UA / RU
Поддержать ZN.ua

Делюмпенизация страны

Зачем нам дискуссия о рынке земли.

Автор: Роман Головин

Какую страну мы хотим видеть в будущем? Страну, где владельцами земли, ее недр и других ресурсов фактически станут несколько человек, или страну, где земля будет находиться в собственности украинского народа, и он ею реально будет владеть и управлять?

Прежде чем говорить о законодательстве по обороту земли и рынку земли, необходимо все же определиться, какую страну мы хотим видеть в будущем, каким путем пойдем.

Земля - один из ключевых ресурсов, оставшихся у Украины. От формы земельных отношений зависит и дальнейшее развитие ее экономики. Надеюсь, все понимают, что наша страна нуждается в изменениях в земельных отношениях. Но в каких?

Сегодня существуют две основные формы земельных отношений: пользовательская (аренда, эмфитевзис) - владелец земли не является владельцем урожая, и самостоятельная - владелец самостоятельно обрабатывает землю и является владельцем урожая.

В начале действия земельной реформы Кучмы новые землевладельцы (крестьяне) не были проинформированы и подготовлены к самостоятельному управлению или участию в управлении, пользовании, владении имуществом и получении самостоятельного дохода от него. Поэтому землевладельцы не смогли стать настоящими собственниками полученного имущества и земли.

Обычно они целыми селами подписывали договоры аренды земли с будущими аграрными олигархами. Цели реформы достигнуты не были, - крестьяне не сохранили коллективные методы хозяйствования, не начали индивидуальное производство на своей земле.

Государство не смогло обеспечить процесс реформирования в задуманном русле, и в стране стала господствовать пользовательская форма земельных отношений. Крестьяне получили низкую арендную плату и отсутствие работы. А в перспективе - вынужденную продажу земли, легальную или нелегальную, без каких-либо дальнейших перспектив в родном селе или поселке.

Рассматривать перспективу Украины, в которой работает всего лишь десяток агрохолдингов, вообще не хотелось бы.

Разрешение сложившейся многовекторной проблемной (конфликтной) ситуации может находиться только в плоскости изменения формы земельных отношений, которое определит основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, справедливость получения доходов от земли ее владельцами и создание рабочих мест с прекращением трудовой миграции.

Итак, есть три варианта: оставить все, как есть, выставить землю на продажу и с большой вероятностью превратить украинцев в люмпенов или сделать так, чтобы земля осталась в собственности крестьян.

Первый вариант предполагает поддержку пользовательских земельных отношений путем продления запрета (моратория) на отчуждение земли. Этим будут сохранены источники социально-экономического напряжения, возникшие на фоне:

- отношений между владельцем и пользователем земли, - одним плата за пользование землей маленькая, а другим - большая;

- права распоряжаться землей;

- отсутствия развития производства (животноводства и переработки) в селе и, соответственно, отсутствия работы в селе;

- продовольственной опасности.

При этом у крестьян еще останется шанс вернуться на землю, что постепенно и происходит. Но в недостаточных объемах и темпах и уже только на малую часть земли, которая останется после "черных" арендаторов, нелегально скупающих землю.

Второй вариант предусматривает создание условий для распродажи крестьянами земли "новым эффективным собственникам" и дальнейшую постепенно-быструю концентрацию земли у ограниченного круга лиц. То есть монополизацию собственности на землю.

Земля будет обрабатываться, ВВП на душу населения будет расти, но прибыль будет концентрироваться у того же определенного ограниченного круга лиц. Крестьяне превратятся в лучшем случае в наемных работников в селе или выедут из него.

Третий вариант - превратить крестьян в хозяев на своей земле. Оставить их собственниками земли и сделать их владельцами производства на ней.

Если с первыми двумя вариантами почти все понятно, то на третьем, по сути новом предложении, стоило бы остановиться.

Фактически речь пойдет об изменении формы земельных отношений. При этом владельцы земли остаются неизменными - крестьяне, олицетворяющие украинский народ. Инициатива такого реформирования может исходить только от крестьян, - это Народная земельная реформа. Народная земельная реформа важна для воспроизведения и развития сельского хозяйства страны, является главным фактором в реализации Новой аграрной политики и решает существующие проблемные вопросы. Это вопросы увеличения доходов владельцев земли, рейдерства, существования или нет потребности в рынке земли, формирования надежной базы для воспроизведения и развития производства в селе - животноводства и переработки сельхозпродукции.

Если сравнивать коллективное хозяйствование с точки зрения объединения (кооперации) активов и усилий владельцев земли и единоличное (семейное), то при массовом производстве по совокупной эффективности преобладает коллективное. Единоличный (семейный) способ хозяйствования, в основе которого неординарные личные знания, умения и трудовые качества владельца земли и членов его семьи, имеет единичную реализацию и может быть интегрирован в коллективное хозяйствование.

Объединение крестьян одной громады для совместных действий - логичный процесс, не обошедший села и сейчас. Формирование сел, сельских громад происходило именно по общинному принципу - общинного ведения хозяйствования в селе. Объединение владельцев земли в общества не только логично, но и сохраняет высокую эффективность хозяйствования, делает возможным всестороннее развитие животноводческой, перерабатывающей и социальной инфраструктуры в селе.

Для формализации таких объединений идеально подойдет организационная форма хозяйственных обществ, в частности обществ с ограниченной ответственностью. Каждый владелец земли становится участником общества и вносит в устав право пользования принадлежим ему земельным участком (земля не является взносом, а только право ее пользования). Как видим, для начала реформы не требуется дополнительное законодательство или изменения в него.

