UA / RU
Поддержать ZN.ua

Это сладкое слово IPO. Украинские предприятия открывают для себя прогрессивный способ интеграции в мировую экономику

В Украине уже который год говорят об IPO-буме — массовом выводе акций отечественных компаний на международные биржи...

Автор: Виталий Кукса

В Украине уже который год говорят об IPO-буме — массовом выводе акций отечественных компаний на международные биржи. Однако он все никак не настанет: пока на мировой финансовый рынок свои акции вывели целых семь украинских предприятий (в России — несколько десятков).

Правда, в 2007 году ситуация немножко сдвинулась с мертвой точки. С начала года IPO провели три украинские компании. Еще около 30 готовятся сделать это в ближайшие два-три года. Эксперты считают, что при удачном стечении обстоятельств им удастся привлечь таким образом до
3 млрд. долл. Для сравнения: в ходе крупнейшего российского IPO компания «Роснефть» привлекла более
10 млрд. долл.

Справка «ЗН»

IPO (Initial Public Offering) — публичное предложение инвесторам стать акционерами компании, сделанное ею впервые на международной бирже. Компания стремится продать пакет своих акций (как правило, небольшой, близкий к блокирующему) инвесторам на бирже как с целью получить финансовое вливание для развития, так и для того, чтобы по котировкам акций на бирже определить свою капитализацию, или реальную рыночную стоимость. Еще одна цель — повысить свой инвестиционный рейтинг, чтобы получить доступ к другим недорогим источникам финансирования.

До сих пор IPO было для украинской экономики явлением, ско­рее, уникальным. А компании, которые умудрялись размещать свои акции на международных финансовых площадках, были сродни камикадзе. Но уже в ближайшем будущем, надеются финансисты, вывод акций украинских компаний на биржу станет чем-то обычным и естественным. Деньги любят тишину. Когда перестанут говорить об IPO-буме, тогда он и начнется.

В чем же причина отставания Украины от соседних стран: России, Польши, стран Балтии — в использовании данного метода привлечения капитала, считающегося в мире самым прозрачным и эффективным? В неготовности отечественного бизнеса работать по совре­менным стандартам или в подводных камнях самой процедуры?

— Объемы рынков IPO России и Украины несопоставимы, — объясняет сей факт руководитель практики корпоративных и финансовых коммуникаций группы «Михайлов и Партнеры. Управление Стратегическими Коммуникациями» Алексей Юдин. — Только при участии нашей компании в первом полугодии 2007 года российские компании привлекли более 10 млрд. долл. Все зарубежные IPO украинских компаний привлекли менее 1 млрд. долл. Если из Украины в ближайшие два года на IPO собираются 26 компаний, то из России в эти же сроки — до 300. Например, IPO банка ВТБ, который мы сопровождали, стало крупнейшим в мире с начала 2007 года. Он привлек около 8 млрд. долл., опередив по объему апрельское размещение китайского банка CCBC в Шанхае и Гонконге на сумму 5,4 млрд. долл. Это третье по объему российское IPO после «Роснефти» (10,6 млрд. долл.) и вторичного размещения акций Сбербанка (8,8 млрд. долл.).

— В России развитие фондового рынка, формирование соответст­вующей законодательной базы, а так­же осознание бизнесом и государством важности эффективных рынков капитала для экономики страны произошло гораздо раньше, — говорит Брайан Бест, директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital. — Там уже принят целый ряд законодательных актов, направленных на стимулиро­вание развития отечественного фон­дового рынка. Это, в частности, касается требования к компаниям, проводящим публичное размещение акций, продавать 35% размещаемого объема на внутреннем рынке. Ук­раинское же законодательство, особенно в том, что касается корпоративного управления, устарело. На­при­мер, многие украинские компании вообще не проводят аудит (не говоря уж об аудите по международным стандартам) и ведут двойную бухгалтерию. При этом бухгалтерская отчетность, сдаваемая компаниями, не отражает их истинное финансовое положение. Структура управления компаний и их форма организации тоже несовершенны. Например, ЗАО (закрытые акционерные общества) — это анахронизм, которого нет в развитых странах. Украинское законодательство не имеет инструментов, чтобы заставить даже публичные компании отчитываться о своих результатах. Защита миноритарных акционеров несовершенна, так же, как и степень открытости компаний.

