или Каков уровень теневой экономики во внешнеторговых сделках Украины и ЕС и как предупредить его дальнейший рост
Для украинских производителей Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС сделает торговлю на европейском рынке проще и дешевле.
После имплементации Соглашения в Украине улучшатся правила конкуренции, упростятся условия движения капиталов. Очевидно, что эти преимущества имеют смысл только для легально работающих предприятий. Ожидать значительных иностранных инвестиций следует только в случае, когда зарубежные компании могут вести бизнес, не прибегая к использованию теневых схем. В условиях выживания предприятий за счет выведения части бизнес-процессов в тень преимущества Соглашения могут еще долго оставаться нереализованными в Украине.
Для того чтобы новые возможности Соглашения об ассоциации стали драйвером развития экономики, украинские предприятия должны работать открыто и не рисковать использованием теневых схем. Задача правительства - обеспечить бизнесу такую возможность.
Детенизация всегда была предметом обещаний тех, кто приходил к власти. На сегодняшний день около 40% экономики Украины работает в "тени" (по крайней мере такой результат дают расчеты автора этих строк в соответствии с методами, изложенными в Методических рекомендациях расчета уровня теневой экономики, утвержденных приказом Минэкономики от 18.02.2009 №123). И если их оттуда вывести, то можно ожидать серьезного увеличения официальных показателей экономического роста. Но по сей день все попытки были безуспешными. В первую очередь потому, что каждый раз, начиная с обещаний создать благоприятные условия для выхода "из тени", власть довольно быстро переходила к закручиванию гаек малому и среднему бизнесу. Потом, как правило, происходило перераспределение собственности и достигался новый статус-кво - власть закрывала глаза на теневые схемы, а бизнес продолжал работать "как всегда". С незначительными отклонениями теневая экономика сохранялась на своем обычном 40-процентном уровне.
Нынешнее правительство не является исключением. "Маски-шоу" в ІТ компаниях и медицинских учреждениях подтверждают, что власть прибегает к использованию проверенных временем инструментов. Очевидно, что результат таких мер будет негативным, о чем свидетельствует многолетняя практика предшественников. Будет закрепляться недоверие к власти, бизнес будет свертываться, уходить с Украины, искать возможности для новых схем, не будет инвестировать.
Отсутствие реформ в условиях военного конфликта на Востоке способствует развитию новых теневых схем. Концентрация ресурсов в оборонно-промышленном секторе и злоупотребления менеджмента на этих предприятиях создали условия для увеличения объемов разворовывания бюджетных средств через государственный оборонный заказ. Ситуация усложняется тем, что информация о деятельности государственных предприятий недоступна для анализа. Это создает теневой экономике в оборонно-промышленном комплексе благоприятную почву.
Теневые схемы во внешней торговле также продолжают развиваться. Традиционные стимулы контрабанды и манипуляций таможенной стоимостью, в частности, сложные таможенные процедуры, возможности минимизации налогообложения и коррупция дополнились новыми:
1. Оккупированные территории, где деятельность бизнеса не регулируется и не облагается налогами по украинскому законодательству, фактически являются "черной дырой" для отечественной экономики. Коррупция на пропускных пунктах между оккупированными районами и подконтрольной украинской власти территории создала условия для формирования новых теневых схем.
2. Административные ограничения на обмен иностранной валюты и введение налогообложения этих операций сформировали мощные теневые рынки обмена валюты. Сдерживание курса в конце прошлого года стимулировало экспортеров и импортеров к манипуляциям ценами на товары. Банки создали параллельную систему обмена валюты по курсу, приближенному к рыночному.
3. Непоследовательная кадровая политика в ГФС поддержала взяточничество на таможне и в налоговой службе.
По данным экспертов реального сектора экономики, поставки на экспорт продукции с оккупированных территорий приобрели массовый характер. При этом официально Украина часто указывается в качестве страны происхождения таких товаров. География такой контрабанды очень широкая, включая Европейский Союз.
