UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджет для внешнего употребления

До конца года остается 14 дней, и в 2011-й страна вступит с новым государственным бюджетом (если драки в ВР не приобретут перманентный характер)...

Автор: Наталия Яценко

До конца года остается 14 дней, и в 2011-й страна вступит с новым государственным бюджетом (если драки в ВР не приобретут перманентный характер). 14 декабря, после представления документа в ВР и принятия его в первом чтении 275 голосами, ситуация прояснилась окончательно.

Запас депутатских голосов более чем серьезен. И что бы ни появилось в проекте бюджета в процессе подготовки ко второму чтению, намеченному на начало будущей недели, большинство парламентариев это «нечто» поддержат. Если, конечно, будет на то отмашка Кабмина и «впередсмотрящего» от фракции.

Сам проект Государственного бюджета Украины на 2011 год (регистрационный №7000 от 10 декабря с.г.), опоздавший почти на три месяца из-за эпопеи с принятием Налогового кодекса, вряд ли поразит воображение. Страна уже навиделась бюджетов и откровенно несбалансированных, и с законодательными новшествами, переписывающими чуть ли не наполовину правовое поле в социально-экономической сфере. Так что нынешний законопроект, откровенно говоря, не хуже, возможно, по причине своей сверхлаконичности (всего 20 страниц). Но рассчитан он больше на благосклонность МВФ (читай — безбедную зимовку власти), чем на решение проблем, которые стоят перед страной.

Журналисты одного из телеканалов сравнили доходы — расходы — инфляцию из нынешнего проекта бюджета и двух предыдущих, на 2010 год, — от правительств Тимошенко и Азаровa. Порядок цифр оказался на удивление похожим: по крайней мере, нынешние 281,4 млрд. (доходы) — 321,9 млрд. (расходы) на фоне прежних цифр не выглядят исключительными. А поскольку в стране наблюдается хоть и слабый, но экономический рост, и он, по прогнозу Кабмина, в будущем году ускорится (предположительно до 4,5% ВВП), то власти вроде бы даже делают робкий шаг на пути экономического реализма, не особо раздувая доходы и расходы бюджета.

Но это мнение любительское, ведь плясать надо не от запланированных цифр, а от выполнения. По расчетам экс-министра финансов Виктора Пинзеника, доходы будущего бюджета все-таки серьезно завышены: «При ожидаемом выполнении общего фонда госбюджета-2010 по доходам на уровне 190—195 млрд. грн. собрать в 2011 году 238 млрд. грн., или почти на четверть больше, нереально».

Немалые риски для доходной части бюджета, особенно в первом квартале, создает и вся эта спешка с продавливанием через ВР Налогового кодекса, который в итоге вступит в силу менее чем через месяц(!) после его подписания президентом. Еще одну проблему отмечают в представительстве Всемирного банка в Киеве: «Новые налоговые льготы (для судостроения, гостиничного хозяйства и пр. — Н.Я.) снижают налоговую базу по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость».

Возвращаясь к макропоказателям, нельзя не заметить, что правительство серьезно «причесало» инфляцию — до 8,9%, невиданного для последних лет уровня. Эта цифра, мягко говоря, не корреспондируется с планами продолжить в стране повышение коммунальных тарифов и, в частности, со свежайшим, от 16 декабря, обещанием Киева Международному валютному фонду на 50% повысить с 15 апреля 2011-го цены на газ для населения и теплокоммунэнерго. Для сравнения, прогноз инфляции-2011 в Украине от Всемирного банка — 10,7%.

Пусть никого не обманывает и более чем приличная цифра дефицита госбюджета —
38,8 млрд. грн., или 3,1% ВВП. Как видим из приложения к бюджету, в 2011 году Кабмин собирается привлечь 43 млрд. грн. внешних и 48,6 млрд. грн. внутренних займов (всего — на сумму 91,6 млрд. грн.).

Наряду с внешними и внутренними займами также предполагается финансирование дефицита госбюджета-2011 за счет поступлений от приватизации (на уровне 10 млрд. грн.). Хотя сама программа приватизации, как всегда, не утверждена.

Но это еще не все: часть бюджетного дефицита «спрятана» в текстовых статьях законопроекта №7000 и не учитывается в балансе.

Так, статьей 32 Кабмину предоставляется право осуществить выпуск облигаций внутреннего займа для увеличения уставного фонда НАК «Нафтогаз Украины» в объемах, «предусмотренных утвержденным финансовым планом этой компании». Сам финплан к проекту бюджета, естественно, не прилагается. Можно только гадать, о какой сумме идет речь. Как говорят эксперты, по минимуму — о нескольких миллиардах гривен, по максимуму — о нескольких десятках миллиардов. Естественно, сверх тех 48,6 млрд.,
о которых мы говорили несколькими абзацами выше.

