UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большое неизвестное с переменными

Что мы на самом деле знаем о жилищно-коммунальных платежах?

Автор: Андрей Ревенко

В конце августа Госстат принял Коммуникационную стратегию, обещавшую нам максимальную открытость, публичность и доступность всей статистической информации. Но чуда не произошло, и многие данные о том, как живут украинцы, до сих пор неполны и противоречивы. На примере статистики по жилищно-коммунальным платежам (ЖКП), охватывающей почти 15 миллионов домохозяйств, попробуем разобраться, почему мы точно знаем, что ничего не знаем.

Информация по ЖКП взаимосвязана и разрабатывается в трех департаментах Госстата — социальной статистики, обследований домохозяйств и статистики цен.

Социальная статистика дает нам ежемесячные данные о начисленных и оплаченных платежах, задолженности по ним и количеству лицевых счетов по каждому из шести видов жилищно-коммунальных услуг. Величина этих платежей масштабна: за январь—октябрь начисления составили 121,7 млрд грн, а с учетом частичного погашения предыдущей задолженности — 127,1 млрд. При этом очевидны большие помесячные различия в размере начислений, обусловленные в основном платежами за централизованное отопление: в январе все виды начислений составляли 23,4 млрд грн, в июле — в три раза меньше, или 7,8 млрд. Соответственно средние начисления за жилищно-коммунальные услуги на одного собственника в январе 2019 года составляли 2012 грн, а в июле — 653 грн.

При этом в публикуемой Госстатом ежемесячной информации нет основного — данных в миллионах гривен о величине начисленных и оплаченных платежей по каждой из шести услуг отдельно. А некоторые приводимые там процентные величины по оплате вообще сложно понять. Так, в Днепропетровской области в июне процент оплат теплоэнергии и горячей воды составил 428602,8%, а в июле — 1405287,0%!

Было бы лучше, если бы, кроме данных за последний месяц, приводились данные по платежам с начала года. Это не только было в экспресс-выпусках прошлого года, но и предусмотрено действующей методикой. Как было бы не лишним учесть в методике и изменение порядка определения тарифов по вывозу бытовых отходов и средневзвешенных тарифов по теплоэнергии, принятое правительством в октябре. И поскольку с начала 2019 года платежи по природному газу и электроэнергии разделены на поставку и распределение, то было бы оправдано приводить данные по ним раздельно.

Смущает и отсутствие свежих данных о жилищном фонде и его оснащенности коммунальными удобствами. Последняя публикация «Житловий фонд України» с данными за 2016 год вышла в 2017-м.

Кстати, отсутствие большинства нужных пользователям данных обусловлено коммерческой тайной, которую свято оберегают энергетические компании-монополисты. А Госстат им покорно подчиняется, даже не пытаясь имплементировать положения статьи 29.1 Закона Украины «Об информации»: «Информация с ограниченным доступом может быть распространена, если она общественно необходима, то есть является предметом общественного интереса, и право общественности знать эту информацию превышает потенциальный ущерб от ее распространения».

Вот почему, кроме прочего, большая часть информации по этому блоку ЖКП нам попросту неизвестна.

Обследование домохозяйств дает данные о величине и структуре расходов украинцев, в том числе и по ЖКП. Согласно этим данным, такие платежи довольно велики. В Украине в 2019 году ежемесячные денежные расходы домохозяйств по ЖКП составляли 1169 грн (13,1% расходов). По доле в расходах они уступают лишь расходам на питание. В больших городах (с населением более 100 тысяч жителей) и с лучшим уровнем обеспеченности коммунальным обустройством они были на треть выше — 1547 грн (14,7%), чем во всех украинских домохозяйствах, в малых городах — 1098 грн (13,2%), или на 6% ниже средних. А в сельских домохозяйствах с низким уровнем обустройства жилищ — 771 грн (10,3%), в основном за электроэнергию и сетевой природный газ, что в два раза меньше, чем в больших городах.

