опыт Великобритании);
- предоставление государственных грантов для малых и средних предприятий на освоение инновационной продукции (товаров или услуг) на приоритетных технологических направлениях, привлечение к финансированию таких грантов средств международных программ (в частности, европейских Horizon-2020 и COSME);
- формирование ряда долгосрочных кредитных программ по финансированию инновационных проектов малого бизнеса, которые будут осуществляться государственными банками, с привлечением для их финансирования средств международных фондов и международной технической помощи, при этом важна координация с технологическими приоритетами программы возрождения промышленности ЕС;
- создание специализированного банка венчурного кредитования при участии государственного капитала с разветвленной региональной сетью, с ориентацией на кредитование малого бизнеса, формирование политики такого банка с предоставлением приоритетности кредитованию инновационных проектов, опираясь на имеющийся опыт Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов;
- нормативно-правовая и организационная поддержка создания коммунальных банков, ориентированных на кредитование инновационных проектов местного развития, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства;
- предоставление правовой и методической поддержки по капитализации интеллектуальной собственности, созданной научно-техническими коллективами и субъектами предпринимательства;
- содействие формированию сети венчурных фондов с соответствующим нормативным определением их правового статуса, регуляторных ограничений, прав и обязательств;
- упрощение доступа малых инновационных предприятий к фондовому рынку;
- предоставление МСП поддержки по адаптации к функционированию в условиях действия Зоны свободной торговли между Украиной а ЕС и имплементации Соглашения об ассоциации;
- создание информационно-поисковых систем и баз данных инновационных проектов и предприятий, прогрессивных технологий, потребностей в новых разработках и технологиях;
- поощрение трансграничного сотрудничества в научно-технической сфере и по приоритетным технологическим направлениям в рамках еврорегионов (статья 376 Соглашения предусматривает совместную реализацию научных программ и исследовательской деятельности, обучение путем реализации программ обмена для исследователей и специалистов, организацию совместных мероприятий по научному и технологическому развитию, обмен опытом в сфере управления научно-исследовательскими учреждениями, а также обеспечение надлежащей защиты интеллектуальной собственности результатов исследований);
- налаживание системы информационно-образовательного обеспечения и непосредственной правовой и методической поддержки получения микрокредитов субъектами предпринимательства.
Третье. Содействие распространению кластерной организации МСП. Кластеры традиционно рассматриваются в практике ЕС как инструмент повышения конкурентоспособности МСП, усиления деловых коммуникаций, реализации горизонтальной информационной политики, межсекторального и трансграничного сотрудничества. Кластерная модель широко применяется для организации инновационного предпринимательства. В этом контексте важно воспользоваться методической помощью ЕС в нормативно-правовом урегулировании понятия "кластер" и особенностей правового режима их финансирования на уровне хозяйственного законодательства, распространении среди бизнес-сообщества стран ЕС информации о перспективах сотрудничества с украинскими деловыми сетями с целью создания международных кластеров, в разработке программных документов по созданию и развитию инновационных кластеров в Украине.
Участие в системе еврорегионов будет способствовать системному развитию трансграничных кластеров. Важно наладить при поддержке европейских партнеров широкое информирование представителей бизнеса о европейском опыте кластеризации (примеры Италии, Германии, Австрии, Финляндии и т.п.), практике налаживания постоянных деловых связей и использовании конкурентных преимуществ кластеризации.
Четвертое. Содействие интернационализации МСП как полноценного включения в процессы международной торговли и кооперации. Сейчас интернационализация МСП находится в центре внимания европейской политики как важный фактор инклюзивности экономического развития, источник мультипликационного эффекта экономического роста для широкого круга экономических субъектов. К тому же статьей 379 Соглашения отдельно предусмотрена поддержка со стороны ЕС принятия мер по стимулированию экспорта в Украине. Опираясь на Соглашение, Украина может обратиться за помощью со стороны ЕС для предоставления методической поддержки реализации выхода украинских МСП на рынки ЕС, создания экспортных консорциумов, экспортоориентированных кластеров, государственных учреждений финансовой и организационной поддержки экспортеров. Часть средств финансовой помощи может быть направлена на программы экспортного кредитования МСП через уполномоченные банки.
