Состояние инфраструктурных секторов Украины — железнодорожного транспорта, автомобильных путей, электроэнергетики и газораспределения — создает значительные препятствия для развития экономики, утверждают эксперты из Института экономических исследований и политических консультаций.
«Низкое качество инфраструктуры приводит к дополнительным непроизводительным затратам, которые фактически тормозят рост реального ВВП», — отмечают Игорь Бураковский, Вероника Мовчан и Наталия Сисенко.
Они считают, что высокий уровень изношенности объектов инфраструктуры является угрозой для стабильного функционирования экономики и национальной безопасности страны. «Сегодня уровень амортизации основных фондов в отрасли производства и распределения электроэнергии, газа и воды составляет 60,7%, в аварийном состоянии находятся 33,8% водопроводов и 42,9% уличных водопроводных сетей», — отмечают эксперты.
Также, по мнению экономистов, существующая ситуация предопределяет низкое качество инфраструктурных услуг. «о каком качестве может идти речь, если около 80% дорожного покрытия нуждается в ремонте, причем почти 20% — в срочном», — констатируют они.
Одной из причин кризисного положения эксперты считают неэффективность государственного управления в сфере инфраструктуры. «Горизонт бюджетного планирования составляет один год, что фактически делает невозможным эффективное финансирование долгосрочных инфраструктурных проектов, к тому же финансировать развитие инфраструктуры исключительно за счет бюджета просто невозможно», — утверждают экономисты.
При том государство, по их мнению, не спешит реформировать сектор инфраструктуры. «Главная проблема состоит в том, что структурные реформы в этом секторе традиционно тормозятся, причем по этому показателю Украина сегодня отстает от других стран с переходной экономикой», — считают эксперты.
Детальнее читайте в статье Игоря Бураковского, Вероники Мовчан и Наталии Сисенко «Экономический рост и инфраструктурные тормоза» в свежем номере «ЗН».