Информация по ЖКП содержится в ежегоднике «Доходи і витрати домогосподарств України» и квартальных публикациях Госстата. Эти сведения базируются на выборочном обследовании 8,1 тысячи домохозяйств и экстраполированы на все 14,8 миллиона домохозяйств (генеральную совокупность). А данные о ЖКП выделяются из более широкой классификационной группы денежных расходов, и на семь позиций платежек приходится 4,125% весов. Кроме ЖКП, в этом разделе и расходы по аренде жилья и на баллонный газ или каменный уголь, и покупка обоев, плитки, работ по их укладке или поклейке обоев.

И если в статистике цен не удастся добиться приведения отсутствующих ныне тарифов по ЖКП, то нужно было бы подумать об их более полном, поэлементном представлении с 2021 года, как это подробно делается департаментом в отдельном разделе по продуктам питания. И, пожалуй, можно было бы пожелать некоторого сокращения сроков разработки этих статнаблюдений, — данные на второй квартал были опубликованы 13 ноября.

Статистика цен по ЖКП сразу обращает внимание на три проблемы. О первой мы уже упоминали: в данных следует отразить разделение платежей по природному газу и электроэнергии на доставку и распределение, и приводить долю денежных расходов по каждому из них. Ведь цены, а значит, и индексы по поставкам природного газа меняются каждый месяц, а по распределению сохраняются более продолжительный период. А по электроэнергии, наоборот, тарифы по распределению прежние, а по поставкам — меняются.

Вторая проблема более серьезная: различие в 3,2 раза между весами (то есть долями денежных расходов) ЖКП: в обследованиях домохозяйств — 13,1%, а в статистике цен — 4,125%. Между этими показателями могут быть небольшие, но никак не трехкратные различия. Чтобы пояснить причину этих расхождений, нужно приводить с десяток таблиц для анализа. Но если упростить, основная причина в том, что в обследованиях домохозяйств занижаются денежные доходы и расходы более обеспеченной части населения, проживающей преимущественно в крупных городах. Обследования домохозяйств базируются на добровольном согласии попавших в выборку респондентов. В обследовании 2019 года в целом по Украине из 12148 отобранных домохозяйств приняли участие 8107, или 66,7%, в том числе в больших городах (с населением более 100 тысяч) — около половины (49,1%), а в Киеве еще меньше — 36,4%, в малых городах — 72,0%, при этом больше всего в сельской местности — 85,3%. Причина проста — участие в обследованиях связано с затратами времени, ведением подробных записей, за которые респондентам выплачиваются мизерные денежные вознаграждения порядка 70 грн в месяц. Домохозяйства побогаче этим не заинтересуешь, а для селян, у которых очень скромные денежные доходы, хоть какие-то дополнительные деньги.

В итоге в данных обследований домохозяйств недопредставлена более зажиточная часть граждан, проживающих в просторных и лучше обустроенных коммунальными удобствами жилищах, за которые, разумеется, приходится и больше платить. И вряд ли нужны какие-то дополнительные аргументы о занижении доли ЖКП в статистике цен, если в весовой структуре денежных расходов вес природного газа в 2018 году был лишь на 4,2% меньше, чем куриного филе, а сосисок и сарделек — на 1,128% больше платежей за централизованное отопление (0,972%) и электроэнергию (0,983%)!

Третья проблема — публикация информации о ЖКП. Госстат ежемесячно 13–14-го числа публикует информацию о средних ценах (тарифах) по Украине и регионам, в которой представлены 53 продукта, но тарифов в их числе нет. Хотя на ЖКП приходится 4,125% расходов домохозяйств. Почему данные по ним не приводятся, понять трудно, как и то, почему там до сих пор нет мобильной связи, Интернета, кабельного телевидения.

В итоге мы знаем, что ничего не знаем. Но статистика такой быть не должна. В конце концов, эти вопросы касаются жизни и трат почти 15-миллионной целевой группы, и если государству неинтересно, как в действительности обстоят дела у простого украинца, тот самим украинцам интересно, и даже очень. Да и настолько противоречить собственной Коммуникационной стратегии негоже, раз уж пообещали обществу максимальную открытость, публичность и доступность всей статистической информации.

Больше статей Андрея Ревенко читайте по ссылке.