UA / RU
Поддержать ZN.ua

Долговое необязательство

Несмотря на то, что поступления в сводный бюджет за январь-март почти на 33 млрд грн превысили прошлогодние показатели, объемы возмещения НДС продолжают сокращаться, причем в марте - почти на треть. Госбюджет предполагает возместить компаниям в целом за нынешний год около 58 млрд грн, при этом за первый квартал возмещено только 12 млрд, что на 2,5 млрд меньше плана.

Автор: Юлия Самаева

Несмотря на то, что поступления в сводный бюджет за январь-март почти на 33 млрд грн превысили прошлогодние показатели, объемы возмещения НДС продолжают сокращаться, причем в марте - почти на треть. Госбюджет предполагает возместить компаниям в целом за нынешний год около 58 млрд грн, при этом за первый квартал возмещено только 12 млрд, что на 2,5 млрд меньше плана.

Именно проблемы с возмещением сделали этот налог для бизнеса фактически налогом с продаж, так как слишком много предприятий не могут реально рассчитывать на отвлеченные средства. Более того, сложности с возмещением - одна из причин, по которым бизнес ищет различные схемы, позволяющие хотя бы частично уклониться от уплаты этого налога. В итоге фискалы пеняют на бизнес, обвиняя его в схемах и неуплате, а бизнес указывает на налоговую, которая возмещает НДС "любимчикам", оставляя за бортом всех остальных.

Конечно, лукавят и первые, и вторые, но полномочия для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, есть только у государства. А оно медлит с решением вопроса, не первый год рассказывая о переходе к автоматическому возмещению с пропорциональным распределением средств и ровным счетом ничего для этого не делая.

Позиция преступная, особенно в нынешних условиях, когда экономике необходим рост, компаниям - оборотные средства, а бюджету - налоговые поступления. Ведь запас прочности компаний за прошлый год существенно сократился, они не могут ждать бесконечно долго своих же денег, в то время как "избранные" получают их ежемесячно и без задержки. О какой пропорциональности может идти речь, если, например, "Кернел-Трейд" Андрея Веревского за три месяца 2015-го возместил больше, чем за весь прошлый год, - свыше 1 млрд грн, тогда как другие фирмы с июля 2014-го не видели своих денег.

Цена вопроса, по словам экспертов и предпринимателей, в среднем 25% от суммы возмещения (в прошлом году было порядка 15%). Одним из обязательных условий является наличие переплаты налога на прибыль, а дополнительным рычагом давления на тех, кто все-таки хочет по-честному, - государственные облигации, которые можно получить вместо живых денег. В прошлом году их выдали почти на 7 млрд грн.

"Смысл в НДС-облигациях был бы, если бы их выдавали всем. В нынешнем же варианте это не самая привлекательная практика для бизнеса. Мы же понимаем, что все компании заплатили живые деньги, а получили - не все, некоторым выдали облигации, да еще и с задержкой, - рассказал ZN.UA Тарас Козак, координатор группы "Налоговый кодекс" ГП "Нова Країна". - Если налогоплательщик несвоевременно платит налоги, он получает штраф и пеню, а что получает государство, если не выполняет условия сотрудничества? Фактически государство само создало правила игры, назначило себя же судьей и само же в этой игре жульничает. А это, как ничто иное, останавливает инвестиции, не только внешние, но и внутренние".

Действительно, капитальные инвестиции за прошлый год сократились на 24%, объем привлеченных с начала инвестирования прямых иностранных инвестиций сократился до 45,9 млрд долл., падение составило 13,5 млрд.

Даже с учетом того, что 12,2 млрд из них "съела" курсовая разница, негативная динамика очевидна. Компании не хотят работать ни в Украине, ни с Украиной.

Это неудивительно, ведь система выстроена следующим образом: есть предприятия "хорошие" - им НДС возмещают регулярно, в полном объеме и живыми деньгами, есть "плохие" - им вроде как тоже возмещают, но облигациями, а есть "совсем плохие" - им просто ничего не платят. Понятно, что за откат "плохие" без проблем становятся "хорошими". Те, кто начинает платить меньшие откаты, получают облигации. А те, кто вообще перестает платить, ничего не получают.

