В который раз приходится констатировать, что исполнительной власти не удается разрешить клубок противоречий в столь хлопотной отрасли, как агропромышленный комплекс. В конечном счете нарастает дисбаланс между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (см. таблицу), и его без принятия радикальных мер не устранить. Другое дело, насколько правительство способно на такие меры...
Уже даже самые оптимистичные прогнозы не предвещают сокращения дисбаланса в обозримом будущем. Причин для этого несколько. Одна из основных - невозможность резкого повышения внутренних закупочных цен на произведенную сельхозпродукцию из-за крайне низкой покупательной способности населения. Вторая причина кроется в отсутствии реальных механизмов ценообразования, вследствие чего крестьяне вынуждены закупать промышленную группу товаров по товарообменным операциям (бартеру), что также не способствует развитию внутреннего рынка.
В свою очередь промышленники «намертво» привязаны к стоимости энергоносителей, затратам на импортируемые сырье и комплектующие. При этом в некоторых случаях на стоимость конечного продукта существенно влияет начисление. НДС на разных стадиях производства. По всем оценкам, даже если украинское руководство пожертвует реальными поступлениями от налога на добавленную стоимость в интересах внутреннего рынка, то моментального снижения цен на промышленные товары ожидать все же не приходится из-за недостаточности предложения.
Реалии подсказывают, что наилучшим выходом в подобной ситуации было бы скорейшее выравнивание внутренних и экспортных цен на сельхозпродукцию. В этом случае мог бы заработать и механизм фьючерных контрактов, о котором в последнее время так много говорят в администрации Президента и Кабинете министров.
Способно ли наше государство повторить небезызвестный подвиг любимца женщин и детей барона Мюнхгаузена, вытянувшего себя за волосы из трясины, в которую сам же и забрался? Все зависит от того, с каким бюджетом мы будем жить в 1995 году.