UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНОМОРСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Черноморское экономическое сотрудничество - ЧЭС. Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества - ПАЧЭС...

Черноморское экономическое сотрудничество - ЧЭС. Парламентская Ассамблея Черноморского экономического сотрудничества - ПАЧЭС.

В последние годы подобные словосочетания все чаще стали появляться в средствах массовой информации не только Украины или стран Причерноморья. Интерес к этой молодой региональной экономической структуре засвидетельствовали политики, экономисты и исследователи из стран Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Центральной Азии. Частыми гостями Постоянного международного секретариата ЧЭС, расположившегося в Стамбуле, являются представители государств, международных финансовых и экономических структур, а также научных центров американского континента, Южной Африки и Тихоокеанского региона.

Родившееся по инициативе Турции 25 июня 1992 года, когда в Стамбуле главы государств и правительств Азербайджана, Албании, Армении, Болгарии, Греции, Грузии, Молдовы, России, Румынии, Турции и Украины подтвердили заинтересованность своих народов в совместном решении как региональных, так и в некоторой степени внутренних экономических проблем, ЧЭС стало выражением современной тенденции в международном экономическом сотрудничестве, ставшей характерной не только для Европы, но и для других регионов мира с момента окончания «холодной войны». Создание Черноморского экономического сотрудничества явилось для многих стран-участниц одной из логических акций, направленных на поиск новых возможностей в решении внутренних задач на их тяжелом пути к рыночной экономике. Проблемы переходного периода, по-видимому, и сказались на подходе государств к выработке основного документа ЧЭС - его Декларации, где основные принципы сотрудничества определены с учетом максимально возможной поддержки предпринимательской деятельности и частной инициативы.

Сейчас есть все основания говорить о том, что три с половиной года, прошедшие с момента рождения ЧЭС, засвидетельствовали жизненность этой структуры, не дав возможность скептикам, число которых было довольно значительным и в Украине, подтвердить предположения о недееспособности в большинстве случаев молодых, независимых государств определять свою внешнеэкономическую деятельность. Напротив, ход черноморского процесса подтверждает мысль о том, что, хотя каждая из стран-участниц самостоятельно разрабатывает свои пути вхождения в систему международных экономических отношений и доступа к мировому опыту регулирования экономической деятельности, все эти государства вынуждены продолжать поиск оптимально возможных вариантов гармонизации своих хозяйственных механизмов с таковыми, действующими в масштабах отдельного региона, в данном случае ЧЭС.

Страны-участницы ЧЭС представляют регион с населением порядка 330 миллионов человек и огромную, географически разнообразную территорию со значительными природными ресурсами. В первую очередь это нефть, газ, уголь, минеральные руды. Многие обладают исключительным агропромышленным потенциалом, а также передовыми технологиями и достаточно квалифицированными научно-производственными кадрами. Да и само Черное море в последние годы приобретает особый статус с позиций его транспортной значимости, богатства природных ресурсов и потенциальных возможностей туристической индустрии. По-видимому, эти привлекательные черты региона, а также его неограниченные инвестиционные возможности стали определяющими для таких государств, как Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия и Тунис, при принятии ими решения о получении в ЧЭС статуса наблюдателя.

На чем может основываться оптимизм относительно будущего ЧЭС?

Прежде всего на том, что странами-участницами создана четкая организационная структура, состоящая из четырех компонентов: межправительственного, межпарламентского, предпринимательского, финансового, а также нового - академического, активно формирующегося в настоящее время.

Кроме четко функционирующего «принимающего решения» органа - Совещания министров иностранных дел (СМИД), на регулярной основе проходят заседания 18 вспомогательных органов - Рабочих групп (РГ), покрывающих в основном все направления сотрудничества, определенных Стамбульской декларацией. С момента образования ЧЭС практически во всех странах-участницах было проведено свыше 60 заседаний (в Украине - 6), в ходе которых рассматривались вопросы формирования организационного строения черноморского процесса, в том числе и договорно-правовой базы сотрудничества, а также практические аспекты, связанные с разработкой и реализацией проектов в рамках как всего региона, так и отдельных его составляющих.

В общих чертах конкретные достижения можно изложить в следующем виде.

Транспорт. В заключительной стадии находится процесс создания транспортной карты региона с учетом существующих и проектируемых транспортных систем. На последующем этапе предполагается разработка на основе формируемой базы данных «Транспорт ЧЭС» транспортных коридоров в регионе с учетом развития Транс-европейской транспортной системы. Кроме этого, в процессе встреч на уровне межправительственных экспертов постоянно разрабатываются практические рекомендации по упрощению формальностей, связанных с перемещением в регионе пассажирских и грузовых потоков, а также иные, жизненно важные повседневные вопросы, связанные с функционированием транспорта в регионе.

Телекоммуникации. Сотрудничество в данной сфере охватывает реализацию порядка 10 конкретных проектов, два из которых (KAFOS, ITUR) предполагается завершить в 1996 году, что позволит после укладки на дне Черного моря оптиковолокнистого кабеля заложить основу создания в регионе надежной телекоммуникационной инфраструктуры, увязанной в перспективе с таковыми в Западной Европе, Азии и Африке.

На очереди - иные проекты, в том числе с использованием спутниковых систем.

Торговля.Промышленное развитие. Несмотря на несколько различные подходы стран-участниц к формированию торговых отношений, в ЧЭС начат процесс создания юридической базы в этом направлении, который основывается на признании основополагающими принципов GATT/WTO. Необходимо отметить,что значительный вклад в разработку основ торгово-экономического сотрудничества внесли украинские эксперты.