Ручной полуавтомат

Если забыть об автоматическом возмещении как таковом, то выплате предшествует камеральная проверка продолжительностью 30 дней. В случае обнаружения нарушений проходит еще одна, уже выездная, проверка, это еще 30 дней. Получается, что по закону, через месяц, максимум два компания должна увидеть живые деньги. Но если сравнить объемы экспорта по областям в январе с объемами возмещения в феврале (спустя 30 дней), взаимозависимость не просматривается. Одесская и Полтавская области экспортируют примерно равные объемы, но компаниям Одесской области возместили 170 млн грн, а Полтавской - только 22. Аналогичная ситуация с Киевской и Николаевской областями: при равных объемах экспорта бизнесмены Киевщины получили в три раза большее возмещение. Конечно, есть предусмотренные законом случаи, когда выплата осуществляется несвоевременно: проверки, административные или судебные обжалования. Но это частности, которые не должны принципиально влиять на статистику. Ну не может Государственная фискальная служба проверять половину предприятий Николаевской области, а со второй половиной судиться.

По словам экспертов, в ГФС еще лежат неудовлетворенные заявки на возмещение НДС, датированные июлем-августом прошлого года. Долг государства перед бизнесом продолжает расти, цифры называют разные - от 20 млрд до 35 млрд грн. Но вопрос не в объеме долга, а в том, что его в принципе не должно быть. Поскольку механизм уплаты НДС предполагает отвлечение оборотных средств, то для того, чтобы он работал правильно, эти средства должны возвращаться вовремя.

"АрселорМиттал" получает возмещение регулярно и в огромных объемах, потому что это бюджетонаполняющая компания, и государству важно, чтоб она продолжала работать стабильно. А почему не получают остальные? Правильно, потому что это неважно государству, чиновничья близорукость не позволяет понять, что потеря 20 средних компаний в итоге будет равна потере криворожского гиганта. В данном случае размер задолженности - не более чем манипуляция. Любому понятно, что задолженность должна быть нулевой, автоматическое возмещение - стремиться к 100%, а казначейство должно публиковать не только списки тех, кто получил возмещение, но и тех, кто его не получил.

ГФС соглашается, что невероятный рост бюджетных поступлений обеспечен за счет, кроме прочего, увеличения уплаты НДС, и только в марте бюджет получил от плательщиков 10,3 млрд грн налога (почти на 5 млрд больше прошлогодних объемов), но продолжает управлять ситуацией в ручном режиме. "Когда идут разговоры о том, что вот уже 40% возмещаем автоматически, а теперь вот 50%, это обычное жонглирование цифрами. Если система не работает, проценты значения не имеют. Возмещать НДС нужно как можно большему количеству предприятий, проверяться должны только те, кто подпадает под определенные риски. И дело не в цифре, не в проценте, а в системе. Если она нормально работает при 50% - отлично, если она и при 80% не работает, нужно что-то делать", - убежден Артем Рудык, директор департамента налоговой политики Института бюджета и социально-экономического развития.

Действительно, еще в мае прошлого года фискальная служба сообщила, что возмещает около 50% НДС в автоматическом режиме и планирует увеличить этот показатель до 70–90%. Тогда эта цифра многих удивила, ведь ранее глава приказавшего долго жить Министерства доходов и сборов Клименко заверял, что уже возмещается 77% автоматом.

"Я уверен, что в налоговой сами точно не знают, какой объем возмещения начисляется автоматически. Когда-то мы подобную информацию запрашивали, но внятного ответа не получили, - рассказал ZN.UA Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов. - Год назад, в апреле, на встрече, организованной премьер-министром, мы сказали Билоусу, что работать нормально при действующей системе возмещений бизнес не может, объяснили, почему. Тогда Билоус нам обещал, что вопрос решится без проблем. Год прошел, не изменилось ничего".

Избирательность возмещения, пожалуй, главный недостаток. Любую налоговую систему будет расшатывать такая несправедливость. Честной конкуренции на рынке нет, она искажается, причем с подачи государства. Кто из аграриев сможет сейчас потягаться с "Кернелом", которому с барского плеча миллиард перепал?

По состоянию на март 2015 г. количество желающих возместить НДС выросло почти на 300 предприятий и перевалило за 2 тыс., это при катастрофически проваливающейся торговле. При этом из 2195 компаний право на автоматическое возмещение получили только 320 предприятий (1875 оказались за бортом). Наиболее частая причина отказа в возмещении - средняя заработная плата на предприятии, которая за последние четыре квартала была ниже 2867,5 грн. Казалось бы, вот он, еще один способ надавить на бизнес и вывести из "тени" зарплаты. Но предприятия не спешат отказываться от "конвертов", понимая, что возмещенный НДС - это журавль в небе, а "экономия" на зарплатном фонде - синица в руках.