Добросовестным налогоплательщикам с подконтрольных украинской власти территорий очень трудно конкурировать с производителями из "ДНР" и "ЛНР". Легальные производители платят в бюджет Украины налоги, значительно превышающие платежи в бюджеты самопровозглашенных республик. Производители с подконтрольных боевикам территорий часто имеют доступ к дешевым или даже бесплатным ресурсам, оставленным вынужденными переселенцами. Финансовое положение производителей, переместивших бизнес с оккупированных в подконтрольные украинской власти регионы, значительно усложнилось из-за дополнительных затрат. Поэтому себестоимость продукции производителей из "ДНР" и "ЛНР" ниже себестоимости легальных украинских производителей. Благодаря этому, контрабанда продукции с неподконтрольных украинской власти территорий является привлекательным бизнесом.
Для получения ориентировочных оценок теневых объемов экспорта и импорта можно использовать метод зеркальной статистики, позволяющий сравнить данные из различных источников информации об определенном потоке товаров между странами. Например, если анализировать товарный поток из Украины в ЕС, то по украинской статистике это будет экспорт с Украины, а по статистике Евросоюза - импорт в ЕС. Данные экспорта из Украины можно взять на сайте Государственной службы статистики, а данные импорта в ЕС - на сайте службы статистики ЕС Евростат. На основании полученной информации из двух источников и экспертных расчетов данные экспорта и импорта можно сопоставить. Теоретически для такого товарного потока данные, полученные из разных источников информации, должны быть одинаковыми. Но на практике между ними есть расхождение, которое обычно объясняется наличием контрабанды, а также искусственным занижением или завышением цен.
Расхождение между цифрами Госстата и Евростата по товарным потокам из Украины в ЕС есть почти по всем товарным группам. Экспорт из Украины фруктов и овощей, минералов, химической продукции, пластмасс и резины, кожи и леса меньше официальным показателей импорта этих товаров в ЕС. По всем приведенным группам товаров в 2015 г. наблюдается тенденция к увеличению нелегального экспорта.
За показателями, приведенными на рисунке 1, могут стоять контрабанда и искусственное занижение цен экспорта. Украинские экспортеры, как правило, занижают экспортные цены для того, чтобы оставить часть своих средств за границей и/или уменьшить доходы и, соответственно, минимизировать налог на прибыль. Требования по обязательной продаже валюты, сдерживание обменного курса ниже рыночного уровня и банкротства банков мотивируют предпринимателей к размещению средств за границей для того, чтобы не потерять их. То есть, импортеры используют подобные схемы для сохранения своих средств и минимизации налогообложения.
Как показывает зеркальная статистика из ЕС, занижение стоимости импорта имеет самые крупные масштабы при импорте потребительской и инвестиционной продукции. Занижение стоимости одежды и обуви составляет от 50 до 80% цены продукции, приобретенной у европейских компаний. На значительные суммы занижается стоимость импорта инвестиционной продукции, в частности, машин и оборудования - на 40%, транспортных средств - на 25-30%.
Занижение стоимости инвестиционной продукции обусловлено тем, что предприятия пытаются минимизировать налог на прибыль. Фактически эта цифра является индикатором эффективности существующей системы налогообложения, в частности налога на прибыль предприятий. Сейчас ведутся дискуссии между приверженцами налогообложения прибыли и распределенной прибыли. Приведенные масштабы занижения объемов стоимости инвестиционной продукции являются аргументом в пользу второй концепции. Освобождение от налогообложения инвестированных средств может нивелировать экономическую целесообразность операций по занижению таможенной стоимости при импорте машин и оборудования.
Эти явления не являются уникальными для Украины, они наблюдаются и в странах ЕС, но там их масштаб значительно ниже. Украинские производители должны нести дополнительные трансакционные затраты на обслуживание теневых сделок, что снижает их конкурентоспособность по сравнению с европейскими коллегами.
Реализация уникальных возможностей, которые отечественные производители получают благодаря имплементации Соглашения об ассоциации, требует настоящих усилий государства в направлении создания благоприятной бизнес-среды, а не ее имитации. Условия ведения бизнеса должны максимально содействовать его выходу из "тени" и осуществлению внешнеторговых сделок легальным способом, поскольку от сугубо формальной их подгонки под европейские лекала традиционными чиновничьими методами украинского образца будет мало выгоды как экономике, так и госбюджету.