Доверие — краеугольный камень человеческих взаимоотношений, основа экономического сотрудничества и главное условие эффективной реализации государственной политики в любой сфере. В ряду других политик налоговая политика государства здесь точно стоит на одном из первых мест, ведь кооперация между государством и плательщиками, измеряемая уровнем добровольности уплаты налогов и обеспечивающая функционирование государства, также является производной от желания плательщиков платить налоги, что, в свою очередь, напрямую и непосредственно зависит от качества получаемых публичных услуг, прозрачности использования бюджетных средств, технологий администрирования налогов и т.п. Все это хорошо понимают, но большинство плохо представляет себе, из какого именно места в этом замкнутом круге начать движение и как доверие создавать, приумножать, поддерживать на надлежащем для нормального функционирования экономики, социума и государства уровне.
В этом контексте особый интерес представляет «Мировое исследование ценностей» седьмой волны, проводимое по стандартной методологии с 1981 года и направленное на измерение и отслеживание динамики изменений многих аспектов социальных и культурных ценностей, толерантности и доверия. По результатам исследования по Украине у нас есть достаточно интересные выводы, которые однозначно следует учитывать, особенно в ходе формирования и реализации государственных политик, а налоговой и подавно. Так, проведенные опросы показывают увеличение доли тех, кто считает, что большинству людей можно доверять, с 23,1% в 2011 году до 30,1% в 2020-м. Вместе с тем исследователи констатируют снижение доверия к большинству государственных институтов (судам, правительству, Верховной Раде, образовательным заведениям, государственным учреждениям и службам в целом), кроме Вооруженных сил и Национальной полиции, доверие к которым выросло. Доля респондентов, полностью доверяющих государственным институтам, в 2020 году уменьшилась до 2,6% по сравнению с 4,3% в 2011-м, а доля тех, кто полностью не доверяет им, за этот период увеличилась с 17,3 до 24%.
Что все это означает для государства и его налоговой системы, питающей процесс его функционирования? Снижение доверия к государству и его институтам со стороны рядовых граждан почти автоматически означает в сфере налогов повышение уровня оппортунистического поведения плательщиков и попытки всячески если не уклониться, то хотя бы уменьшить свои налоговые обязательства. Конечно, это не может не настораживать, поэтому следует всячески приветствовать попытки построить такую систему взаимоотношений в сфере налогообложения между плательщиками и контролирующими органами, когда добросовестные плательщики не будут замечать влияния последних на себя, а все внимание будет приковано к тем, кто уклоняется от уплаты. Первый шаг на этом пути Государственная налоговая служба уже сделала, когда несколько упорядочила администрирование налога на добавленную стоимость.
Риск-ориентированная система, наконец, принесла плоды для государственного бюджета. Налоговые поступления от уплаты НДС за первые три квартала текущего года составили 273,8 млрд грн, в том числе 85 млрд грн НДС на товары внутреннего производства с учетом бюджетного возмещения и 188,8 млрд — на товары, ввозимые на таможенную территорию Украины. Темпы прироста поступлений от уплаты именно этого налога в абсолютном измерении — самые высокие за последние шесть месяцев. Это в целом положительно сказалось на доходах государственного бюджета, ведь в структуре налоговых поступлений на долю НДС приходится почти половина. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за девять месяцев текущего налоговые поступления от уплаты НДС выросли почти на 3 млрд грн, что в условиях существующей экономической ситуации — очевидное достижение, обусловленное прежде всего повышением эффективности администрирования налога контролирующими органами.
Однако, несмотря на заметный прогресс, еще большие вызовы по-прежнему впереди. Так, по данным ГНС Украины, налогоплательщики по состоянию на 1 октября текущего года подали 2322 отчета о контролируемых операциях за 2019-й. Общий объем таких операций составляет 2553,6 млрд (!) грн с 5220 нерезидентами. Впечатляющие цифры, несколько диссонирующие с оценками сумм средств, которые в это же время выводятся за границу в низконалоговые юрисдикции. В одном из своих интервью глава ГНС отметил: когда в Украине будет создана эффективная система контроля за трансфертным ценообразованием, это позволит оставлять в ней около 30–40 млрд долл. прибыли ежегодно.
