В течение последних двух месяцев в стране проходит общественное обсуждение проекта Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015–2020 гг., разработанного под эгидой Министерства аграрной политики и продовольствия и обнародованного на сайте ведомства. В рамках этого обсуждения в Институте экономики и прогнозирования НАН Украины в середине июня с.г. состоялись общественные слушания "Украинское село и крестьянство в условиях холдингизации: будут ли в Украине внедрены европейские принципы сельского развития". Представители Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, Аграрного союза, Союза содействия развитию сельского зеленого туризма, Всеукраинского союза сельских и поселковых советов, общественного академического объединения "Платформа знаний - Аграрное развитие и сельские инновации", других общественных объединений, работники учреждений Национальной академии наук и Национальной академии аграрных наук, аграрных университетов Украины обсуждали положения проекта стратегии, касающиеся интересов села, крестьянства и сельских общин.
По результатам обсуждения была принята резолюция, которая направлена Министерству аграрной политики и продовольствия Украины для учета позиции участников слушаний при подготовке окончательной версии документа. Общий тон резолюции: все разделы будущей стратегии необходимо привести в соответствие с задекларированным названием - единая и комплексная, что предполагает сочетание интересов крупных, средних и малых производителей, направив их на обеспечение экономической, экологической и социальной безопасности в сельской местности, а значит, на достижение целей сельского развития.
Проект Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015–2020 гг., представленный на обсуждение общественности, разработан по восьми направлениям (разделам): 1) приближение законодательства Украины в агропромышленном комплексе к законодательству ЕС; 2) дерегуляция в агропромышленном комплексе; 3) факторы производства в агропромышленном комплексе; 4) развитие аграрной политики в сфере науки, образования и инноваций; 5) управление производством и рынками в АПК; 6) государственная поддержка и налогообложение в сфере сельского хозяйства; 7) развитие сельских территорий; 8) управление ресурсами в сельском хозяйстве. В каждом разделе выделены несколько (2–4) подразделов, посвященных решению наиболее актуальных задач соответствующего направления стратегии. В разделе по развитию сельских территорий (7) внимание сфокусировано на следующих трех проблемах: поддержка малых производителей сельскохозяйственной продукции (личные крестьянские хозяйства, фермерские хозяйства семейного типа и малые сельскохозяйственные предприятия); повышение качества жизни и диверсификация хозяйственной деятельности в сельской местности; сельское развитие на базе общин.
Во всех разделах проекта стратегии прописаны приоритетные меры по решению отдельных задач, которые, вне всякого сомнения, будут способствовать достижению цели стратегии - повышению конкурентоспособности аграрного сектора, облегчению бизнес-деятельности, выходу отечественной продукции на рынки ЕС и т.п. Вместе с тем в проекте документа не чувствуется твердой нацеленности на преодоление структурных деформаций, которыми сейчас отягощен этот сектор: дуально-поляризованного организационного устройства, сырьевого характера производства и экспорта, истощающего типа использования природно-ресурсного, социального и инфраструктурного потенциала села и др. За набором целей и приоритетов не просматривается формирование целостной системы взаимосвязанного аграрного и сельского развития, функционирующей в странах - членах ЕС.
По мнению принимавших участие в слушаниях представителей гражданского общества, разработчиками проекта стратегии не в полной мере учтен тот факт, что украинский аграрный сектор в своей рыночной трансформации до сих пор находится в переходном состоянии. Не завершена не только земельная, но и в целом аграрная реформа и, что самое главное, не изменена ее институциональная основа. Стратегия должна была бы задекларировать становление в Украине к 2020 г. модели устойчивого, многофункционального сельского хозяйства, которое вместе с производством продовольствия, сырья и энергии удовлетворяет другие потребности населения и предоставляет общественные услуги. Среди них: формирование качественной жизненной среды и создание условий для занятости в сельской местности, укрепление местных общин, сохранение окружающей среды, традиционных сельских ландшафтов, биоразнообразия и безопасности продовольствия. Организационная структура сельского хозяйства, землевладения и землепользования, государственная поддержка и т.п. должны формироваться согласно тому, насколько субъекты хозяйствования обеспечивают такую многофункциональность и создают общественные блага.
В этом контексте с целью приближения украинского законодательства к европейскому в сфере организации производства необходимо предусмотреть законодательное нормирование организационной структуры аграрного сектора путем формализации существующего аграрного устройства, представленного тремя категориями производителей:
1) семейными (индивидуальными) крестьянскими и фермерскими хозяйствами;
2) корпоративными хозяйствами, 3) агрохолдингами. В соответствующем законе следует дать определение каждой из указанных категорий производителей, изложить критерии отнесения к ним хозяйствующих субъектов, установить особенности организации хозяйственной деятельности, порядок регистрации и отчетности (в том числе для холдингового типа на консолидированной основе). По европейскому примеру, основой аграрной системы Украины нужно признать индивидуальные и семейные хозяйства, базирующиеся на частной собственности на землю и труде их членов.
Формализация трех категорий производителей сельскохозяйственной продукции нужна не только для упорядочения отечественной сельскохозяйственной системы. Она даст основания для дифференциации аграрной политики и налогообложения субъектов хозяйствования в аграрном секторе. При этом может и должно быть учтено участие разных категорий производителей в достижении целей сельского развития.