Перспективно развитие трансграничного сотрудничества с широким привлечением местных и региональных органов власти к трансграничному и региональному сотрудничеству, укреплением трансграничных и региональных экономических связей и делового партнерства (статьи 446–447 Соглашения). Торгово-промышленная палата Украины, другие общественные деловые объединения могут развернуть работу по взаимному распространению информации о товарных и инвестиционных предложениях МСП Украины на территориях ЕС, и наоборот.
Пятое. Организация "посевной" поддержки МСП в регионах с признаками депрессивности. Возможность воспользоваться богатым европейским опытом стимулирования открытия бизнеса весьма важна, учитывая проблемы регионального развития в Украине и потребности реструктуризации депрессивных, в частности старопромышленных, регионов. Приоритетными в этой сфере являются:
- оказание на базе имеющейся сети центров занятости методической помощи в открытии бизнеса, совместной разработке бизнес-планов для получения микрокредитования и т.п.;
- предоставление в собственность или долгосрочную аренду за символическую цену свободных помещений и другого имущества производственного и непроизводственного назначения, находящегося в государственной или коммунальной собственности, для организации нового или расширения существующего малого бизнеса;
- использование опыта создания условий для развития креативных индустрий (туризм, культура, традиционные ремесла и т.п.) как средства диверсификации структурных приоритетов депрессивных территорий;
- возобновление на общеукраинском и региональных уровнях конкурсов в формате публичных шоу, на которых начинающие предприниматели и микропредприниматели будут соревноваться собственными бизнес-проектами за получение финансирования для их реализации от известных инвесторов или грантовой поддержки от учреждений содействия развитию бизнеса.
Шестое. Формирование современной финансовой инфраструктуры поддержки предпринимательства в Украине по европейскому образцу. Приоритет в упрощении доступа малого бизнес к финансированию должен предоставляться путем поощрения финансовых учреждений к расширению программ микрокредитования, в частности через внедрение специализированных регуляторных требований к таким учреждениям. Оказание большей доли прямой государственной финансовой поддержки должно быть оптимизировано путем делегирования полномочий отбора ее реципиентов уполномоченному банку или новообразованному специализированному государственному учреждению.
Для привлечения и использования средств международной технической помощи целесообразно выделить ряд уполномоченных банков, оптимально - с государственным капиталом. Как альтернатива возможно по согласованию с донорами создание отдельного финансового учреждения, наблюдательный совет и часть руководства которого будут представлены ведущими европейскими финансистами и которое будет распределять международные средства, направляемые на развитие МСП в Украине. При этом основную часть таких средств целесообразно использовать на развитие бизнес-инфраструктуры, благоприятной для предпринимательства: информационных, транспортных, логистических сетей, институтов "посевной" поддержки и т.п.
Седьмое. Усовершенствование деятельности отечественных управленческих учреждений, к сфере ответственности которых относится реализация государственной политики относительно МСП. Сейчас в Украине произошло распыление функций государственной политики стимулирования развития предпринимательства между Государственной регуляторной службой и Министерством экономического развития и торговли. Поэтому для межведомственной координации текущей и стратегической деятельности в этой сфере необходимо принять общегосударственную стратегию развития малого и среднего бизнеса в Украине на принципах имплементации основных приоритетов общеевропейского Акта малого бизнеса (Small Business Act) (поддержка предпринимательства, снижение регуляторной нагрузки, упрощение доступа к финансам и рынкам, интернационализация МСП), разработка которой должна происходить в сотрудничестве с ведущими бизнес-ассоциациями Украины. Возможно, целесообразно будет создать при Минэкономразвития специализированное публичное агентство как главного исполнителя вышеупомянутой стратегии, который получит полномочия межведомственной координации благодаря вхождению в его ведущие структуры полномочных представителей основных органов исполнительной власти и других организаций, имеющих отношение к проблемам развития бизнеса.
Соглашение об ассоциации досталось Украине слишком дорогой ценой, а значит, его потенциал должен быть реализован в полной мере. Для этого евроинтеграционная инициатива должна перейти от чиновников, воспринимающих имплементацию Соглашения исключительно как механическое проставление галочек напротив выполненных пунктов, к стратегически мыслящим политикам, которые видят в евроассоциации реальный шанс модернизационного развития страны.