UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКОНОМИКА-02: СКОЛЬКО ПЛАТИМ ЗА ВЫБОРЫ

Как показало начало года, избирательная кампания существенным образом влияет на колебания экономической конъюнктуры и оставит свой след на результатах года...

Автор: Ирина Крючкова

Как показало начало года, избирательная кампания существенным образом влияет на колебания экономической конъюнктуры и оставит свой след на результатах года. В предыдущей публикации («Инвестиционный бум: смена приоритетов» в «ЗН» №2, 2002) мы уже писали о том, что в первом квартале года произойдет снижение инвестиционной активности, но даже в самых пессимистических прогнозах не предполагали, что оно будет столь резким. Можно сказать, что благополучно построенная инвестиционная модель 2001 года резко видоизменилась в начале 2002-го.

В 2001 году увеличение внутреннего рынка обеспечивалось за счет расширения нескольких каналов конечного спроса: значительный рост инвестиций в основной капитал (17,2%) и более умеренный, вровень с ВВП, рост потребительского спроса населения (9,1%). Как видим, наиболее сильным внутренним активизатором роста валового внутреннего продукта показали себя инвестиции, которые по темпам почти в два раза обогнали рост ВВП. В это же время реальный темп роста внешнего спроса сокращался в течение года (особенно во втором полугодии), а по итогам года и вовсе отстал от темпа ВВП. Это показало значимость внутреннего рынка и импортозамещения для экономического развития в период выхода украинской экономики из кризиса.

Однако начиная с четвертого квартала прошлого года и особенно в январе—феврале нынешнего компоненты роста перегруппировались. Стержневую позицию, благодаря которой сохраняется устойчивость экономики и сейчас, занял потребительский спрос. Его продолжающийся рост стал палочкой-выручалочкой в условиях резкого снижения инвестиционных вливаний.

Главным фактором поддержки потребительского спроса стал рост денежных доходов населения, обусловленный реальным ростом заработной платы (в январе против января 2001 года — на 17,3%) и доходов, связанных участием в избирательной кампании. В результате в январе—феврале оборот розничной торговли увеличился на 16,8%, прирост депозитов населения за три месяца составил свыше 20%, что более чем вдвое превышает прошлогодние темпы и свидетельствует, что прирост доходов произошел не у самой бедной категории населения.

Примечательно, что прошлогодний внутренний потребительский спрос не был использован импортерами для восстановления своего сегмента на рынке Наоборот, импорт товаров повседневного спроса отставал, и отечественная продукция продолжала теснить импортную (удельный вес продажи отечественных продовольственных товаров в торговой сети увеличился до 94% *, а непродовольственных — до 62%). Новым завоеванием стал рост отечественного сегмента бытовой техники: производство таких товаров, как морозильники и электросоковыжималки, выросло в 2—4 раза, стиральных машин, холодильников — на 42—63%, электроплит и электродуховок — на 5—12%.

На заполнение расширившегося внутреннего потребительского рынка работают также высокие урожаи зерна в прошлом году. Они положили начало технологической цепочке: прирост кормовой базы — наращивание поголовья скота (в основном свиней и птицы, соответственно — на 13% и на 12%) — рост производства животноводческой продукции (реализация сельхозпредприятиями живого скота и птицы на убой выросла на 26,8%) — увеличение объемов в мясной (на 38,4%) и молочной (на 17,1%) промышленности. Расширился также производственный потенциал отечественных птицефабрик, на продовольственных рынках наблюдается рост предложения яиц (на 36,9%).

Несмотря на искусственное сужение внешнего рынка (в том числе и ввиду санкций со стороны РФ), кондитерские предприятия страны всячески расширяют ассортимент и предложение своих изделий. По многим позициям у пищевиков преодолена планка не только ценовой, но и неценовой конкурентоспособности. А это уже завоевание, гарантирующее определенную стабильность даже в условиях укрепления гривни.

Однако если на внутреннем рынке потребительских товаров наблюдается относительное сохранение баланса спроса и предложения (с некоторым перекосом в сторону предложения, что привело к снижению цен на отдельные продукты питания), то на рынке инвестиционных ресурсов все не столь благополучно. Прошлогодние инвестиции увеличили производственный потенциал машиностроителей и просто строителей, которые готовы наращивать производства и в этом году, но, увы, — инвесторы не спешат за это платить.

Два основных фактора ограничивают инвестиционную активность. Во-первых, некоторые владельцы капиталов (меньшая часть) ожидают подведения итогов избирательной кампании, чтобы определиться с грядущими изменениями в экономической среде. Во-вторых, значительная часть отечественных предприятий (чей директорат занимает более активную позицию) попросту переориентировали часть своих финансовых потоков в сторону выборов, от которых зависят возможности лоббирования решений, приемлемых для них в среднесрочной перспективе. Но никто не ожидал, что эти ушедшие «в политику» потоки будут настолько мощными и что легальные доходы, а также самофинансирование обновления производства сократятся столь резко. Так, в январе, против января прошлого года, несмотря на экономический рост и отсутствие ценовых шоков, реальный объем прибыли прибыльных предприятий сократился на 6%, а убытки убыточных выросли на 17,7%, в результате снижение балансовой прибыли превысило 40% (!). Это свидетельствует о массовой тенизации ранее легальных доходов на уровне 4—5% от ВВП.

