UA / RU
Поддержать ZN.ua

Для Украины наступил благоприятный момент, чтобы начать переход к инфляционному таргетированию

Специалистам, на наш взгляд, пора вспомнить о полезности инфляционного таргетирования (ИТ), которо...

Автор: Балаш Хорват

Ускорение в прошлом месяце роста индекса потребительских цен до 19,4% в годовом измерении вызвало серьезную обеспокоенность правительства и НБУ. Проблема высокой инфляции снова оказалась в центре общественного внимания. А специалистам, на наш взгляд, пора вспомнить о полезности инфляционного таргетирования (ИТ), которое создает основу для координации экономической политики с целью обеспечения макроэкономической стабильности и позволяет НБУ более эффективно и надежно противодействовать инфляции.

В случае последовательного внедрения инфляционное таргетирование весьма эффективно, что было доказано на практике во многих странах с переходной экономикой, в частности в Польше и Чехии. И оно не сводится, как кто-то слишком упрощенно считает, только к публичному объявлению показателя инфляции на будущее. Ключевой предпосылкой для внедрения таргетирования является признание и поддержка правительством инфляционной цели, действенная политика Национального банка по ее обеспечению и независимость НБУ в своей деятельности. В таких условиях Нацбанк мог бы добиваться удержания низкой инфляции как главной цели, а также обеспечивать диалог с обществом по ее реализации, решений своей политики и принципов, которые обуславливают эти решения. Вместе с тем Национальный банк был бы публично подотчетен за эффективность своей деятельности.

1. Свой вклад в высокий уровень инфляции внесли увеличение внутреннего спроса, импортируемая инфляция, а также быстрый рост монетарных агрегатов.

В прошлом году существенно выросла базовая инфляция, что стало отражением стимулирующей политики. «Снисходительная к расходам» фискальная политика, резкое увеличение объемов социальных трансфертов, высокие темпы повышения заработной платы, которая росла намного быстрее, чем производительность труда, а также значительно более высокие цены на импортируемые энергоносители и продукты питания обусловили слишком быстрые темпы роста спроса. К тому же, несмотря на внушительные объемы стерилизационных операций, значительно возросли монетарные агрегаты. Это обусловлено массовым притоком капиталов, который в условиях неизменного обменного курса национальной валюты к доллару США непосредственно увеличивал денежное предложение. Рост денежного предложения способствовал быстрому наращиванию кредитования, усиливая давление со стороны спроса. Поскольку предложение не успевало за спросом, цены возросли.

2. Существование фактической привязки обменного курса к доллару США в значительной степени ограничило действенность монетарной политики. Украине с ее сравнительно небольшой и открытой к экзогенным шокам экономикой очень не хватает свободы действий, чтобы, удерживая фиксированный обменный курс, одновременно использовать рыночные инструменты для эффективного регулирования денежно-кредитного рынка. Свобода действий еще более ограничивается вследствие падения процентных ставок в США, и этот процесс будет продолжаться параллельно с развитием финансовой системы Украины.

Внешне выглядит так, что фиксированный обменный курс начинает утрачивать свою роль в качестве главного «якоря» для ожиданий рынка. При таких обстоятельствах отсутствие ключевого инструмента борьбы с растущей инфляцией превращается в решающий фактор неэффективности антиинфляционной политики.

3. Фиксированный номинальный обменный курс также определил форму, в которой до сих пор происходило неуклонное укрепление реального обменного курса гривни. НБУ, как и другие центральные банки, не может непосредственно контролировать реальный обменный курс. Неоспоримый потенциал Украины по конвергенции с европейским уровнем производительности, хорошо образованная рабочая сила и преимущества географического расположения, вместе со значительными темпами экономического роста и относительной макроэкономической стабильностью — все это определяет тенденцию к укреплению реального обменного курса. До тех пор, пока давление к укреплению курса будет превалировать, сохранение курсовой привязки будет означать давление к более высокой инфляции в Украине, нежели у ее экономических партнеров, — это просто другая форма укрепления реального эффективного обменного курса. Однако факторы, связанные с реальным обменным курсом, могут повлечь за собой и ослабление национальной валюты — например, вследствие ухудшения условий торговли.