Статья 33 законопроекта также предусматривает выпуск «сверхплановых» ОВГЗ — но уже в размере «не более 5 млрд. грн.». Цель — кредитование Аграрного фонда Украины, для которого в общем фонде бюджета денег не нашлось...

Статья 34 тоже потенциально увеличивает дефицит бюджета. В ней речь идет о том, что государство может приватизировать рекапитализированные банки, но может и продолжить предоставление им финансовой помощи — опять-таки за счет «сверхпланового» выпуска ОВГЗ.

По последним данным, двум рекапитализированным при участии государства банкам (без банка «Киев», который уже вроде самостоятельно держится на плаву) для поддержания их деятельности требуется около 9 млрд. грн. Не исключено, что этот вопрос будет закрыт еще в нынешнем году, но это не суть важно. Важнее то, что никто так и не может сказать с уверенностью, какой будет политика в отношении спасенных банков, ведь такую политику до сих пор не сформулировал (или боится озвучить) Кабмин.

Таким образом, правительство Азарова избрало путь наихудший из возможных — оставить вопрос о реальном размере дефицита гобюджета-2011 открытым. А поскольку на нас нет Еврокомиссии с ее жесткостью в отслеживании маахстрихтских критериев, последствия могут оказаться самыми печальными.

Статья 9 законопроекта тоже не без подвоха. Она предусматривает предоставление гарантий по кредитам в объеме 15 млрд. грн. (и то лишь благодаря МВФ, который этот показатель очень пристально отслеживает, иначе цифра была бы гораздо больше). Однако ни для кого не секрет, что кредиты, выданные под госгарантии той же Государственной службе автомобильных дорог или Национальному агентству по вопросам подготовки к Евро-2012, возврату этими ведомствами заведомо не подлежат. Рассчитываться по ним будет госказна.

Какие это могут быть суммы? 5 млрд. грн., 10 или 12 млрд.? В любом случае, это долги будущих периодов, и, похоже, о них у нынешних чиновников голова не болит. Хотя… уже в 2011-м Минфин по кредитам под госгарантии, взятым для подготовки Евро-2012, должен будет выплатить 416 млн. грн.

Мы ни в коем случае не утверждаем, будто эти 416 млн. — «заслуга» уже нынешней власти. Скорее, даже наоборот. Однако, придя к управлению государством на волне острейшей критики предшественников, нынешние политики — по крайней мере, в сфере управления госдолгом — стали продолжателями «славных» традиций Юлии Тимошенко. Не предложив какой-либо внятной политики, не сделав реальных шагов по сокращению заимствований, новая власть продолжила прежний курс — на усиление долгового бремени Украины.

Уже сейчас у нас долги до 2046 года. По прогнозам Всемирного банка, государственный и гарантированный государством долг вырастет с 41,6% ВВП по итогам 2010 года до 42,8% — в 2011-м. А внешний долг (государства и корпораций) в 2010 году составит 82,2% ВВП, в 2011-м — 77,7%.

Судя по пояснительной записке к бюджету, уже в текущем году на погашение и обслуживание заимствований казне придется выложить 85,2 млрд. грн. Грубо говоря, это — каждая четвертая гривня расходов госбюджета. Или 12 годовых семимиллиардных бюджетов Минздрава (включая специальный фонд).

Или финансирование строительства — от начала до конца! — 16 мостовых переходов через Днепр типа того, что уже семь лет мурыжат в Запорожье.

А если бы эти деньги (вдруг!) вздумалось отдать людям напрямую или направить на улучшение той же медицины, получилось бы 1860 грн. в год (155 грн. в месяц) на каждого украинца, включая новорожденных и глубоких стариков.

Вопрос ко всем нам, но в первую очередь к руководству страны: с какого числа мы начнем жить по средствам?

Еще порядка 57 млрд. грн. госказна-2011 потратит на поддержку системы пенсионного обеспечения: 40,5 млрд. грн. — на финансирование той части пенсий, которые выплачиваются за счет бюджета, и 17,7 млрд. — на покрытие дефицита Пенсионного фонда. И это лишь в том благоприятном случае, если пенсионная реформа с 1 января хоть в каком-то виде будет запущена. Иначе… расходы на поддержку ПФ будут существеннее и просто-таки сорвут «заглушку» с дефицита государственного бюджета.

Очень любопытна судьба «пенсионного» законопроекта №7455, который якобы был внесен в ВР 13 декабря. Вероятно, его сразу же после регистрации из парламента «вынесли», ведь текста документа на официальном сайте ВР нет вот уже четвертый день. Нет решимости у правительства проводить пенсионную реформу, начиная с себя, и честно рассказывать о ней обществу. Это еще один стратегический просчет властной команды, создающий огромные риски для государственных финансов в 2011 году.