Итоги первого квартала покажут инвестиционную цену выборов (соответствующая отчетность готовится раз в квартал), но косвенными индикаторами сокращения инвестиций в январе—феврале против соответствующего периода предыдущего года стало отсутствие роста добавленной стоимости в строительстве; сокращение контрактных объемов работ, выполненных строительными подрядными предприятиями (на 5,9%); спад в машиностроении, ориентированном на внутренний рынок (металлургического — на 42,1%, электрического и электронного оборудования — на 16, станков — на 16,1, сельскохозяйственных машин — на 10,4%).

Хорошо еще, что в каждой отрасли есть свои «спасатели» от обвала. Так, машиностроителей вытягивает вверх расширяющееся производство транспортного оборудования, которое по итогам января—февраля к соответствующему периоду прошлого года выросло в 1,6 раза. Успехи достигнуты в авиационной промышленности (рост в 1,9 раза), железнодорожном машиностроении (рост в 1,7 раза) и в производстве автомобильного транспорта (в 1,3 раза). Однако наблюдавшиеся здесь тенденции обусловлены главным образом внешним спросом. Так, в январе экспорт локомотивов вырос в 2,2 раза, летательных аппаратов — в 3,5, средств наземного транспорта — на 21%.

О свертывании внутреннего производственного спроса, включая инвестиционный, свидетельствует сокращение импорта товаров производственного назначения, которое в январе составило более 10%. Так, в январе (против января 2001-го) снизился импорт: машин и оборудования — на 12%, промстройматериалов — на 22, минеральных продуктов (несмотря на рост импорта сырой нефти в 1,6 раза) — на 11%, неблагородных металлов и изделий из них — на 20%. Ситуация, безусловно, временная, но говорит о многом.

Противоречивость тенденций в инвестиционном комплексе свидетельствует о неустойчивости и слабости позитивных тенденций прошлого года, уязвимости позиций отечественных производителей не только на внешнем рынке, но и внутреннем.

Переводя «выборы» на язык экономистов, можно смело говорить о формировании эдакого временного вида деятельности, как «услуги по проведению избирательной кампании», которая переориентировала на себя живые деньги, оттянув их из реального сектора экономики. Однако эффективность этих «услуг» весьма неоднозначна, поскольку ее результатом являются политические миражи и дестабилизация экономических процессов. Один плюс — встряска политической жизни и развлечение для «широкого загалу». Большинство населения Украины не только не читает, но даже не интересуется программами многочисленных партий и обещаниями отдельных мажоритарщиков. И лишь психологи и социологи могут исследовать критерии выбора, срабатывающие в ответственный момент вычеркивания забракованных кандидатур.

Кроме внутреннего шокового воздействия избирательной кампании на экономику, проблемой 2002 года станет диверсификация экспорта в условиях резкого сокращения внешнего спроса на металлопродукцию и некоторые традиционно экспортные товары. Еще в прошлом году внешний фактор как таковой показал свою изменчивость и нашу сильную уязвимость от действий партнеров по внешней торговле. К примеру, когда важнейший для Украины партнер — Российская Федерация — изменил условия торговли со странами СНГ и Украиной (ввод НДС и квот на трубы), да к тому же на внешнем рынке обнаружилось перепроизводство металлопродукции, выпуск украинского металла резко сократился. Остальные отрасли (машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство) хоть и усилили свои экспортные позиции, но пока не сумели достичь устойчивости в наращивании экспортного производства (к примеру, январский экспорт у пищевиков резко сократился).

Сокращение объемов производства на металлургических предприятиях Украины в конце прошлого и начале этого года мультипликативно отразилось и на работе других отраслей. Так, за январь-февраль при снижении объемов производства в черной металлургии и обработки металла на 9,2% добыча металлических руд сократилась на 7,7%. Изменились, конечно, и энергоемкость ВВП, и потребность в импортных энергоресурсах. Следует сказать, что пессимистические ожидания инвесторов относительно внешнего спроса на металлопродукцию проявились еще в 2001-м, когда отраслевые инвестиции в основной капитал, несмотря на проводимый эксперимент, стабильно и ежеквартально снижались. В нынешнем году на эти процессы отреагировало и металлургическое машиностроение, сократив производство на 42,1% (!). Все говорит о том, что многим предприятиям вскоре придется пройти через все испытания кризиса спроса. И это в условиях, когда основные фонды требуют кардинального обновления!

Таким образом, в текущем году на общеэкономическую конъюнктуру окажут отрицательное влияние два основных дестабилизирующих фактора: один внутренний, другой — внешний. Это — избирательная кампания и состояние мирового рынка. Наиболее тяжелым окажется первое полугодие. Показатели экономической деятельности будут, скорее всего, пестрыми: одни отрасли «упадут», другие «вырастут», однако общий итог будет хоть и позитивным, но мало удовлетворительным. Во втором полугодии ситуация улучшится: финансовые потоки вернутся в обычное русло, директорат займется своими непосредственными обязанностями, инвестиционный спрос увеличится, ситуация стабилизируется изнутри, а это поможет субъектам хозяйствования адекватно реагировать и на внешние шоки. Есть основания предполагать, что начавшийся экономический подъем восстановится (в первую очередь за счет расширения внутреннего рынка) и станет более динамичным, нежели сейчас. Но, к сожалению, прошлогодних темпов достичь не удастся, несмотря на низкую инфляцию и курсовую стабильность.

* Парадоксально, но факт: из всего объема продаж отечественного продовольствия в торговой сети в прошлом году 31% составили алкогольные и табачные изделия.