UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что потребовал МВФ?

В опубликованном ZN.UA меморандуме об экономической и финансовой политике содержатся 5 ключевых элементов сотрудничества с МВФ в рамках программы stand-by.

Автор: Андрей Блинов

В опубликованном ZN.UA меморандуме об экономической и финансовой политике содержатся 5 ключевых элементов сотрудничества с МВФ в рамках программы stand-by:

А. Переход через 12 месяцев после начала программы к таргетируемой инфляции 3–5% в год, как уровню, "отвечающему разнице в производительности с нашими торговыми партнерами".

Б. Соблюдение Национальным банком Украины политики гибкого обменного курса.

В. Начальная стабилизация фискальной политики в 2014 году путем комбинирования мер по увеличению доходов бюджета и сокращению расходов. В 2015–2016 годах предусматривается дальнейшее корректирование расходной части бюджета - ее рост будет совпадать с темпами восстановления экономики. Цель - сокращение структурного фискального дефицита до 2% ВВП к 2016 году.

Г. Постепенное повышение розничных тарифов на газо- и теплоснабжение вплоть до 2018 года.

Д. Повышение прозрачности финансовых расчетов НАК "Нефтегаз Украины", начало процесса реструктуризации компании.

"Центральным ядром программы реформ станет монетарная и валютно-курсовая политика, финансовый сектор, фискальные платежи и корректирование фискальной ситуации, энергетический сектор, а также укрепление государственного управления, усиление прозрачности и улучшение бизнес-климата", - отмечается в документе.

Первый транш должен быть предоставлен в течение двух недель после утверждения программы (до 14 мая). Выделение двух следующих траншей намечено на июль и сентябрь. В дальнейшем предполагается, что транши будут поступать раз в три месяца. Согласно информации источников ZN.UA в Кабинете министров, программа рассчитана исходя из срока предоставления последнего транша настоящей программы летом 2015 года.

Финансирование каждого следующего транша будет происходить по результатам мониторинга миссией фонда выполнения условий меморандума и критериев эффективности программы (в частности, устанавливается предел кассового дефицита сектора общегосударственного управления и дефицита НАК "Нефтегаз Украины", показателей чистых международных резервов, чистых внутренних активов).

"Риски, связанные с программой, являются высокими. В частности, дальнейшая эскалация напряженности в отношениях с Россией, а также неспокойная ситуация на востоке страны, обуславливают значительный риск для перспектив экономической ситуации. Неизменное и энергичное введение мер экономической политики с одновременным сохранением широкой общественной поддержки реформ играют определяющую роль в обеспечении успеха программы, которая разблокирует значительные объемы международной помощи из официальных источников и обеспечит приток частного капитала", - цитирует слова директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард официальный пресс-релиз МВФ.

Приводим наиболее важные обязательства, взятые правительством Украины перед Международным валютным фондом.

1. Отмена повышения пенсий в июле и октябре 2014 года.

2. Приостановление процесса найма на работу сотрудников органов госуправления, что обеспечит сокращение численности госаппарата. Заполнение критически важных вакансий возможно в исключительных случаях (на основании решения соответствующих министерств) и не может превышать 1/5 от общего количества открываемых в госорганах вакансий.

3. Лимит на предоставление государственных гарантий в 2014 году устанавливается на уровне 25 млрд гривен.

4. Отказ от снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) и сохранение ее на уровне 20%.

5. До конца июня 2014 года будет внедрено обязательное возмещение НДС плательщикам налогов с низким риском; будет возобновлена практика публикации сумм требований по возмещению НДС, а также информации о выплатах такого возмещения. Критерий возмещения НДС, привязанный к уровню зарплаты плательщика налога, будет пересмотрен. Практика принуждения налоговой службой к авансовой уплате налога на прибыль в обмен на возмещение НДС будет отменена.

6. Предусматривается разовый выпуск НДС-облигаций под рыночный процент на сумму до 16,7 млрд гривен. Эмиссия обеспечит налоговую задолженность государства, возникшую до начала 2014 года.