Мы не будем придираться к мелочам, пересказывая нашим читателям все то, о чем уже успели поведать в стенах ВР и за ее пределами оппозиционные политики. О возросших в 2,4 раза против прошлого года, до 2,2 млрд.
грн., расходах на содержание Генпрокуратуры и о традиционно хорошем финансировании спецбольницы «Феофания». А также (по линии НАН Украины) — садово-паркового комплекса «Феофания». В то время как, например, общегосударственная программа по восстановлению окружающей среды Азовского и Черного морей благополучно почила в бозе, так как была рассчитана лишь до 2010 года. Или в прибрежных регионах все успели улучшить и спасти?

Казавшийся когда-то «прекрасным далеко» 2010 год на исходе, а вместе с ним, кстати говоря, заканчиваются и десятки различных государственных (целевых) программ — от развития сети международных транспортных коридоров, преодоления детской беспризорности до Национальной программы информатизации. И теперь у Кабмина развязаны руки: финансировать то или иное направление и в какой мере.

Подошла к завершению Государственная программа развития и функционирования украинского языка на 2004—2010 годы. И все же на эту благородную цель правительство выделяет в будущем году аж 3 млн. грн. Что просто-таки удивительно на фоне 6,5 млрд. грн., да еще по общему фонду, выделяемых Нацагентству по Eвро-2012. Действительно, зачем нам все эти конкурсы Яцыка, «диктанты на украинском», если есть интернациональный язык футбола?

В заключение о традиционном для газетных статей — о бюджете. О межбюджетных отношениях (в данном случае особенно интересны Киев и Крым) и социальных гарантиях.

Некоторые эксперты считают, что настойчиво проталкиваемое правительством решение отобрать у Киева 50% налога на доходы физлиц (в будущем году — это 6,7 млрд. грн.) и закрепить их за госбюджетом — не более чем техническая процедура. Дескать, Киев в Украине — самый богатый, в прошлые годы действовала процедура изъятия доходов из местного бюджета в государственный, потому ничего экстраординарного нынче не произошло. Эксперт по межбюджетным отношениям Юрий Ганущак другого мнения: это политика.

Во-первых, Кабмин желает показать киевским властям их место в нынешней иерархии. Во-вторых, если кто-то думает, что от данного решения пострадает только «зажравшаяся» столица, тот глубоко ошибается.

«После изъятия у Киева части налога на доходы физлиц формульный расчет доходов и трансфертов ломается по всей Украине. Ломается единый подход, единая система, начинает действовать ручное управление», — утверждает эксперт. Теперь и для других городов и районов следует ожидать таких же подходов, как и для Киева. То есть теряется основная идея формульного расчета — непредвзятость, а с ней и все мифы о курсе на децентрализацию власти. Есть и прямые потери для киевского бюджета в виде «премий» за высокий индекс налогоспособности и от традиционного для Киева перевыполнения прогнозных показателей доходов.

Кстати говоря, власть не брезгует «ручняком» и в других вопросах. Чего только стоит специальная строка бюджета о выделении Автономной Республике Крым 900 млн. грн. субвенции на социально-экономическое развитие. Сумма огромная, ведь на все остальные регионы Украины выделены с целом 2 млрд. грн. на эти цели, причем, как обычно, без распределения по регионам.

Что такого героического у нас случилось в Крыму? На какие именно проекты этот без малого миллиард будет потрачен? Или мы имеем дело с банальной взяткой крымским властям? Увы, пока приходится только догадываться.

Если же говорить о социально-экономическом развитии страны в целом, то буквально несколько цифр. Согласно бюджетному проекту, минимальная зарплата в течение 2011 года вырастет с 941 до 1004 грн., или на 6,7%. Минимальная пенсия (в декабре с.г. она составляет 734 грн.) — с 750 до 800 грн., или на те же 6,7%, что гораздо ниже даже официальной инфляции.

На ум снова приходят 85 млрд. грн., которые в 2011 году страна отдаст кредиторам украинских правительств…

В бюджетном законопроекте можно вычитать много информации — полезной, курьезной, странной. Можно узнать о планах Аграрной академии наук подготовить 150 аспирантов и о 81,8 млн. грн., выделяемых Национальной академии государственного управления при президенте Украины. Единственное, чего мы не знаем, — а сколько еще предстоит заплатить украинскому обществу, чтобы каждый «выращенный» чиновник стал наконец печься не о своем (или ведомственном, или корпоративном) кармане, а об интересах страны, за что ему, собственно, деньги и платят. Да чтобы решения принимал своевременные, взвешенные, а не плелся в хвосте событий.

Возможно, тогда, в этом отдаленно-утопическом будущем, и государственный бюджет Украины будет выглядеть по-иному. Как документ для внутреннего употребления, для целей динамичного развития страны, а не как галочка в отношениях с МВФ.