Дальше будет хуже

НДС, как известно, оплачивается по первому событию, если грубо, то экспортеры продают товар, уплачивают налог и ждут возмещения за счет так называемого внутреннего НДС, уплаченного компаниями-неэкспортерами. Объемы внутреннего НДС намного меньше, из-за чего и образуется дефицит. Но государство в любом случае выигрывает, ибо получает прибыль независимо от рыночной ситуации, да еще и "договорняком" решает, кому возмещать, а кому не возмещать. По мнению некоторых экспертов, принцип первого события себя не оправдывает хотя бы потому, что когда речь идет о валовых доходах и налоговых обязательствах, то он применяется, а когда о затратах и налоговых кредитах, то ни о каком первом событии не вспоминают.

На самом деле именно действующая сейчас система провоцирует коррупцию вокруг НДС. Так или иначе, все законодательные изменения, которыми обрастало администрирование этого налога, - обязательства, кредиты, возмещения, льготы - создавали благодатную почву для различных злоупотреблений. Чем проще администрирование НДС, тем меньше возможностей у бизнеса избежать его уплаты, а у налоговой - создавать коррупционные схемы вокруг его обслуживания. Но выгодно ли это обоим фигурантам процесса? Ведь в хмурой украинской действительности, несмотря на многочисленные разговоры о проблеме возмещения НДС, система из года в год становится все более непрозрачной. А с июля 2015 г. к ней добавятся еще и НДС-счета, вконец усложнив и без того неидеальный механизм.

Судите сами. Оборотные средства компаний сокращались в течение всего прошлого года, часть сумм на неопределенный срок отвлекается при уплате НДС, не возвращается государством или может вернуться в виде облигаций, а часть сумм нужно будет задепонировать на НДС-счетах, которые начинают полноценную работу с 1 июля с.г. Представьте себе, насколько усложнится работа предприятия, если оно еще не получило возмещение, а его сумма уже вычитается из налогового кредита, и ее еще раз нужно внести на казначейский счет.

На украинский рынок НДС "запускает" импортер, он растаможился и осуществляет продажи. С другой стороны, есть украинский производитель, который "выпускает" на рынок налоговый кредит. Далее либо через торговые сети товар реализуется на внутреннем рынке, либо через экспортеров - на внешних. Импортер ощутит на себе негативный эффект от депонирования последним и в наименьшей степени, так как ему для этого не нужны большие объемы средств. А вот экспортеры и внутренние производители окажутся в довольно тяжелом положении и при нынешней системе возмещения НДС будут вынуждены работать в сложнейших условиях.

"Проще всего тем компаниям, которые имеют "своих" людей в налоговой, как правило, на уровне региональных управлений. Всем остальным получить возмещение очень сложно. Но в зону АТО, например, возмещение уходит очень легко. О чем это говорит? О том, что система осталась неизменной и требует от налогоплательщика не честного труда, а поиска знакомых в налоговой, чтобы кому-то что-то дать, - считает Тарас Козак. - И тут уже вопрос не в НДС - это нормальный налог, который может работать. Вопрос в людях, которые его обслуживают, и в их беспрецедентных полномочиях. Законы ведь очень размыты, они трактуются налоговиками так, как им это выгодно в данном конкретном случае. Причиной для отказа может быть любая формальность, запятая не в том месте может решить судьбу компании".

Теоретически можно отказаться от принципа первого события и вернуться к так называемому кассовому методу, но эта идея будет противоречить всем нынешним реформаторским трендам и совершенно не выгодна государству, так как налоговые поступления от НДС в таком случае прогнозируемо снизятся. Единственным реальным выходом из ситуации будет переход к адекватному администрированию системы возмещения НДС, чтобы компании действительно получали свои деньги вовремя. Много ли для этого нужно? Да, собственно, ничего, кроме желания.

Система может быть простой и прозрачной, для этого необходимо свести человеческий фактор к минимуму, оставив лишь единичные проверки сомнительных претендентов на возмещение. Но это, по-видимому, не произойдет в обозримом будущем. С одной стороны, для справедливого возмещения может не хватить ресурсов. С другой - слишком многих фискалов и их покровителей в более высоких чиновничьих кабинетах придется отстранить от "кормушки". А с третьей стороны, возмещение НДС - это отличный способ манипулирования собственниками крупных компаний. Кто же добровольно откажется от такого?