4. Более гибкий обменный курс улучшил бы контроль над инфляцией, а также помог бы смяг­чить последствия действия внешних шоков. Для этого НБУ должен допустить больший диапа­зон колебания обменного курса — сначала в пределах существующего коридора (то есть формально не прибегая к каким-либо изменениям в режиме проведения монетарной политики). Дабы достичь снижения инфляции, НБУ должен использовать и дополнительное пространство для маневра при установлении процентных ставок и контролировании денежного предложения. Со временем, после того как инструменты монетарной политики докажут свою эффективность, коридор можно было бы расширить. Однако, учитывая тот факт, что отказ от привязки к доллару может сказаться на инфляционных ожиданиях, необходимо подойти к этому очень осторожно.

5. Постоянный контроль над инфляцией требует тесной координации политики, которую реализуют правительство и центральный банк. Правительство и НБУ должны тесно взаимодействовать в процессе установления целевого показателя инфляции и развивать информационный обмен по денежно-кредитным и финансовым вопросам. Такая координация способствовала бы повышению эффективности и росту доверия к их политике, а также сыграла бы роль «якоря» для общественных ожиданий.

Правительство должно обеспечить оперативную независимость Национального банка при установлении процентных ставок и осуществлении контроля над денежной массой, а также поддерживать монетарную политику благоприятной (то есть довольно сдержанной) политикой фискальной. Значит, на НБУ будет непосредственно возложена функция обеспечения стабильно низкого уровня инфляции (в перспективе шести-восьми кварталов), которая станет первоочередной целью его деятельности, а также функция разъяснения своей политики обществу и причин каких-либо значительных отклонений фактической инфляции от целевого показателя.

6. Существует целый ряд технических предпосылок для того, чтобы ИТ заработало, причем многие из них уже (или относительно скоро будут) реализованы. Важно уменьшить административное вмешательство правительства в процесс ценообразования, чтобы инфляция в основном отражала общеэкономические соотношения спроса и предложения. Кроме того, НБУ должен определить каналы трансмиссии монетарной политики в украинской экономике, развить инструменты монетарной политики, которые бы позволили регулировать эти каналы надлежащим образом, а также развивать свою способность прогнозировать инфляцию. Национальный банк должен значительно лучше информировать общество о своих решениях, намерениях и их макроэкономической мотивации. В последние годы НБУ ощутимо продвинулся в направлении достижения всех этих целей, а следовательно, увеличил кредит доверия к себе.

7. Обеспечение каждой из предпосылок к внедрению инфляционного таргетирования желательно само по себе. Например, уменьшение степени административного вмешательства в формирование цен улучшило бы качество поступающих в экономику сигналов, а значит — ресурсы были бы направлены именно в те сектора, которые более всего в них нуждаются. Отработка новых инструментов, улучшение состояния информирования общества и другие «навыки» сослужат хорошую службу НБУ в условиях любого монетарного режима, поскольку они позволят ему более точно влиять на монетарные условия в экономике.

8. Сейчас наступило благоприятное время для принятия решений. Потребность недвусмысленно объявить показатель инфляции основной целью монетарной политики очевидна и актуальна. Новое правительство занимается доработкой амбициозной макроэкономической программы, ориентированной на обеспечение низкой инфляции. Необходимые технические предпосылки для внедрения ИТ можно было бы создать за относительно короткий промежуток времени. Кроме того, ответственные за реализацию макроэкономической политики должностные лица должны были бы воспользоваться относительно сильными позициями, существующими благодаря высокому уровню валютных резервов и доверию к центральному банку.

Принятие решения о переходе к ИТ и его внедрению (если все будет сделано правильно) может обеспечить Украине серьезный шанс. И прежде всего — стабилизировать инфляционные ожидания, которые ухудшаются, несмотря на связанный обменный курс. Получив поддержку в виде сдержанной (рассчетливой) фискальной политики, НБУ мог бы постепенно — по мере того, как будет усиливаться его способность контролировать условия ликвидности в экономике — повысить действенность своих усилий по преодолению инфляции.

9. Следующие поколения будут оценивать работу нынешних чиновников главным образом по их способности обеспечить низкую инфляцию, а также стабильные и высокие темпы экономического роста. Учитывая макроэкономические результаты, продемонстрированные Украиной в последнее время, а также накопленный ею опыт в сфере экономической политики, достичь поставленной цели вполне реально. Лидирующие политические силы должны найти общую основу для того, чтобы обеспечить единый определяющий элемент, которого пока не хватает. Речь идет о стабильной политической поддержке необходимых структурных реформ. Такое сближение взглядов и позиций вокруг ключевого долгосрочного проекта уже наблюдалось в прошлые годы, когда, несмотря на политические баталии, была сохранена широкая поддержка идеи обретения членства в ВТО. В долгосрочных интересах Украины, чтобы такое сближение стало реальностью вновь.