7. Для финансирования потребностей НАК "Нефтегаз Украины" предусмотрен выпуск рекапитализационных облигаций на сумму 22 млрд гривен. Общая сумма допустимого кассового разрыва в НАКе на этот год определена в размере 56 млрд гривен.

8. Повышение цен на газ для населения на 56% с 1 мая 2014 года; повышение тарифов на теплоснабжение для населения на 40% с 1 июля 2014 года. Повышение тарифов на газ и отопление для конечных потребителей на 40% в мае 2015 года. Дальнейший подъем тарифов на газ и отопление по 20% ежегодно 1 мая вплоть до ликвидации убытков НАК "Нефтегаз Украины" в 2018 году.

9. Установление тарифов на теплоснабжение будет исключительной прерогативой Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

10. Введение в мае 2014 года новой системы социальной защиты "уязвимых домохозяйств" (в первом варианте меморандума такие семьи определялись как малообеспеченные). Изначально предполагалось, что новая система критериев получения гражданами индивидуальной денежной помощи в рамках жилищно-коммунальных субсидий будет проработана до 1 апреля 2014 года.

11. Введение режима регулярного внешнего аудита НАК "Нефтегаз Украины" на ежемесячной основе. Аудитор должен приступить к работе в июне 2014 года и сообщать в МВФ сведения о результатах такого аудита за предыдущий месяц. Начиная с итогов III квартала 2014-го, мониторинг будет вестись поквартально.

12. До конца июня 2014 года должно быть принято законодательство, обеспечивающее полное обязательное использование распределительных счетов для платежей за коммунальные услуги.

13. Диапазон (процент) установленных счетчиков тепла в домах будет увеличен с 36% до 45% по итогам 2014 года. Счета за тепло будут выставляться исключительно на основе фактического потребления вместо применения нормативов.

14. Не будут вводиться новые ограничения по операциям с иностранной валютой, регулятор отказывается от интенсификации действующих ограничений. Поэтапная отмена таких ограничений (в т.ч. лимита на валютообменные операции и снятие депозитов в иностранной валюте) должна начаться в конце июля 2014 года.

15. Центробанк будет прибегать к интервенциям на валютном рынке с целью пополнения международных резервов на протяжении 2014 года. Лишь в редких случаях НБУ может прибегать к "точно спланированной по времени продаже ограниченного объема иностранной валюты, если будет возникать необходимость помочь ограничить раскручивание самоподдерживающегося цикла девальвационных ожиданий".

16. Национальный банк ослабит требования к обязательному резервированию: отменит ежедневные лимиты на минимальные остатки, которые банки должны держать на корсчету в центробанке, соблюдение обязательного коэффициента резервирования будет контролироваться в среднем по месяцу.

17. Функции текущего управления (правление НБУ) и осуществления операций на открытом рынке (Комитет монетарной политики) в Нацбанке будут разделены. Центробанк получает всю полноту полномочий по разработке собственного прогноза инфляции и других макроэкономических параметров для целей монетарной политики. НБУ будет самостоятельно устанавливать собственный показатель инфляции, не зависящий от разработанного Минфином и утвержденного правительством.

18. Практика авансового перечисления в бюджет сумм превышения доходов НБУ над его расходами будет прекращена. Будет отменено верховенство бюджетного законодательства над законом о Национальном банке.

19. Наибольшие 35 банков (первая и вторая группа по классификации НБУ) обязаны подавать центральному банку прогнозы движения средств в них на предстоящую неделю. При этом НБУ обязуется поддерживать необходимый уровень ликвидности во всех банках.

20. Будут проведены стресс-тесты коммерческих банков, по итогам которых финучреждения должны будут нарастить собственный капитал. Достаточность капитала предлагается установить на уровне 11,5%: по капиталу первого уровня она должна составлять не менее 7% в контексте требований к адекватности капитала, а также 4,5% согласно базовым и пессимистическим макроэкономическим сценариям. Проведение диагностических обследований и анализа бизнес-планов 15 крупнейших банков намечено в срок до конца июля 2014 года, еще 20 крупных банков - до конца сентября 2014 года. Оценка финансового состояния остальных банков должна быть проведена до конца второго квартала 2015 года. В случае выявления недостаточности капитала или нежизнеспособности учреждения на период до конца 2016 года регулятор потребует от собственников такого финучреждения плана рекапитализации и реструктуризации.