Однако если несколько лет назад западные инвесторы смотрели на украинский рынок в основном как на придаток российского, то теперь такого нет. Сейчас Украину больше сравнивают с такими рынками, как Польша или Чехия, что более корректно, учитывая капитализацию их фондовых рынков и размеры экономик.

Краткая история украинских IPO

Первой IPO на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи (AIM) осуществила 11—18 февраля 2005 года компания «Укрпродукт» (точнее, ее дочерняя Ukrproduct Group), занимающаяся производством молочной продукции. Компания продала 27,21% акций, выручив за это 6 млн. английских фунтов. Их купили 18 институциональных и 33 частных инвестора. Рыночная капитализация на момент размещения составляла 43 млн. долл., на конец 2006 года она упала до 32 млн. долл. Юридическим консультантом выступила компания Pricewayerhouse Coopers.

В апреле 2005 года на IPO на той же AIM вышла фирма Cardinal Resources LLC, занимающаяся добычей нефти и газа в западных регионах Украины. Она продала 39,7% акций за 20 млн. долл. Рыночная капитализация компании, составлявшая на момент размещения 54 млн. долл., к концу минувшего года упала до 41 млн.

Cardinal Resources и «Укрпродукт» проводили свои презентационные мероприятия на волне роста интереса к Украине в мире сразу после оранжевой революции и позиционировали себя как «первые украинские компании, выходящие на IPO». Это привело к «перегреву» их акций. Когда ситуация в стране начала вызывать разочарование мирового сообщества, инвесторы начали избавляться от этих бумаг.

В декабре 2005 года девелоперская компания «XXI век» посредством дочерней XXI Century Investments разместила на AIM 37,5% своих акций, выручив 139 млн. долл. Акции компании купили 95 инвесторов из 12 стран. Юридическое сопровождение осуществляла компания Baker&McKenzie. Капитализация компании за минувший год выросла с 370 млн. долл. в начале размещения до 540 млн. В настоящий момент акции компании стабильно растут и торгуются за более чем 9,7 фунта (при стартовой цене 5,4 фунта).

В августе 2006 года на Варшавскую фондовую биржу вышла компания «Астарта-Киев». Она продала 20% своих акций за 30 млн. долл. Капита­лизация компании за полгода выросла на несколько процентов.

В конце мая 2007 года строительно-инвестиционная компания TMM (точнее, дочерняя кипрская компания TMM Real Estate Development) разместила на Франкфуртской бирже 13,11% акций и привлекла 104,9 млн. долл. Капитализация TMM по результатам размещения была оценена в 800 млн. долл. Весь объем размещения был выкуплен крупными иностранными инвестиционными фондами. В качестве финансового консультанта и агента по размещению выступил инвестбанк Concorde Capital. За первую неделю котировок акции компании выросли на 8,3% — до 12,4 евро, а капитализация компании — почти до 866 млн. долл.

Почти одновременно, 1 июня, на AIM за 208 млн. долл. были проданы 100% акций инвестфонда Dragon-Ukrainian Properties & Development PLC, также специализирующегося на вложениях в недвижимость. Буквально за несколько дней котировки акций компании выросли более чем на 34%, а ее капитализация достигла 280 млн. долл. Консультантом выступила материнская инвестиционная компания Dragon Capital.

Наконец, 15 июня на основную площадку Лондонской биржи вышла компания Ferrexpo AG, контролируемая Константином Жеваго и владеющая 86% акций Полтавского ГОКа. Было продано 26% акций за 420 млн. долл. По итогам торгов капитализация компании составила 1,67 млрд. долл., что было близко к нижней прогнозной границе ожиданий. Менеджерами размещения выступили JPMorgan Cazenove и Deutsche Bank. Размещение сопровождалось корпоративным конфликтом: бывшие акционеры Полтавского ГОКа оспаривали покупку Ferrexpo 40,19% акций предприятия, о чем широко информировались инвесторы. 26 июля Высший хозяйственный суд принял решение, согласно которому Ferrexpo теряет контроль над ГОКом. Однако на котировках ценных бумаг компании это почти не сказалось.

Можно было бы упомянуть и десяток первичных размещений акций украинских компаний на ПФТС, среди которых «Велика Кишеня» (12% за 35 млн. долл.), банк «Родовiд» (18,9% за 47 млн. долл.), KP Publications (20% за 11 млн. долл.). Технически их тоже можно причислить к IPO, если не учитывать, что технологии торговли, требования к эмитентам и пул инвесторов на украинских и международных биржах серьезно отличаются.