Создавая ЧЭС, страны, как уже отмечалось, предполагали лидирующую роль частного сектора в этом процессе. В этой связи поддержка среднего и малого бизнеса стала одним из важных аспектов в деятельности рабочих органов ЧЭС. Балканский центр малого и среднего бизнеса, штаб-квартира которого находится в Бухаресте, с участием секретариата и других структур ЧЭС в 1996 году приступает к формированию соответствующего банка данных. Запланирована также реализация иных акций, направленных на развитие этого вида сотрудничества. В этой связи особое значение приобретает деловой форум ЧЭС, проведение которого запланировано также в Бухаресте в первой половине 1996 года.

Сотрудничество в области науки и технологий предусматривает на данном этапе реализацию двух первоочередных акций, а именно, создание Международного центра черноморских исследований в Афинах и проведение конференции ЧЭС с участием академических кругов. Секретариат ЧЭС уже приступил к формированию базы данных относительно национальных и международных проектов, реализацию которых предполагается осуществить в рамках ЧЭС.

Одним из наиболее перспективных является сотрудничество в области энергетики. Выработанные в процессе встреч экспертов предложения о развитии сотрудничества в таких направлениях, как внедрение энергосберегающих технологий, унификация национального регулирования и стандартов и пр. предусматривают в конечном итоге создание энергетического рынка в регионе. Конкретным шагом в этом направлении стало заседание группы экспертов в ноябре 1995 г. в Бухаресте, где были выработаны предложения по реализации проекта, связанного с созданием в рамках ЧЭС объединенной энергосистемы. По мнению участников, осуществление подобного проекта позволит в ближайшем будущем разрешить насущную для многих стран проблему энергоснабжения. Определенный оптимизм и уверенность относительно перспективности данного вида сотрудничества связан с созданием в Софии с помощью Европейского союза Черноморского энергетического центра, объединяющего 11 стран ЧЭС. Дальнейшие планы относительно развития энергетики в рамках ЧЭС предполагается обсудить в нынешнем году на встрече, которую планируется провести на уровне заместителей министров, ведающих вопросами энергетики.

Охрана окружающей среды бассейнов Черного и Азовского морей, а также территорий стран-участниц стала предметом обсуждений первой Международной конференции ЧЭС по окружающей среде и развитию, проходившей в Тбилиси в 1994 г. Доклад о состоянии окружающей среды в регионе был представлен на рассмотрение СМИД, состоявшегося в Афинах, а также Европейской экологической конференции в Софии (октябрь 1995 г.). Выработанные экспертами предложения предусматривают конкретные акции по инвентаризации источников загрязнения, более тесную координацию международных программ, осуществляемых в регионе по защите окружающей среды, сотрудничество в законодательной сфере, создание Черноморского экологического фонда и другие проекты, направленные на улучшение экологической среды в регионе.

В рамках ЧЭС получили развитие предложения Украины относительно активизации сотрудничества в инвестиционной сфере. Базой для этого должны стать основополагающие принципы регионального инвестиционного сотрудничества, принятие которых предполагается на седьмом СМИД в апреле 1996 г. в Бухаресте. Придавая особое значение созданию эффективных схем гарантий инвестиций в регионе, эксперты стран ЧЭС приступили к разработке «Схемы гарантий инвестиционных контрактов и экспортных кредитов», которая после утверждения должна быть передана для использования в Черноморском банке торговли и развития (ЧБТР).

Процесс создания ЧБТР планируется завершить в текущем году после того, как соглашение о создании банка, подписанное всеми 11 государствами, ими будет ратифицировано. Не без оснований на банк многие возлагают особые надежды, связанные с созданием собственного банковско-финансового регионального механизма, призванного содействовать частной инициативе в странах ЧЭС через поддержку региональных проектов.

Приведенные в общих чертах итоги становления ЧЭС на протяжении трех с половиной лет его развития позволяют получить лишь генерализованную картину черноморского процесса, который, кстати, лишь сейчас страны-участницы решили институциализировать. Последнее подтверждает серьезность и последовательность государств относительно перехода на новые принципы сотрудничества в рамках ЧЭС.

Развитие ЧЭС четко выявило также и проблемы, связанные с этой региональной структурой. Среди главных из них можно назвать отсутствие в некоторых странах требуемых в условиях рыночной экономики организационно-административных структур, недостаточность развития законодательной и договорно-правовой базы, различные подходы к использованию свободно конвертируемой валюты во внешнеторговых операциях, а также к процессу ценообразования и т.п.

Определенные недостатки были выявлены и в самой схеме функционирования ЧЭС, что не позволяет придать этой модели необходимый динамизм, обеспечить эффективность разработки, принятия и реализации принимаемых решений, в том числе, по конкретным проектам. Именно на устранение этих проблем и трудностей сконцентрирована в настоящее время деятельность всех органов ЧЭС, генеральное направление которым было определено на встрече глав государств и правительств, а также высших должностных лиц стран ЧЭС, которая состоялась 30 июня 1995 г. в Бухаресте.

Модель ЧЭС представляет собой довольно гибкий процесс, позволяющий учитывать потребности как отдельных стран, так и групповые интересы в тех или иных сферах сотрудничества. При этом обязательства отдельных участников всегда могут быть увязаны с таковыми, исходя из их членства в иных региональных экономических объединениях. Примером этого есть Греция, членство которой в ЕС не мешает ей проводить довольно активную деятельность в рамках ЧЭС.

Черноморское экономическое сотрудничество не является какой-то замкнутой и изолированной структурой. Получая международное признание, ЧЭС становится полем для формирования контактов и деловых связей между правительственными структурами, неправительственными организациями, банками, фирмами и просто деловыми людьми. ЧЭС дает прекрасную возможность для экономического развития региона, способствуя его превращению в зону мира, процветания и благополучия.