UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭСТОНИЯ ПОСПЕШАЕТ НЕ ТОРОПЯСЬ

В 1991 году, когда Эстония стала независимой, мало кто полагал, что эта маленькая республика с населением в полтора миллиона человек сравняется с Чехией и Венгрией в списке самых успешно реформирующихся стран Европы...

Автор: Владимир Ксенин

В 1991 году, когда Эстония стала независимой, мало кто полагал, что эта маленькая республика с населением в полтора миллиона человек сравняется с Чехией и Венгрией в списке самых успешно реформирующихся стран Европы. Тем приятнее отмечать экономические успехи, достигнутые эстонцами на пути к свободному рынку. Представитель Международного валютного фонда (МВФ) Бэзил Завойко говорит: «Наша организация довольна тем, как идут дела в Эстонии - правительство этой балтийской страны заложило фундамент больших успехов».

Если не считать реформу землепользования, все остальные проблемы сегодняшней Эстонии схожи с проблемами развитых стран капитализма. По предварительным данным эстонского Центрального банка, рост валового внутреннего продукта в прошлом году составил 5 процентов; то же ожидается в нынешнем году. Инфляция составляет 30 процентов, а безработица - 3 процента, что для балтийского региона очень неплохо. При этом заметим, что конституция Эстонии запрещает принимать бюджет с дефицитом и фиксирует, по положению 1992 года, курс эстонской кроны к немецкой марке в пропорции 8:1; менять его без разрешения парламента страны нельзя. Ни пять премьер-министров, сменившихся за четыре года, ни политический скандал, приведший к власти партию Реформ, не пошатнули фискальную и монетарную политику страны, и ее курс на либерализацию экономики.

Наиболее значительных успехов Эстония добилась в приватизации госпредприятий и привлечении прямых иностранных инвестиций. Уже в начале 1994 года завершилась приватизация малых бизнесов, таких, как магазины и рестораны, а в 1995 году тендеры и аукционы перевели массу крупных предприятий из госсектора в частный. Сегодня эстонцам для полного счастья осталось продать в частные руки авиакомпанию «Эстониан эйр», в которой заинтересованы «Финэйр» и шведская САС, страховую компанию страны, энергетические и газовые компании и железные дороги.

Прямые инвестиции из-за рубежа в основном направлялись в развитие туризма, лесной и текстильной промышленности, а также в телекоммуникации и химическую индустрию. 42 процента от общей суммы зарубежных инвестиций принадлежат шведам и финнам. Американцы, впрочем, тоже проявляют интерес, и в прошлом году на аукционе была заключена одна из самых крупных сделок: американская компания «Велсекол» купила эстонский химзавод.

Сегодня главная задача, по мнению многих зарубежных инвесторов, - добиться более согласованных действий от всех трех балтийских государств. Головную боль у Эстонии вызывает, конечно, Россия: испортив отношения с этой страной, Таллинн лишил свои товары беспошлинного доступа на российский рынок, в результате чего большая часть экспорта направляется теперь через Финляндию.