IPO: доводы «за»…

IPO — модная финансовая технология или экономическая необходимость? Что побуждает собственников предприятий привлекать финансирование не в банке, а именно таким образом?

— В первую очередь то, что привлекаемое финансирование не надо возвращать, как в случае с кредитами или облигациями. Это особенно важно сейчас, когда оценочные коэффициенты украинских компаний значительно выросли, и благодаря этому они могут привлекать существенные средства, размещая свои акции, — считает Брайан Бест из Dragon Capital. — IPO — это признание компании третьими сторонами, что критически важно для доверия инвесторов и продолжительного рыночного роста. Кроме того, это -- определение реальной рыночной стоимости бизнеса и перспектива его дальнейшего роста, так как листинг на фондовой бирже создает премию к стоимости, благодаря прозрачности компании. Ну и выход на биржу — хороший повод еще раз четко определить цели компании на ближайшие несколько лет, в соответствии с мировыми тенденциями и ожиданиями иностранных инвесторов. Не говоря уж о том, что реструктуризация бизнеса, улучшение стандартов управления и прозрачности, которые проводятся перед IPO, позволяют создать максимальную стоимость для собственников при возможном выходе из бизнеса в будущем — например, путем продажи стратегическому инвестору.

Конкретный пример. Собственник сети «Велика Кишеня» в декабре 2005 года продал 10% акций своей компании за 27,5 млн. долл., т.е. рыночная капитализация сети составила 275 млн. долл. Сейчас, согласно котировкам акций, рыночная капитализация «Великої Кишені» составляет 775 млн. долл. Основному акционеру принадлежат 88% акций, которые стоят 682 млн. долл. — на 150% больше, чем стоимость всей сети полтора года назад.

Резюмируя сказанное экспертом, можно выделить следующие причины, по которым украинские предприятия начинают присматриваться к возможностям для выхода на биржи.

IPO является важным имиджевым фактором. Компанию, чьи акции котируются на международных биржах, воспринимают как серьезного партнера, который точно не «кинет» ни коллег, ни клиентов.

IPO подразумевает изменение самой стратегии развития бизнеса. Основным критерием эффективности менеджмента становятся не прибыль собственников, а рост капитализации компании. Который, впрочем, легко конвертировать в деньги при ее продаже.

На другой уровень выходят и отношения менеджмента с инвесторами и акционерами. В публичной компании они тщательно регламентированы с тем, чтобы сделать руководство реально независимым, подконтрольным не отдельным лицам, а отлаженной процедуре управления. Поэтому собственники могут быть уверены, что менеджмент не станет «крутить свой бизнес в бизнесе», а менеджмент — что собственник не уволит без причины.

Наконец, компания, соответствующая требованиям ведущих международных бирж, даже безотносительно к реальным котировкам ее акций — привлекательный клиент для крупных банков. Как для выдачи ей кредитов, так и для выпуска облигаций. В силу своей прозрачности. И наоборот, сотрудничество с крупным международным банком, выдававшим компании кредиты или помогавшим выпускать облигации, весьма положительно скажется при подготовке к IPO.

…и «против»

Тем не менее собственники многих предприятий, по формальным признакам (обороту, возможности изыскать средства на приведение бизнеса к биржевым стандартам) имеющие возможность выйти на IPO, не спешат этого делать. Что их смущает?

Бытует также мнение, что на тему выгод IPO говорят в основном финансовые консультанты, заинтересованные в приобретении новых клиентов. А бизнесмены предпочитают пользоваться более традиционными механизмами привлечения финансирования: банковскими кредитами и облигационными займами.

— Они просто еще не осознают преимуществ, которые принесет им публичность, — говорит Брайан Бест. — С другой стороны, если у компании есть возможность стабильно привлекать дешевое финансирование другими способами, она может не спешить с выходом на биржу.