Следовательно, формируется субъект хозяйствования, который путем объединения (кооперации) активов и усилий владельцев земли становится первичным товаропроизводителем. Такое общество владельцев земли реализует идею самостоятельной формы возделывания земли ее владельцем. Результаты деятельности общества распределяются по решению его участников (членов).

Народная земельная реформа предполагает замену арендных отношений самостоятельным хозяйствованием владельцами земли, что не исключает подрядные отношения. Для начала такой реформы не требуется дополнительное законодательство или изменения в него. Не нужно будет и искать средства, - они для этого в стране есть. Необходимо только осознание владельцами земли того факта, что они являются главными в земельных отношениях, и им определять, какими этим отношениям быть.

Основными условиями для начала деятельности общества являются свободная от договоров пользования земля участников общества, наличие денег и средств для производства.

У владельцев земли периодически заканчиваются договоры аренды, после чего можно начинать деятельность общества.

Без законодательных изменений процесс реформирования замедлится из-за нахождения большинства земель в пользовании (аренда или эмфитевзис), и только по мере окончания договоров пользования владельцы земли смогут переходить к самостоятельному хозяйствованию. Ждать преобразований придется и государству, что недопустимо. Следовательно, для ускорения реформирования необходимо будет принять определенные законодательные изменения, позволяющие крестьянам избавиться от бремени аренды.

Отсутствие денег и средств производства у общества может быть заменено подрядчиком по всему комплексу работ и поставке материалов.

В Украине в сфере возделывания земли по пользовательской форме сложилась высокая конкуренция, вызванная высокой прибыльностью от такой деятельности и наличием свободных ресурсов, необходимых для проведения всего комплекса аграрно-полевых работ. Поэтому у страны есть достаточное количество свободных подрядчиков для начала реформирования.

Подрядная форма возделывания земли будет формировать объемы работы для свободных средств производства тех же арендаторов. То есть бывшие арендаторы могут обрабатывать землю для ее владельцев, предоставляя им услуги и вместе с тем не оформляя арендные отношения. Мотивировать бывших арендаторов к таким действиям будет желание выполнить большие объемы работ и получить дополнительную прибыль.

Расчеты между обществом владельцев земли и подрядчиком осуществляются после продажи обществом продукции. Договоры между обществом и подрядчиком, кроме условий предоставления услуг и проведения расчетов, должны содержать и гарантии их выполнения.

Наличие рынка подрядных услуг не отрицает необходимости организации финансирования таких обществ со стороны государства. И в этом процессе важную роль должна сыграть новая кредитная политика государства, которое обеспечит кредитным ресурсом развитие первичного производителя, по сути - владельцев земли.

Так, для обеспечения объединений владельцев земли оборотными средствами для обработки 1 млн га земли потребуется 10–15 млрд грн, что многократно превышает ежегодные государственные капитальные программы по поддержке аграрного сектора.

Следует понимать, что общество владельцев земли - это не только владельцы основного средства производства (земли), но и первичный товаропроизводитель, и ответственный заемщик. А значит, в лице первичного товаропроизводителя государство получит реальные объекты для инвестирования.

Инвестиции могут быть направлены на развитие аграрного сектора экономики в сельской местности. Они формируются по территориальному принципу. Деятельность обществ-владельцев земли фактически будет совпадать с идеологией и целями объединения территориальных громад, их стремлением к социально-экономическому развитию своей территории, - для государства это беспроигрышная схема.

Постепенное накопление прибыли обществом владельцев земли или своевременное формирование механизма прямого государственного кредитования создаст условия для формирования у общества собственной материальной базы и оборотных средств, необходимых для ведения хозяйственной деятельности.

Подчеркну, что можно ожидать получения владельцем земли в 2–4 раза большего дохода, чем до реформирования. Это создаст возможность для обобществления прибыли в размере 200–
300 млрд грн, что значительно активизирует потребительский рынок страны и будет стимулировать развитие экономики в целом.

Организационные меры по формированию деятельности обществ владельцев, ее поддержке могут взять на себя специализированные организации.

Кроме повышения макроэкономических показателей, успешная реализация земельной реформы сформирует определенные позитивные условия - увеличится доход владельцев земли, что сделает возможным дешевое потребительское кредитование. Как результат, острая необходимость в продаже земли уменьшится. Заработают другие рыночные механизмы, которые снимут потребность в формировании рынка земли на принципах ее свободной купли-продажи. Вследствие этого земля останется в собственности украинского народа без нанесения ущерба интересам субъектов права собственности на землю.

На таком положительном фундаменте можно будет законодательно установить порядок оборота земли.

Государственная земля должна оставаться в собственности государства. Приоритетное право пользования государственной землей должно быть предоставлено специализированным государственным аграрным учреждениям и обществам владельцев земли на территориях формирования таких обществ.

Предложенная форма земельных отношений обеспечит оптимальную эффективность использования земельных ресурсов по всем ее критериям, основными из которых являются: структурный, технический, технологический, экономический, затратный, социальный, экологический, энергетический, инвестиционный.

Народная земельная реформа как первый этап внедрения Новой аграрной политики станет основой для начала модернизации отрасли животноводства и пищевой промышленности - второго и третьего этапов развития в соответствии с Новой аграрной политикой.