UA / RU
Поддержать ZN.ua

Детенизация по-украински: борьба с ветряными мельницами?

Уменьшение налогов не будет иметь никакого стимулирующего эффекта без радикального упрощения администрирования налогов, ограничения вмешательства контролирующих и проверяющих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, проведения качественной дерегуляции.

Автор: Андрей Забловский

Правительство продолжает инициировать внесение все новых изменений в законодательство, которые должны были бы стимулировать процессы детенизации экономики. На последнем заседании Кабмин одобрил, в частности, законопроект о введении кассовых аппаратов для физлиц - плательщиков единого налога первой-третьей групп при продаже товаров иностранного производства (в том числе ювелирных изделий, бытовой техники, ноутбуков, нетбуков, планшетных компьютеров, мобильных телефонов и т.п.). Уже внесен в Верховную Раду проект закона о трансфертном ценообразовании, разрабатывается документ о всеобщем декларировании доходов граждан.

Но достаточны ли для детенизации экономики только сугубо фискальные меры? И будут ли вообще эффективными меры, которые сейчас принимаются? Что еще нужно сделать государству, чтобы вывести доходы бизнеса и граждан на "свет"?

Украинские реалии

В течение последних 20 лет бизнес в Украине развивался не благодаря, а вопреки существующим обстоятельствам. Именно поэтому масштабы теневой экономики стали следствием адаптации предпринимателей к условиям, в которых они начинали вести свой бизнес, своеобразным прагматичным, ситуативным компромиссом между властью и бизнесом. К тому же опыт соседних стран свидетельствует о том, что попытки бороться с "тенью" не всегда обеспечивает тот эффект, на который рассчитывает власть.

Задекларированные изменения и ряд уже реализованных детенизационных мер в Украине (снижение ставки налога на прибыль, уменьшение ставки НДС с 2014 г., внедрение автоматической системы возмещения НДС, либерализация системы таможенного контроля с принятием Таможенного кодекса, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и т.п.) смогут дать ощутимый эффект, по меньшей мере, только в среднесрочной перспективе, поскольку мы сталкиваемся, прежде всего, с процессом трансформации общественного сознания на уровне менталитета, особенностей функционирования социальных институтов, изменение которых происходит слишком постепенно.

Наиболее действенными мерами, которые могут дать результат в краткосрочной перспективе, являются увеличение объемов безналичных расчетов, установление лимитов на наличные расчеты, постепенное и поэтапное введение кассовых аппаратов. Но без борьбы с коррупцией, без снижения фискального и административного давления на бизнес эти меры не вызовут нужного эффекта.

Уменьшение налогов не будет иметь никакого стимулирующего эффекта без радикального упрощения администрирования налогов, ограничения вмешательства контролирующих и проверяющих органов в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, проведения качественной дерегуляции.

Того, что было в первых редакциях Государственной программы активизации развития экономики на 2013–2014 гг., в первую очередь относительно снижения нагрузки на фонд оплаты труда, вместе с другими мерами было бы достаточно, по крайней мере, на первом этапе, для стимулирования процессов детенизации экономики. То, что из окончательного варианта программы убрали некоторые инициативы, а другие сделали более размытыми, стало следствием договоренностей между представителями власти о том, что основной "налоговый блок законодательства" будет представлен отдельно уже в ближайшее время, и за его разработку будет отвечать Министерство доходов и сборов. Вместе с тем в инициированной Кабинетом министров госпрограмме ограничились лишь общими формулировками...

Мировой контекст

Посмотрев на отечественную практику стимулирования детенизации через призму мирового опыта, можно констатировать, что Украина в этом смысле ничем особым не отличается от зарубежных стран, поскольку мы имеем дело с общемировым экономическим феноменом.

В целом в "тени" функционирует от 9 до 18% мировой экономики. В частности, согласно расчетам специалистов Всемирного банка, сделанным для 162 стран мира, доля теневой экономики в Украине самая высокая в Европе - 46,8% от официального ВВП. Вместе с Украиной в тройку европейских лидеров по уровню тенизации входят Беларусь (43,3%) и Молдова (44,3%), тогда как Россия занимает четвертое место (40,6%). В развитых странах, по оценкам экспертов Всемирного банка, этот показатель составляет 10–15% (в Германии - 12%, США - 8–9% и т.п.).

С 2003-го по 2011-й доля "тени" в среднем по ЕС уменьшилась с 22,3 до 19,2% ВВП. На этот процесс повлиял кризис 2008–2009 гг., когда даже законопослушный бизнес в Европе начал временно уклоняться от уплаты налогов, активнее использовать офшорные юрисдикции и т.п. Уже после кризиса власть европейских государств в условиях возрастающего дефицита госбюджета стала еще большее внимание уделять борьбе с "экономической тенью" с тем, чтобы увеличить налоговые поступления. Ежегодно бюджет ЕС недополучает приблизительно 1 трлн евро (при общем ВВП в 12,6 трлн евро) в результате финансовых махинаций и уклонения от уплаты налогов.

Интересен опыт Грузии по стимулированию уплаты налогов через механизм лотерей по кассовым чекам. После внедрения этой инициативы с 2002-го по 2007 г. объем налоговых поступлений вырос в 2,7 раза, а количество зарегистрированных налогоплательщиков увеличилось на 86%.

P.S. В новейшей истории Украины был период, когда доля теневой экономики начала
постепенно сокращаться. Это происходило с 2002-го до кризиса 2008 г. Именно тогда постепенное улучшение предпринимательской среды стимулировало субъектов хозяйствования выходить из "тени", поскольку легально работать становилось проще (а спать - спокойнее).

Чтобы повысить потенциал инициатив власти, необходимо, чтобы борьба с "тенью" сопровождалась другими системными реформами экономической и социальной жизни (например, пенсионной), в основе которых лежал бы принцип доверия общества к тому, что делает власть. Именно доверие является тем императивом, вокруг которого следует выстраивать коммуникации между властью и бизнесом.

В системе, когда "тень" выступает как способ освободиться от коррупции и давления власти, бизнес с осторожностью, а часто с опасением воспринимает любые инициативы по детенизации, поскольку довольно часто видит в них попытку создать дополнительные барьеры для ведения предпринимательства.