— Главный вопрос — зачем компании вообще нужна публичность? Собственнику бизнеса важно ответить на этот вопрос самому себе. Самое сложное — не провести IPO как таковое, а жить в условиях постоянного контроля и давления со стороны новых инвесторов и регулирующих органов, — отмечает Алексей Юдин. — Выводить на IPO неподготовленный к этому бизнес не станет ни один собственник, а сопровождать такое размещение не возьмется ни один консультант. Ведь неудачное IPO навредит и репутации консультанта, и бизнесу компании-эмитента. Именно поэтому собственникам рекомендуется работать только с опытными консультантами по финансам и коммуникациям, сопровождавших IPO компаний из страны, рынка или отрасли, в которой работает потенциальный эмитент. И привлекать профессиональных консультантов важно минимум за 6—12 месяцев до размещения IPO, чтобы иметь возможность подготовиться к наработке репутации на целевых рынках и должным образом представить компанию потенциальным инвесторам.

Возможно, собственников компаний, которые могли бы выйти на международные биржи, но не хотят, смущает необходимость привидения своей бизнес-модели к определенным, достаточно жестким стандартам. То есть привычные схемы управления бизнесом придется менять на новые, подразумевающие гораздо меньшую степень личного контроля. А также отказываться от использования различных схем с выкупом своих облигаций аффилированными структурами. Причем такая перестройка происходит навсегда: отказ от мировых управленческих стандартов будет воспринят биржевыми инвесторами как катастрофа.

Требования к компании, чьи акции торгуются на бирже, можно разделить на три группы.

Первая — требования к финансовой отчетности. Компания должна соответствовать международным или американским стандартам, а то и тем, и другим, на протяжении как минимум последних трех лет. Кроме этого, она должна пройти аудит, причем обязательно — одной из компаний «большой тройки».

У бухгалтерского подразделения должен быть наработан опыт быстрого составления отчетности по международным стандартам. Если компания задерживает отчетность, публикует ее «на грани» или позже установленных сроков, это вызывает у инвесторов подозрения. Так бывает, когда бухгалтеры и аудиторы пытаются «перевести» внутреннюю бухгалтерию на язык МСФО или просто не могут свести концы с концами. Такой «перевод» изматывает и аудитора: бывает, что проверка годовой отчетности на год и затягивается.

Если же компания подает отчетность быстро, это свидетельствует, что бизнес-процессы в ней отлажены, а пресловутые «международные стандарты» внедрены в жизнь, а не являются «надстройкой» над привычной двойной бухгалтерией.

Отметим, что публичность почти не оставляет компании возможностей для выделения «черного нала» на «решение вопросов» с государственным аппаратом. Такая компания не может участвовать в банальных коррупционных схемах с дачей взяток. Однако не становится от этого более уязвимой. На ее стороне — высокий инвестиционный имидж. Впрочем, на Западе давно отработаны схемы «мотивации» чиновников, не противоречащие стандартам публичности…

Вторая группа требований относится к прозрачности управленческой схемы компании и схемы ее собственности.

Это касается и четкого распределения полномочий менеджмента всех звеньев. Внутренние документы должны регламентировать, кто какие решения принимает, кто в какой форме и в какие сроки перед кем отчитывается. Желательно, чтобы система управления компании также отвечала западным стандартам, не содержала ничего лишнего и ничего нового для инвесторов.

Зарплаты менеджеров и вся система их мотивации должны соответствовать рыночным стандартам: инвестор должен быть уверен в стабильности команды, в которую он вкладывает деньги. Часто при подготовке к IPO фирма привлекает новых менеджеров, которые неизвестно, задержатся ли в ней после выхода на биржу. Поэтому дополнительным бонусом является возможность представить высококлассную команду, работающую на одном месте уже несколько лет.

Не менее прозрачной должна быть схема собственности и корпоративных прав. Не приветствуются офшоры, разве только «цивилизованные» (Кипр, Швейцария, Лихтенштейн) и с персонификацией собственников. Если на IPO выходит холдинг, объединяющий компании, которые работают на разных рынках, нужно продемонстрировать необходимость такой диверсификации. Иначе в глазах инвесторов это будет выглядеть распылением средств или, того хуже, оптимизацией налогообложения. Кроме того, холдинг должен быть способен подавать консолидированную отчетность.

Третья группа требований касается защиты прав инвесторов. Ведь тот, кто купит акции компании на бирже, по сути, станет ее миноритарным акционером. Ключевые собственники должны выстроить схему управления бизнесом так, чтобы у миноритариев не возникало подозрений, что их могут обмануть.

Сколько стоит IPO

Это — не самый дешевый источник средств: накладные расходы могут составить до 10—15% от суммы привлеченного капитала. Причем работает правило: чем больше сумма привлечения, тем меньше доля этих расходов. В среднем привлечение средств на бирже дешевле, чем кредиты и финансирование через облигации.