Достижение целей сельского развития в процессе усовершенствования земельных отношений связано, прежде всего, с созданием условий для защиты прав и интересов владельцев мелких земельных участков в результате усиления их конкурентоспособности на рынке аренды земли. Это возможно, прежде всего, путем законодательного нормирования самоорганизации владельцев земельных участков (паев) для получения ими большей выгоды от передачи в аренду общего земельного массива. Нужно обеспечить и первоочередное право, а также способность индивидуальных (семейных) крестьянских и фермерских хозяйств приобретать земельные участки для сельскохозяйственного производства, осуществить нормирование максимальных размеров площадей и минимальных цен при покупке (аренде) угодий сельскохозяйственного назначения. Необходимо обеспечить и реализацию интересов сельских общин на рынке земли. Для этого нужно наконец-то решить вопрос о передаче в распоряжение местных общин земель резерва и запаса, находящихся на территории соответствующих административно-территориальных образований (сельских, поселковых, городских советов), разработать и внедрить механизмы изъятия земель на приоритетно важные общественные потребности.
Обеспечение взаимосвязанного развития сельского хозяйства и села предполагает реализацию существенных мер по обновлению человеческого потенциала сельских общин. С этой целью в ближайшее время необходимо приступить к запуску системы беспрерывного образования взрослого сельского населения для реализации трех ключевых образовательных функций: компенсаторной - для наверстывания упущенного в предыдущей системе образования; адаптивной - приспособления к быстро меняющимся условиям; развивающей - направленной на активацию творческого потенциала крестьян. Неотложным является внедрение государственного заказа на подготовку семейного фермера как специалиста широкого профиля с предоставлением ему гранта на открытие семейного хозяйства (включая приобретение земли) и создание государственной сети сельских консультационных служб, ориентированных на непосредственную работу с сельскохозяйственными производителями, сельскими домохозяйствами и населением. К 2020 г. важно было бы запустить и систему сетевого образования организаторов общин непосредственно в селах/поселках, которая помогала бы формированию общины, развитию ее потенциала, учила бы стратегическому планированию и многоканальному финансированию локального развития.
Участники слушаний затронули и вопрос о внедрении гендерного подхода к функционированию аграрного образования ради преодоления негативных последствий вертикальной и горизонтальной сегрегации труда в сельском хозяйстве; расширении специализированных производственных знаний женщин-фермеров; продвижении привлекательности карьеры в сельском хозяйстве у женщин.
В сфере государственной поддержки и налогообложения в сельском хозяйстве целесообразно обусловить предоставление любого вида поддержки субъектам хозяйствования достижением определенных целей сельского развития; ограничить объемы поддержки одного бенефициара параметрами среднего хозяйства (по площади, поголовью, объему реализации и т.п.); увеличить объемы финансирования программ сельского развития в системе бюджетного субсидирования аграрного сектора; внедрить программы поддержки модернизации семейных крестьянских и фермерских хозяйств; ввести государственный заказ и гарантировать семейным крестьянским и фермерским хозяйствам право первоочередной поставки производимой ими агропродовольственной продукции беднейшим слоям населения (в рамках программы продовольственных субсидий) и местным учреждениям социального назначения.
Сельское развитие неразрывно связано с жизнью сельских общин. Поэтому очень важно, чтобы в процессе реформирования административно-территориального устройства Украины и местного самоуправления сельские общины (жители сельских населенных пунктов) сохранили возможность и получили большую способность самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности с использованием местных ресурсов. С этой целью нужно предусмотреть предоставление жителям сел конституционных гарантий относительно:
- представительства и защиты их интересов в органах местного самоуправления через избранного ими старосту как должностное лицо местного самоуправления;
- закрепления за сельскими общинами хозяйственной территории как пространственной базы их развития, включающей площадь поселения и близлежащую территорию;
- права пользования и распоряжения объектами и имуществом коммунальной, собственности, находящимися в пределах их хозяйственной территории и предназначенными для обслуживания членов общины;
- права выбора формы доступа к общественным услугам (образованию, здравоохранению, социальному обеспечению и т.п.) с использованием адекватной части бюджетных средств, выделяемых на соответствующие цели в объединенной общине.
Необходимо также гарантировать общинам сел, входящим в состав объединенной общины, финансовые возможности для саморазвития. С этой целью нужно принять закон Украины "О фонде села", согласно которому объединенная территориальная община в пределах своего бюджета на пропорциональной основе выделяла бы средства для реализации проектов развития сел на каждый бюджетный год.
Учет изложенных предложений в окончательном варианте проекта стратегии будет способствовать приближению основных принципов развития украинского сельского хозяйства и села к тем, на которых строится Общая аграрная политика ЕС. Игнорирование же потребностей села и крестьянства в разработке механизмов развития крупного и среднего агробизнеса в Украине, вытеснение малых производителей сельскохозяйственной продукции - семейных крестьянских и фермерских хозяйств - на обочину сельскохозяйственной системы (даже при предоставлении им государственной поддержки) вместо имплементации в эту систему будет свидетельствовать об отделении сельского хозяйства от сельской экономики и, собственно, от природоресурсных и социальных истоков своего существования.