21. В срок до 15 мая 2014 года правительство должно принять решение о необходимости использования государственных средств для рекапитализации слабых банков, чьи акционеры прошли проверку профессиональной способности и безупречности деловой репутации, однако не захотели или не смогли внести в уставный капитал средства в объеме, достаточном для возобновления его платежеспособности. Предусматривается также создание переходного банка (bridge bank). Положение о выпуске облигаций на сумму 15 млрд гривен с целью докапитализации банковской системы в окончательную версию меморандума не попало.

22. Создание до конца сентября 2014 года в Министерстве финансов специального подразделения, который будет управлять государственными пакетами акций в компаниях финансового сектора, в т.ч. в банках.

23. До конца сентября 2014 года НБУ установит специфические критерии и жесткие процедуры, необходимые для оценки соблюдения требований к безупречной деловой репутации в плане противодействия легализации незаконно полученных доходов / финансирования терроризма. Будет проведена проверка источников богатств / средств собственников существенного участия (доли) в банках.

24. Постепенное снижение для банков норматива чистой открытой валютной позиции в течение 15 месяцев, начиная с октября 2014 года. Четкий график будет согласован с МВФ и должен быть официально объявлен.

25. До августа 2015 года должен быть создан централизованный реестр кредитов при НБУ.

26. Приближение режима налогообложения в сельскохозяйственном секторе к общему режиму обложения НДС в украинской экономике. Маяк должен быть выполнен до конца сентября 2014 года после внутренней дискуссии в правительстве и консультаций с частным сектором.

27. Будет возобновлена должность омбудсмема, действующего в качестве посредника между правительством и бизнесом.

28. До конца июня 2014 года будет подготовлена стратегия улучшения налоговой дисциплины для лиц, получающих высокие доходы, а также имеющих зарубежные активы.

Как следует из текста меморандума, новации, заложенные в законах "О недопущении финансовой катастрофы и создании условий для экономического роста в Украине", "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2014 год"", а также ряде постановлений Национального банка Украины, являлись условиями для начала сотрудничества с МВФ. В частности, речь идет о замораживании минимальной заработной платы и зарплаты первого тарифного разряда на уровне начала 2014 года; приостановке индексации пенсий в марте 2014-го; введении нового порядка расчета официального валютного курса; начале диагностического обследования 15 крупнейших банков; отмене постановления НБУ №109 (о мерах относительно деятельности банков и проведения валютных операций); принятии поправок в бюджет с целью мобилизации дополнительных поступлений и сокращения расходов бюджета на общую сумму 45 млрд гривен; введении единой ставки акциза на дизельное топливо; принятии новой редакции закона о госзакупках; временном сохранении прежнего режима специального налогообложения НДС для экспортеров зерна; повышении тарифов на газ и теплоснабжение; создании до 11 апреля Аудиторского комитета при Совете НБУ.

Согласно документу, правительство совместно с экспертами МВФ в срок до первого пересмотра программы stand-by разработает систему мер по противодействию коррупции, новому порядку разработки и имплементации законодательства и нормативных актов, эффективности судебной системы.

МВФ оставляет за собой право ввести дополнительные структурные маяки по итогам первого пересмотра настоящей программы.

Обязательств по дальнейшему повышению пенсионного возраста, сокращению количества министерств, отмене моратория на продажу земель сельхозназначения, принудительной приватизации шахт, подавлению очагов вооруженного сопротивления на востоке страны, о чем ранее сообщали некоторые СМИ, текст меморандума не содержит.

P.S. В ходе подготовки публикации МВФ опубликовал полный текст (на английском) трех документов - письма о намерениях, Меморандума об экономической и финансовой политике, а также технический меморандум о взаимопонимании.