Тем более что затраты на IPO разовые. Если предприятие хорошо подготовлено и эффективно работает, даже многие миллионы, вложенные на этапе запуска акций в обращение, окупятся сторицей.

Сумма затрат на подготовку к размещению акций зависит от множества факторов: объема работ по приведению компании в соответствие с требованиями бирж, стоимости услуг советников и самой биржи, презентационных расходов и т.д. И менеджмент компаний, уже вышедших на биржи, и представители финансовых компаний сходятся в том, что минимальная цена выхода на IPO — миллион долларов. Верхний предел может быть на порядок выше, особенно при выходе на дорогие американские биржи.

Расходы на подготовку к IPO должны осуществляться из собственных средств компании. Оплата труда большинства советников, консультантов, юристов, аудиторов — почасовая. Чем меньше в компании порядка, тем больше часов их рабочего времени будет затрачено.

На презентационные расходы влияет удаленность биржи, с которой намереваются работать. Они включают в себя расходы на телефонные переговоры и на организацию презентаций и роад-шоу (а значит, и многочисленные поездки должностных лиц компании в страны размещения). Соответственно, взаимодействие с Варшавой обойдется дешевле, чем с Лондоном или Мюнхеном, а с Лондоном и Мюнхеном — дешевле, чем с Нью-Йорком или Токио.

— IPO на зарубежной бирже — дорогой способ привлечения инвестиций. И компания, делающая такой шаг, должна понимать все связанные с ним выгоды и обязательства. Если прогнозируемый объем привлеченных средств от IPO не превышает 60—100 млн. долл., есть смысл задуматься об ином формате привлечения инвестиций, — считает Алексей Юдин.

— Это иллюзия, что снизить затраты на IPO можно, отказавшись от услуг финансовых консультантов и проведя всю подготовительную работу силами собственников и менеджмента предприятия, — говорит Брайан Бест. — На самом деле это практически невозможно хотя бы потому, что доступ к бирже имеют только лицензированные торговцы. Кроме этого, подготовка компании к выходу на IPO — совершенно отдельная сфера деятельности, которая включает ряд этапов, от реструктуризации бизнеса и приведения в порядок его финансовой отчетности до оценки бизнеса по общепринятым в инвестиционной среде методикам, подготовки комплексных информационных материалов (инвестиционного меморандума), налаживания общения с потенциальными инвесторами, организации роад-шоу и собственно вывода акций на биржу и проведения всех сопутствующих финансовых расчетов. Самой компании это вряд ли под силу.

— Важно избежать ошибок, иначе все затраченные усилия не дадут ожидаемого эффекта — доверия и интереса инвесторов, — говорит Марина Стародубская, генеральный директор компании «Михайлов и Партнеры. Украина». — Для подготовки и сопровождения IPO нужны профессионалы, которые, во-первых, не раз это делали и имеют контакты с целевыми СМИ и инвесторами, а во-вторых, специализируются на определенных рынках и отраслях. С учетом возможных ошибок и дополнительных рисков нанять консультантов все равно получится дешевле.

Выбор оружия

Во многом успех IPO компании зависит от биржи, на которой оно осуществлено. Как правило, бизнесмены прислушиваются к рекомендациям инвестиционных консультантов. Финансовые компании, в свою очередь, чаще всего предлагают эмитентам те биржи, с которыми привыкли работать. Например, «Сократ» имеет соглашение о сотрудничестве с Варшавской фондовой биржей, а «Конкорд Капитал» — с Франкфуртской.

Из семи размещений акций украинских предприятий на зарубежных биржах пять осуществлено на Лондонской, самой популярной и в России. По одному — на Франкфуртской и Варшавской. И ни одного на российских торговых площадках, казалось бы, наиболее близких к Киеву территориально, по духу и по интересу. Ни одна украинская компания не вышла пока и на престижные американские или японские биржи.

Ряд компаний осуществили первичное размещение акций на ПФТС. Формально такие размещения тоже считаются IPO. Однако эксперты отмечают, что требования к листингу на украинской бирже все же значительно мягче, чем за рубежом. Поэтому для зарубежных инвесторов не очевидно, что компании, чьи акции торгуются только на украинских площадках, соответствуют международным инвестиционным стандартам.