К сожалению, до настоящего времени эффективность и фискальный результат работы контролирующих органов именно в этой сфере оставляли желать лучшего, ведь объемы доначисления составили по факту незаметные для государственного бюджета суммы. Сейчас есть предпосылки эту ситуацию качественно изменить, ведь просто собирать отчеты и их проверять — это роскошь, которую в современном мире и значительно более богатые страны не могут себе позволить. Ведущие мировые эксперты на разных площадках постоянно подчеркивают, что страна, не способная контролировать процесс искусственного перемещения прибылей за пределы своей территории, будет терять миллиарды в виде недополученных налоговых поступлений. К тому же в наведении порядка именно с контролируемыми операциями есть другая положительная экстерналия, которая абсолютным большинством рядовых налогоплательщиков будет расценена как позитивный сигнал операционной состоятельности государства и его контролирующих органов, а самое главное, будет способствовать росту доверия к ним. Ведь доверие у большинства обычных плательщиков возникнет в том случае, если они увидят, что государство в состоянии заставить платить налоги самых состоятельных граждан. Конечно, законным образом и в соответствии с действующим законодательством. Как это сделали США с FATCA, сейчас пытаются сделать страны ОЭСР с BEPS, развивая проект, несмотря на какие-либо текущие трудности и противоречия!
Напомним, что 12 октября были обнародованы совместное заявление министров финансов группы ведущих стран, работающих над дальнейшим развитием проекта BEPS, и материалы для публичных консультаций. В заявлении отмечается, что после проведения публичных консультаций к середине 2021 года должны быть решены все технические вопросы, разработаны модельные налоговые конвенции, международные правила налогообложения и процессы для достижения консенсусного решения между всеми налоговыми юрисдикциями. На текущем этапе работы в пределах площадки Inclusive Framework стороны, представляющие разные страны, далеки от консенсуса, но работа продолжается. На кону около 100 млрд долл. налоговых поступлений, которые могут дополнительно поступить в бюджеты разных стран мира в случае внедрения глобального минимального корпоративного налога, как предложено подходом Pillar Two.
С учетом этого задачи дальнейшего повышения эффективности системы администрирования налогов в Украине менее масштабны, но достаточно амбициозны. Поле для самосовершенствования открывается чрезвычайно широкое, начиная с тех же операций со связанными лицами, активного участия в международных проектах и заканчивая злоупотреблениями с упрощенной системой налогообложения.
Исследования специалистов МВФ свидетельствуют, что операционная деятельность налоговых администраций очень важна для процесса уплаты налогов. Операционная эффективность контролирующего органа состоит из системы риск-менеджмента, использования и обработки информации третьих лиц, уровня цифровизации сервисов, публичной подотчетности и автономии и непосредственно связана с эффективностью сбора налогов. Кроме этого, чрезвычайно важное значение имеет кадровый состав налоговых администраций. По всем этим направлениям наблюдается заметный прогресс в реформировании ГНС Украины, поэтому можно ожидать повышения уровня фискальной эффективности администрирования налогов и в дальнейшем. Эффект от улучшения работы администраторов налогов, в том числе и таможни, должен быть ощутимым для всех. Согласно полученным результатам исследования МВФ, увеличение индекса операционной эффективности администрирования налогов на 0,2 пункта (интегральный индекс эффективности находится в диапазоне от 0 до 1) приводит к росту налоговых поступлений в государственный бюджет в размере 3,25% ВВП. Доверие доверием, но всегда лучше, если рядом с ним удаленно и незаметно для добросовестных плательщиков работает система государственного контроля. Как говорится, доверяй, но проверяй!
Другие статьи Константина Швабия читайте по ссылке.