Тем не менее в России все первичные размещения на местных биржах считаются IPO. Впрочем, российские инвестиционные специалисты склонны даже стирать грань между IPO — открытым размещением акций и частным размещением, когда ценные бумаги компании предлагаются ограниченному кругу заранее отобранных инвесторов.

Лондонская фондовая биржа (LSE) включает в себя основную (main market) и альтернативную (alternative investment market, AIM) площадки. Только за девять месяцев 2006-го на LSE было проведено IPO на общую сумму около 35 млрд. долларов. Для сравнения: объем размещений на втором мировом лидере — NYSE — за этот же период составил всего 17 млрд. долл.

Требования к компаниям, выходящим на AIM, мягче. Именно на ней размещались все украинские и большинство российских эмитентов. Однако последнее крупное украинское IPO — компании Ferrexpo — было осуществлено именно на основной площадке. На нее же нацелились донецкий «Метинвест» и «Мироновский хлебопродукт», планирующие разместить там свои акции в 2008 году.

Одной из самых привлекательных бирж по соотношению требований, стоимости и сроков размещения к возможному объему привлечения средств считается Франкфуртская. Однако здесь пока прошло лишь одно украинское размещение — девелоперской компании ТММ. Готовится размещение там акций «Милкиленда».

— Решение, на какую биржу выходить, принимается компанией при непосредственном участии инвестиционного консультанта, — говорит Алексей Юдин. — Принцип всегда один: компании идут туда, где деньги будут для них дешевле. С развитием национальных/региональных бирж акцент будет смещаться на них. Также определенную роль, конечно, играет и вопрос продвижения той или иной площадки, ее маркетинговой политики. Например, когда LSE оценила потенциал российских эмитентов, она предприняла маркетинговые усилия по их привлечению, вплоть до предоставления особых условий. Важно также учитывать глобальный характер фондового рынка. Зачастую мы можем наблюдать, как основной объем размещаемых акций в Лондоне выкупают российские инвесторы, а 4/5 эмиссии компании, размещаемой в России, — международные фонды.

— Компании с оборотом в сотни миллионов долларов США, с развитым бизнесом и четкими планами развития предпочтут выход на крупные фондовые площадки, как, например, в Лондоне, — говорит Брайан Бест. — В то же время молодые компании, нуждающиеся в капитале для расширения своего бизнеса, с оборотом в десятки миллионов долларов США, могут вполне выходить на IPO на ПФТС или Варшавской бирже.

Что касается грани между публичным и частным размещением, то тут мнения экспертов разделились.

— И то, и другое — формат привлечения инвестиций. Просто в случае IPO требуется значительно больший объем подготовительной работы и сопроводительных коммуникаций, — считает Алексей Юдин. — Частное размещение обходится дешевле, но в ходе грамотно подготовленного IPO компания может привлечь больший объем инвестиций. В любом случае процедура IPO налагает больше обязательств на компании, в том числе в плане раскрытия информации.

— Пресса часто относится к частным размещениям как к чему-то второсортному. Это не оправдано, — говорит Брайан Бест. — Даже если компания разместила свои акции частным образом среди заранее определенного круга инвесторов, ей все равно придется стать более прозрачной и открытой, хотя бы по отношению к новым акционерам, публиковать регулярную финансовую отчетность и так далее.

IPO и PR

В условиях IPO совершенно новое значение для бизнеса компании приобретает ее PR-служба. Если в большинстве обычных фирм данное подразделение рассматривается как придаток к отделу маркетинга, а то и рекламы, то для публичной компании — это едва ли не главный инструмент формирования ее капитализации. Анализируя текущие котировки акций на любой бирже, можно легко заметить, как буквально после любого сообщения о деятельности той или иной компании оживляются торги ее акциями.

Дело в том, что котировки чрезвычайно чувствительны не только к реальным событиям, происходящим в бизнесе компании, но и к слухам и мнениям самого широкого круга участников рынка: игроков, инвесторов, чиновников, аналитиков и т.д. И кем-то неосторожно брошенное слово может привести к панике и ощутимым финансовым потерям.

Аналитики, выдающие рекомендации «покупать», «продавать» или «держать», ориентируются на три источника информации о компании: ее финансовые показатели, ее информационные сообщения и инсайдерскую информацию. Последний источник информации анализировать не будем в силу его неформальности и попадания под действие ряда запретов. С финансовой информацией тоже все ясно: периодичность ее появления известна, ее ждут, и брокеры заранее готовятся к оживлению торгов и изменению котировок после публикации. В периоды между ежеквартальными отчетами пресс-релизы компании, высказывания ее менеджеров на конференциях, какие-либо события на рынке становятся главными катализаторами торгов. В этой связи грамотная PR-политика компании начинает играть решающую роль в формировании отношения к ней инвесторов.

К PR-подразделению предъявляются два главных требования, несколько противоречащих друг другу. Во-первых, генерируемая им информация должна быть максимально точной и выверенной, содержать только однозначно трактуемые посылы, позволяющие на их основе делать выводы о росте бизнеса компании. Во-вторых, PR-подразделение должно проявлять максимум творчества для того, чтобы из «сухого автоинформатора» превратиться в биржевого режиссера, моделирующего сценарий постоянного роста котировок акций своей компании.

Ситуация, когда компания неделями не реагирует на нарастающий негатив, как не раз бывало на украинском рынке, недопустима, если ее акции котируются на бирже: падение капитализации не заставит себя ждать.

Одним из важных элементов формирования положительного имиджа компании, доверия к ней инвесторов является имидж ее менеджеров. Таким образом, ее PR-подразделение должно уделять внимание их личному PR, их цитируемости, известности в бизнес-сообществе, формировать их экспертный статус. С другой стороны, общение «топов» публичной компании с прессой и аналитиками должно быть тщательно срежиссировано, чтобы не допустить непроизвольной выдачи нежелательной информации или нежелательной трактовки услышанного журналистами или аналитиками.

За отношения с акционерами и управление котировками акций компании, по идее, отвечает другое подразделение — Investor Relations (отношения с инвесторами). Его аудиторией являются именно финансовые круги. IR-направление работы компании предполагает индивидуальную работу с инвесторами, брокерами, аналитиками, публикацию расширенной финансовой информации, бизнес-прогнозирование.

К сожалению, для большинства украинских предприятий вышеизложенное является недостижимой утопией.

— Если говорить о коммуникационном сопровождении IPO и дальнейшей работы компании с инвесторами и СМИ, именно о нем украинские компании часто думают в последнюю очередь, — сетует Марина Стародубская. — Функция Investor Relations либо находится в процессе формирования, либо вообще отсутствует. Руководитель отдела коммуникаций в 90% случаев не входит в правление, т.е. не принимает участия в разработке стратегии. А ведь инвестору интересен только понятный, предсказуемый и прозрачный бизнес. Постоянное пребывание компании «на виду» у инвесторов и СМИ требует регулярного производства информации: отчетов, новостей, информационных подборок для пресс-брифингов и т.д. Поэтому на ранних этапах подготовки, во время и сразу после выхода на IPO компании необходимо профессиональное коммуникационное и финансовое сопровождение.

— Известно, что котировки акций первых украинских компаний, которые вышли на IPO два года назад, в течение первого года упали на 10—30%. Причина — изначально низкая информированность международных инвесторов, что усложняет «раскрутку» компаний среди фондов, прежде не инвестировавших в Украину, — говорит Брайан Бест. — Для сравнения: котировки акций компаний, размещавшихся на ПФТС, — «Ритейл Груп» («Велика Кишеня»), «Родовід-банк», «Мотор-Січ» и др. — со времени размещения существенно выросли. Этому, в частности, способствовало своевременное и регулярное информирование инвесторов о положении дел, анализ финансового состояния и перспектив роста и т.д.

Справка «ЗН»

Украинские компании, заявившие о подготовке к IPO:

1. «Холдинг Атлант-М»

2. Укргазбанк

3. Finance&Credit Bank

4. Международный ипотечный банк

5. «Надра»

6. «Родовід-банк»

7. КрАЗ

8. ДТЭК

9. «Метинвест»

10. «Галнафтогаз»

11. «Стирол»

12. «Мироновский хлебопродукт»

13. Одесский коньячный завод

14. «Группа Олимп»

15. «Союз-Виктан»

16. «Датагруп»

17. «Укртелеком»

18. «Норд»

19. «Дакор»

20. Промышленная группа «Креатив»

21. «Интерпайп»

22. «Росава»

23. CК «Универсальная»

24. «Индустриальный Союз Донбасса»

25. «Фуршет»

26. Milkiland